Сущность и структура процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена сложившимся противоречием между объективной потребностью общества, государства, Вооруженных Сил Российской Федерации в военных специалистах с развитым интеллектуально-творческим потенциалом, способных адаптироваться, эффективно действовать и принимать конструктивные решения в нестандартных ситуациях будущей военно-профессиональной деятельности, и недостаточной ориентированностью существующей системы подготовки военных специалистов на данную потребность. В статье раскрывается целостный педагогический процесс развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военных вузов в ходе военно-научной работы. Предлагается уточненное определение понятия «интеллектуально-творческий потенциал курсантов военных вузов», его структура как взаимосвязь мотивационно-потребностного, содержательно-операционального, регулятивно-волевого, рефлексивно-оценочного компонентов. Обосновывается роль, значимость военно-научной работы как важного инструмента интеллектуально-творческого развития обучающихся. Раскрывается структура исследуемого процесса в виде совокупности задачно-целевого (цель и задачи), содержательного (содержание, субъекты и объекты, подходы, функции, закономерности, противоречия, принципы обучения), методического (методы, формы, средства обучения) и результативного (результат) компонентов, реализующихся в ходе определенных процессуальных этапов. Делается акцент на специфических закономерностях, противоречиях данного процесса, а также принципах обучения как основополагающих требованиях к организации и содержанию процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы.

Об авторах

Алена Евгеньевна Алексеенко

Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники

Автор, ответственный за переписку.
Email: alcharm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1746-7945

преподаватель кафедры «Физика»

Россия, Советский просп., 126, Череповец, 162622

Список литературы

  1. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation. Psychological Review. 1943. No. 4. Vol. 50. Pp. 370–396.
  2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – 184 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Питер, 2012. – 705 с.
  4. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа детерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56–65.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. – 2-е дораб. изд. – Самара: Самарский дом печати, 1999. – 128 с.
  7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М.А. Холодная. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 334 с.
  8. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. – Т. 12. – С. 97–107.
  9. Дружинин В.Н. Творчество: природа и развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. – № 3. – Т. 2. – С. 91–107.
  10. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.
  11. Крылов А.А. Психология: учебник. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2005. – 474 с.
  12. Шилова О.В. Интеллектуальный потенциал человека современного российского общества: дис. … канд. филос. наук. – Ставрополь, 2012. – 177 с.
  13. Седунова А.С. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала студентов вузов: дис. … канд. псих. наук. – Ульяновск, 2004. – 189 с.
  14. Юмашина Ю.Ю. Развитие интеллектуально-творческих способностей как педагогический феномен // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2021. – № 4. – Т. 18. – С. 115–128.
  15. Адакин Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Кемерово, 2006. – 46 с.
  16. Шатило П.В. Формирование интеллектуального потенциала личности в учебно-воспитательном процессе: философско-методологические аспекты: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Санкт-Петербург, 1998. – 22 с.
  17. Тигров В.П. Развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тамбов, 2008. – 41 с.
  18. Алехин И.А. Военная педагогика: учебник для вузов / под общ. ред. И.А. Алехина. – М.: Юрайт, 2017. – 414 с.
  19. Баяхметов С.У. Профессионально-личностное саморазвитие курсантов в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. – Омск, 2017. – 223 с.
  20. Вдовиченко О.В. Формирование интеллектуальной компетентности будущих военных авиационных инженеров в процессе профессионально направленного изучения физики: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2014. – 27 с.
  21. Лепетанов Н.П. Педагогические условия развития интеллектуального потенциала курсантов в образовательном процессе военного вуза: дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2002. – 180 с.
  22. Пантюхин Г.Н. Педагогические условия развития интеллектуального потенциала будущего военного специалиста в контексте профессиональной подготовки (на примере изучения общевойсковых дисциплин в вузе): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Орел, 2012. – 27 с.
  23. Романчук В.О. Развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Елец, 2016. – 23 с.
  24. Тишин С.А. Развитие творческого потенциала курсантов военно-инженерного вуза в научно-исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Новосибирск, 2012. – 24 с.
  25. Гавриков А.А. Формирование проектной компетентности будущего военного инженера в процессе научно-исследовательской работы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2015. – 26 с.
  26. Добровольсков О.В. Научно-исследовательская деятельность курсантов как фактор профессионального становления офицера: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ульяновск, 2011. – 31 с.
  27. Елагина В.С. Педагогические условия организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 3 (19). – С. 84–90.
  28. Приказ Министра обороны РФ от 30 мая 2022 г. № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404833517/?ysclid=m401tz6szr806051259 (дата обращения: 27.11.2024).
  29. Положение о военно-научной (научно-исследовательской) работе обучающихся. – М., 2015 [Электронный ресурс]. – URL: https://vestnik-adyunkta.ru/images/vno/Положение%20о%20военно-научной%20работе%20ВУ.pdf (дата обращения: 27.11.2024).
  30. Алексеенко А.Е., Шишков А.И. Исследование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военных вузов в рамках военно-научной работы // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. – 2024. – № 4 (22). – С. 188–201.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Алексеенко А.Е., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».