Русский как иностранный язык в высшем образовании: системный подход к преподаванию лексики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена особенностям изучения лексики в процессе преподавания русского языка как иностранного в вузе. Кратко освещаются основные аспекты, методы и приемы работы с лексическим материалом в зависимости от этапа обучения. Цель исследования - обоснование системного подхода к обучению лексике. В статье приводятся примеры материалов и методов, а также стратегии обучения овладению лексикой. Авторы приходят к выводу, что исследовательская работа указывает на важность системных критериев в процессе усвоения грамматического и словарного материала, а также развития речевых навыков и умений. Работа вносит свой вклад в методологию обучения студентов военных и инженерных специальностей. Практическая значимость результатов статьи обусловлена обсуждением и выводом об особенностях изучения лексики в процессе преподавания русского языка как иностранного в высших учебных заведениях.

Об авторах

Анна Алексеевна Хохлова

Самарский государственный технический университет

Email: khokhlova.anna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4017-6997

преподаватель кафедры «Иностранные языки»

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Наталья Николаевна Немич

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: nemich.natalya@mail.ru

преподаватель кафедры «Русский язык»

Россия, 446007, Сызрань, ул. Маршала Жукова, 1

Список литературы

  1. Клокова О.В. Особенности изучения и преподавания лексики на занятиях по русскому языку // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: Материалы VIII Международной научной конференции. Отв. ред. О.А. Дронова. – 2019. – С. 119–123.
  2. Вагнер В.Н. Лексика русского языка как иностранного и ее преподавание: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 104 с.
  3. Зиновьева Е.И., Хруненкова А.В. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. – СПб.: Нестор-История, 2015. – 220 с.
  4. Тихонович В.С., Астапенко В.А. Психолингвистические особенности обучения лексике на занятиях по русскому языку как иностранному // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития. Материалы VIII Международной научно-методической конференции. 2019. –С. 44–49.
  5. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык. Курсы, 2002. – 256 с.
  6. Богданова Н.В., Немич Н.Н. Приемы обучения инофонов лексике и фразеологии с опорой на наглядность на занятиях по русскому языку как иностранному // Проблемы и современные пути развития образования в области аэронавигации: Сборник материалов VII Всероссийской педагогической научно-методической конференции. – Киров, 2022. – С. 342–345.
  7. Больгерт И.А. Принципы отбора лексического материала на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Язык. Общество. Медицина: Сборник материалов ХХ Республиканской студенческой конференции и ХVII Республиканского научно-практического семинара «Формирование межкультурной компетентности в учреждениях высшего образования при обучении языкам». – Гродно, 2021. – С. 353–354.
  8. Тихонович В.С., Астапенко В.А. Психолингвистические особенности обучения лексике на занятиях по русскому языку как иностранному // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-методической конференции. – 2019. – С. 44–49.
  9. Радкевич А.В. Лексический аспект преподавания курса русского языка как иностранного в юридическом вузе // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2018. – № 2 (27). – С. 400–406.
  10. Агманова А.Е., Асмагамбетова Б.М. Специфика обучения русской лексике студентов реапатриантов-казахов // Сборник материалов I Азиатского международного форума «Новые горизонты РКИ». – Якутск: Изд. дом СВФУ, 2022. – С. 6–12.
  11. Киндря Н.А. Лексический аспект в обучении русскому языку как иностранному // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 44–46.
  12. Хрящева Н.П. Обучение профессионально ориентированной лексике на занятиях по русскому языку как иностранному // Мова і літаратура: матэрыялы 78-й навуковай канферэнцыі студэнтаў і аспірантаў філалагічнага факультэта БДУ, Мінск, 22 красавіка 2021 г. / Філалагічны факультэт БДУ ; рэдкал.: Г. У. Навумава [і інш.]. – Мінск, 2021. – С. 271–275.
  13. Чагина О.В. Стилистический аспект употребления имен собственных в преподавании русского языка как иностранного // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: Сборник материалов XХI Международной научной конференции по риторике. – 2017. – С. 506–512.
  14. Vyshkin E.G., Nemich N.N., Khokhlova A.A. Electronic Dictionaries in educational process in higher education // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2021. – № 3. – С. 115–126 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/electronic-dictionaries-in-educational-process-in-higher-education (дата обращения: 16.03.2023).
  15. Васильева О.А., Немич Н.Н. Семантизация специальной лексики и терминологии на занятиях по русскому языку для иностранных военнослужащих // Волжский вестник науки. – 2017. – № 4–6 (8–10). – С. 82–83.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис.1

Скачать (145KB)
3. Рис.1


© Хохлова А.А., Немич Н.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».