Том 17, № 3 (2020)

Статьи

Разработка полилингвальной и поликультурной учебной программы

Гильметдинова А.М.

Аннотация

Какова связь между языком и культурой? Какую роль язык и культура играют в разработке учебной программы, учитывающей потребности обучающихся из разных культур и говорящих на разных родных языках? Как выглядит разработка полилингвальной и поликультурной учебной программы? Научные данные по поликультурному образованию указывают на тесную интерактивную связь между языком, культурой и обучением, в основе которой лежит интеграция преимуществ двуязычного обучения для многоязычных студентов [10]. Тем не менее часто предполагается, что «озвучивание происходит только на английском языке» [22]. Точно так же разработка учебных программ для поликультурного образования в основном осуществляется на английском языке. Цель этой статьи - сделать обзор научных исследований в сфере разработки учебных программ, учитывающих лингвистические и культурные потребности обучающихся и взаимосвязь языков обучения с содержанием учебных планов. Опираясь на книгу Sleeter [37] “Un-standardizing curriculum: Multicultural teaching in the standards-based classroom”, автор делает обзор научной литературы по данной тематике, основанный на четырех центральных вопросах теории и методики разработки учебных программ. Вопрос 1: Каким целям должна служить учебная программа? Вопрос 2: Как следует выбирать те знания, которым обучать, кто решает, какие знания наиболее целесообразно преподавать и изучать, и какова взаимосвязь между теми, кто находится в классе, и тем, кто создает программы обучения? Вопрос 3: Каковы особенности обучающихся и процесса обучения, как это влияет на организацию учебного процесса и на взаимоотношения всех заинтересованных сторон? Вопрос 4: Как следует оценивать учебный план? Как следует оценивать обучение? Кому подотчетна оценка учебной программы? Результаты обзора представляют собой рекомендации преподавателям и авторам учебных программ по разработке комплексных учебных программ, учитывающих особенности культуры и языка обучающихся.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):6-23
pages 6-23 views

Интернетизация современной молодежной субкультуры

Глебова Е.А., Бганцева И.В., Тисленкова И.А., Tихаева В.В.

Аннотация

Данная статья рассматривает современную молодежную субкультуру в эпоху стремительного развития интернет-технологий и предоставляемых ими возможностей для общения и времяпрепровождения в молодежной среде. Целью данного исследования является изучение характеристик современной молодежной субкультуры, подвергшихся трансформации под влиянием процессов интернетизации. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1) рассмотреть современную молодежную субкультуру, существующую на базе интернет-приложения Instagram; 2) проанализировать результаты анкетирования по выявлению популярности Instagram-сообщества в студенческой среде и по выявлению влияния данного приложения на участников; 3) выявить характеристики молодежной субкультуры на современном этапе развития общества. В качестве основных методов исследования применялись интерпретативный анализ отечественных и зарубежных научных текстов и материалов интернет-сайтов по проблемам современной молодежной субкультуры и ее влияния на молодежь; метод анкетирования и метод количественного анализа. Научная новизна исследования: определены характеристики современной молодежной субкультуры в эпоху интернетизации общества и показано ее возможное влияние на развитие личности и поведение молодежи. Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использования актуальной информации о современной молодежной субкультуре в эпоху цифрового общества психологами, педагогами и социальными педагогами в научно-исследовательской деятельности и учебно-воспитательной работе с молодежью.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):24-37
pages 24-37 views

Воспитание педагогической толерантности в процессе обучения иностранному языку

Гриднева Н.А., Досковская М.С.

Аннотация

Статья посвящена проблеме воспитания педагогической толерантности средствами дисциплины «Иностранный язык». Актуальность исследования определяется, во-первых, существующим запросом общества, которое обоснованно видит в толерантности залог гармоничности и конструктивности взаимоотношений между людьми (в том числе в профессиональной сфере), и, во-вторых, современной гуманистической концепцией образования, опирающейся на идею бережного и уважительного отношения к индивидуальности ребенка во всех ее социально приемлемых проявлениях. Педагогическая толерантность рассматривается в статье как профессионально важное качество учителя, являющееся неотъемлемым элементом его профессионально-этической культуры и в значительной степени определяющее эффективность его деятельности. Основные возможности дисциплины «Иностранный язык» для воспитания педагогической толерантности увязываются в статье с тремя аспектами, во многом составляющими саму ее специфику и определяющими ее внушительный гуманитарный потенциал. Это, во-первых, лежащая в основе современной методики обучения иностранному языку концепция диалога культур, во-вторых, обширная и разнородная коммуникативная практика и, в-третьих, возможность ценностной ориентации содержания обучения. На материале специально разработанных для будущих педагогов заданий демонстрируются возможности развития у них в процессе обучения иностранному языку толерантности, открытости миру во всем его культурном многообразии, эмпатии, альтруизма, уважительного отношения к Другому, способности к диалогу и сотрудничеству, т. е. тех личностных качеств, которые необходимы современному педагогу для налаживания конструктивных отношений с обучающимися, для создания и поддержания психологически комфортной и потому продуктивной для обучения и воспитания среды, в том числе в неоднородной по своему национально-этническому составу аудитории.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):38-54
pages 38-54 views

Идентификация проблем качества профессионального обучения персонала

Живаева В.В., Николаев В.А., Парфёнова С.Н., Тупоносова Е.П.

Аннотация

Качество профессионального обучения (ПО) персонала играет ключевую роль в решении задач по повышению эффективности в любой сфере бизнеса. ПО является весьма сложным и малоизученным системным объектом, функционирование которого подвержено непрерывному действию большого числа случайных (неопределенных) факторов. Обучение взрослых, обладающих высокими уровнями мотивации, профессиональной компетенции и социального статуса, в значительно большей степени, чем другие виды обучения, подвержено действию указанных выше факторов изменчивости конечных результатов образовательного процесса (ОП). Совместное действие данных факторов приводит к возникновению существенных несоответствий в освоении программы обучения, снижающих ее результативность в отношении достижения целей обучения. Отсутствие соизмеримости реального роста эффективности деятельности предприятия с целевыми установками следует рассматривать как проблему качества ПО.Для предупреждения проблем качества необходимо обеспечить выполнение процесса обучения в управляемых условиях. В связи с недостаточностью существующих теоретических представлений о внутренних свойствах ОП задача синтеза управления может решаться на основе наблюдения за его входами и выходами. Наблюдение за реакцией выходных величин на изменения входных воздействий позволяет построить апостериорную модель процесса, т. е. осуществить идентификацию проблемы качества на ранних этапах ее зарождения.Цель данной работы - исследование возможности обеспечения качества ПО персонала методом идентификации по результатам оценивания входных и выходных сигналов ОП как объекта управления. Методология работы базируется на концепции комплексного управления качеством (TQM) и процессном подходе к управлению качеством, в соответствии с которым все этапы жизненного цикла ОП взаимосвязаны, выходы каждого предыдущего этапа являются входами для этапа последующего, а результаты каждого этапа должны подвергаться наблюдениям (измерениям).Построение модели процесса предложено производиться последовательным решением трех взаимосвязанных задач: регистрации данных при тестовых воздействиях на процесс, формирования множества моделей и выбора адекватной реальному процессу модели из их множества.Рассмотрены основные виды проблем качества обучения и осуществлена их кластеризация для поддержки принятия управляющих решений. Описаны наиболее важные особенности закрытых и открытых проблем, которые необходимо учитывать при принятии решений. Выработаны рекомендации по применению методов прямого и косвенного подходов к идентификации проблем качества. Показано, что дискуссии в межфункциональных группах обеспечивают, как правило, наилучшие результаты в идентификации и разрешении проблем. Ценность проведенного исследования для теории и практики ПО состоит в построении процедуры идентификации для поддержки принятия обоснованных решений при выборе действий, предупреждающих развитие проблем качества. Идентификация (построение модели) проблемной ситуации на основе наблюдений, полученных в условиях функционирования ОП по его входам и выходам, обеспечивает возможность реализации необходимых действий по предупреждению (разрешению возникших) проблем качества.Разработанная процедура идентификации может применяться в системе ПО, обеспечивая приемлемый уровень удовлетворенности персонала предприятия качеством обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):55-76
pages 55-76 views

Формирование концептуального понимания математики у студентов технических университетов

Кузнецова Е.В., Жбанова Н.Ю.

Аннотация

Глобальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается человечество, ставят перед высшим образованием задачу готовить специалиста, обладающего фундаментальной подготовкой и способностью учиться в течение всей жизни. Фундаментализация образования невозможна без формирования у студентов концептуального понимания изучаемого материала. Эта проблема в достаточной мере актуальна при изучении математики в силу специфики природы данной науки. Отсутствие у исследователей единой точки зрения при определении сущности концептуального понимания математики не позволяет практикам разрабатывать инструменты для оценки уровня концептуального понимания у студентов вузов и осуществлять целенаправленные шаги по его формированию. Цель данной статьи - выявить и сформулировать сущностные характеристики и педагогические условия развития концептуального понимания математики, а также исследовать возможности компьютерного моделирования как средства формирования концептуального понимания в процессе обучении теории вероятностей студентов технических университетов, определить эффективность заданий компьютерного практикума. Проведенное исследование показало, что компьютерный практикум, разработанный на основе выявленных педагогических условий и с учетом дидактических возможностей ИКТ в учебном процессе, является эффективным средством развития концептуального понимания при изучении курса теории вероятностей. Студенты, в учебный план которых был включен практикум с элементами компьютерного моделирования, в большей мере владеют методологически значимым знанием и способностью связать ранее изученный материал с новыми проблемами.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):77-90
pages 77-90 views

Управление образовательным процессом в области реализации языкового образования в вузе

Морозова А.Л.

Аннотация

Изучается проблема управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе на примере МГИМО Одинцовский филиал (Московская область). Рассматриваются механизмы, алгоритмы, системы педагогического управления, в том числе LMS (система управления обучением, Learning Management System), которые возможно применять в условиях стандартного, смешанного и дистанционного типов обучения, в том числе в период вынужденного полного перехода в дистанционный режим весной 2020 г. и внедрения смешанного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года. Представлен алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе, который включает следующие этапы: планирование, конструирование, мотивацию, реализацию, мониторинг и рефлексию. Алгоритм достаточно успешно реализуется в нашем вузе, в том числе в условиях пандемии COVID-19. Анализируются условия педагогического управления процессом реализации языкового образования (гуманистическая направленность, учет специфики духовно-нравственного развития и потребностей обучающихся, уровня владения языком и др.). Локальной языковой системе свойственны следующие параметры: доминирование четких и верифицированных целей языкового образования; сочетание комплекса идей всего процесса языкового образования и рабочих программ, дидактических материалов и пр.; перманентно управляемое корректирование и развитие процесса преподавания языка с учетом с изменяющихся внешних и внутренних условий, запросов и целей; мониторинг достигнутых результатов обучения. Выделяются критерии оценки качества эффективности управления: упорядоченность и прозрачность процесса реализации языкового образования; присутствие «костяка» педагогического коллектива кафедры, сплоченность самого вуза «по вертикали» и др. Внедрение в образовательный процесс МГИМО предложенного алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования показало его эффективность, что отразилось не только на результатах сессии и государственных экзаменов, но и на уровне языковой подготовке выпускников, которые достигли искомый В2-С1/С2, имея изначально А2/В1. Более того, внедрение разработанного нами алгоритма в МГИМО позволило не только систематизировать, но и упростить процесс управления.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):91-111
pages 91-111 views

Анализ предметного поля феномена коммуникативной культуры в диссертационных исследованиях по педагогической науке

Рындак В.Г., Баженова Ю.А.

Аннотация

Статья посвящена феномену коммуникативной культуры в педагогической науке. Материалом для исследования послужили отечественные диссертационные исследования по педагогике с 1998 по 2017 гг., предметом которых является данный феномен. Автором определены основные теоретические конструкты (коммуникативная компетентность, педагогическое общение, культура общения и прочее), позволившие исследователям сформулировать собственное определение феномена коммуникативной культуры. Выявлено, что в представлениях современных отечественных ученых понимание изучаемого феномена неоднозначно и зависит от конкретной проблемы исследования: в 53,1 % исследований феномен коммуникативной культуры понимается как интегральное (или интегративное) качество личности; в 9,5 % - как компонент профессиональной деятельности, дающий возможность представить изучаемый феномен путем переноса характеристик профессиональной деятельности; в 16,6 % - как качество личности, отражающее мотивы и потребности общения и взаимодействия с другими людьми; в 20,2 % - как способность устанавливать разнообразные социальные контакты, зависящая от овладения наукой и искусством общения, образцами и ценностями поведения. При этом подробно исследовались сопутствующие понятия (например, коммуникативная деятельность, педагогическое общение, коммуникативная компетентность, культура общения и пр.). Свободу в определении компонентов структуры феномена коммуникативной культуры мы объясняем искусственностью представлений о нем в сознании исследователя как следствие транспозиции (вариант результата генерализации).
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):112-126
pages 112-126 views

Сравнительный анализ психологических характеристик представителей различных подростковых субкультур

Хуснутдинова Р.Р., Хакимова Н.Г.

Аннотация

Рассматриваются психологические особенности подросткового возраста. С целью управления процессом социализации подрастающего поколения и построения линии профилактики необходимо знание подростковой среды. Среди подростков выделены максимально распространенные субкультуры. Проведен сравнительный анализ психологических характеристик подростков, принадлежащих к субкультурам «оффники» и «геймеры». Выявлены различия в самооценке межличностных отношений, мотивации аффилиации, агрессивности и социально-психологической адаптированности между подростками. Поведение оффников чаще всего характеризуется или уходом от проблем, или склонностью к подчинению. Анализ агрессивности подростков показал, что геймерам более свойственны негативизм и обидчивость, у оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия, также подозрительность.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):127-142
pages 127-142 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».