Проектирование дополнительных профессиональных программ для преподавательского состава образовательных организаций высшего образования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Идея образования на протяжении всей жизни не только находит свою реализацию в виде теоретических концепций, но и внедряется в практику подготовки кадров. Необходимость постоянного профессионального совершенствования зафиксирована на законодательном уровне и прописана в профессиональных стандартах по всем отраслям деятельности. Согласно действующему законодательству, профессорско-преподавательский состав любой образовательной организации обязан проходить курсы повышения квалификации не реже чем раз в три года. В связи с этим проблема проектирования дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего образования - является актуальной. Эмпирические и теоретические методы исследования, а также анализ собственного опыта автора в области разработки подобных программ позволили сделать обобщения об этапах проектирования программы, которые и представлены в данной статье. Этапы проектирования содержат минимально необходимый комментарий сути действий разработчика и примерный итог проектирования программы как на отдельном этапе, так и по программе в целом. На примере действующей дополнительной профессиональной программы выделены содержательные модули, которые могут рассматриваться в качестве универсальных модулей, соответствующих профессиональным стандартам деятельности профессорско-преподавательского состава в высшей школе. Автор указывает на то, что все модули программы должны иметь содержательные взаимосвязи и что в этом случае они могут рассматриваться как своеобразный образовательный кейс, внутри которого применяются как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нестандартным подходом к проверке успешности прохождения слушателями курсов повышения квалификации является организация итоговой аттестации. Она представлена защитой проекта, в котором слушатель демонстрирует совершенствуемые компетенции. Предложенные в статье этапы проектирования дополнительной профессиональной программы и организации работы со слушателями вносят свой вклад в развитие системы послевузовского образования и имеют практическую значимость для всех образовательных организаций, разрабатывающих собственные программы повышения квалификации кадров.

Об авторах

Ольга Викторовна Игумнова

Кузбасский институт ФСИН России

Email: o.igumnova2009@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные дисциплины» 654066, Россия, г. Новокузнецк, Кемеровская область, пр-т Октябрьский, 49

Список литературы

  1. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Лебедев В.В. Персонифицированное дополнительное профессиональное образование: модель, стратегия проектирования программ повышения квалификации // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2017. - № 1. - С. 45-59.
  2. Вейсгейм Л.Д., Дубачева С.М., Гаврикова Л.М. Роль технологии модульного обучения в повышении эффективности обучения врачей-стоматологов на курсах повышения квалификации // Новое в науке и образовании: сб. тр. ежегод. междунар. науч.-практ. конф. от 13 апреля 2016 г. - М.: МАКС Пресс, 2016. - С. 328-332.
  3. Аминов И.Б., Каршиева Д. Эффективность применения кейс-технологии в курсе повышения квалификации учителей // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2016. - № 10-6 (18). - С. 10-13.
  4. Борисова О.Н., Сизинцева Н.А. Специфика организации процесса повышения квалификации работников предприятия // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2018. - № 1 (37). - С. 20-29.
  5. Волобуева Т.Б. Коуч-курсы повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 1 (34). - С. 22-28.
  6. Бруссер А.М. Результаты апробации курса по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров по сценической речи // Голос и речь. - 2012. - № 1 (6). - С. 83-90.
  7. Breen M., Candlin C., Dam L., Gabrielsen G. The Second Language Curriculum: Cambridge: Cambridge University Press, 1989, 111-135 pp.
  8. Гаджиев М.Г. Курсы повышения квалификации НИИРГ - важный фактор повышения качества работы специалистов // Актуальные вопросы радиационной гигиены: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - СПб, 2018. - С. 86-89.
  9. Аникина К.М. Роль дистанционных курсов в повышении квалификации учителей // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - С. 212-217.
  10. Телешева Т.А. Возможности дистанционных курсов в повышении квалификации педагогов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2015. - № 2 (26). - С. 149-153.
  11. Калинина Л.Ю. Электронные курсы в повышении квалификации учителей музыки // Научное отражение. - 2017. - № 5-6 (9-10). - С. 82-83.
  12. Баженов Р.И. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в курсе повышения квалификации «Эффективный контракт преподавателя вуза» // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: сб. мат-лов науч.-практ. конф. - СПб: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2018. - С. 27-29.
  13. Lohmann G., Pratt M.A., Benckendorff P. et al. Online business simulations: authentic teamwork, learning outcomes, and satisfaction. Higher Education, 2019, Vol. 77, Issue 3, 455-472 pp.
  14. Царикова А.А. Интегрированное обучение иностранному языку и методике на курсах повышения квалификации учителей // Профессиональное лингвообразование: мат-лы XII Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». - 2018. - С. 307-309.
  15. Толкачева С.В., Крылова Л.А. Анализ методики аттестации научно-педагогических работников // Новое в науке и образовании: сб. тр. ежегод. междунар. науч.-практ. конф. - М.: МАКС Пресс, 2016. - С. 353-358.
  16. Волобуева Т.Б. Развитие профессионализма педагога на курсах повышения квалификации: рефлексивная модель // Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: сб. мат-лов Междунар. электрон. науч.-практ. конф.: в 4 т. - Донецк: Истоки, 2018. - С. 17-31.
  17. Clegg S. A case study of accredited training for research awards supervisors through reflective practice. Higher Education, 1997, vol. 34, Issue 4, 483-498 pp.
  18. Дворцов В.Б., Диденко А.В. Проблемы проектирования дополнительных профессиональных программ в образовательных организациях ФСИН России в рамках современных нормативных требований // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: Мат-лы межрегиональн. науч.-практ. конф. 20- 21 апреля 2017 г. - Томск: Офсет ЦЕНТР, 2017. - C. 233-237.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Игумнова О.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».