Мотивационный компонент познавательной активности студентов-первокурсников высшей школы (на примере БФУ им. И. Канта)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается мотивационный компонент познавательной активности студентов-первокурсников БФУ им. И. Канта. Анализируются смысложизненные ориентации, мотивы поступления в вуз и выбора специальности, а также аспекты внеучебной деятельности студентов. Основной метод − анкетирование (n=533). Исследование показало, что смысложизненные ориентации, мотивы поступления в вуз и выбора специальности студентов основываются как на материалистических (желание больше зарабатывать, получить работу), так и на постматериалистических ценностях (интерес к учебе, выбранной специальности). В целом большинство мотивов носят узкий социальный характер − сосредоточены на личных целях, лежащих за пределами учебного процесса. Студенты уделяют часть своего досуга интеллектуальным занятиям, однако значительная доля времени отводится менее познавательной деятельности. Выявлен низкий интерес к университетским мероприятиям и научной деятельности, что подчеркивает необходимость развития педагогической работы в данных направлениях. Результаты исследования могут быть использованы для персонализации и индивидуализации образовательной среды университета.

Об авторах

Константин Сергеевич Проданцов

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: Prodantsovks@yandex.ru

младший научный сотрудник, социологическая лаборатория ИГРИ

Россия, 236041, г. Калининград, ул. Александра Невского, 14

Марина Викторовна Храмова

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Email: mhramova@gmail.com

кандидат педагогических наук, директор Высшей школы образования и психологии

Россия, 236041, г. Калининград, ул. Александра Невского, 14

Список литературы

  1. Федоров А.А., Куркин С.А., Храмова М.В. и др. Нейротехнологии и искусственный интеллект как ключевые факторы кастомизации жизненно-образовательного маршрута // Информатика и образование. – 2023. – Т. 38. − № 3. – С. 5−15.
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. − М.: Педагогика, 1982. − 656 с.
  3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. − М.: Педагогика, 1982. − 209 с.
  4. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. − Екатеринбург, 1993. − 21 с.
  5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. − М.: Педагогика, 1988. − 208 с.
  6. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2017. – Т. 8. − № 1−1. – С. 18−31.
  7. Грибова Е.П. Феномен познавательной активности в аспекте философских и психолого-педагогических исследований // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. − № 4. – С. 9.
  8. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Гуманизация образования. − 2016. − № 2. − C. 89−96.
  9. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. − 2020. − Т. 8. − № 2 (31). − С. 6.
  10. Lazarides R., Gaspard H., Dicke A.L. Dynamics of classroom motivation: Teacher enthusiasm and the development of math interest and teacher support. Learning and Instruction. 2019. Vol. 60. Pp. 126−137.
  11. Некрасова И.И., Чикова О.А. Познавательная активность студентов: содержание и методы измерения // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. − 2021. − № 3 (48). − С. 63–68.
  12. Чибаков А.С., Крылов Д.А. Познавательная активность учащихся: анализ педагогических концепций и развитие в процессе профессионального обучения рабочих и специалистов // Вестник Марийского государственного университета. − 2016. − № 4 (24). − С. 51−59.
  13. Федосеева Е.С., Хвастунова Е.П. Научные подходы к проблеме повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. − 2019. – № 2 (135). − С. 42−48.
  14. Федулова Ю.А., Попова Е.Е., Корепанова Е.В. Развитие познавательной активности студентов в условиях компетентностного подхода // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. − 2019. − № 4 (74). − С. 164−169.
  15. Fleischhauer M., Enge S., Brocke B. et al. Same or Different? Clarifying the Relationship of Need for Cognition to Personality and Intelligence. Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. No. 1. Pp. 82−96.
  16. Nalumenya B., Rubinato M., Kennedy M. et al. Can Game-Based Learning Help to Increase the Awareness of Water Management in Uganda? A Case Study for Primary and Secondary Schools. World. 2024. Vol. 5. No. 4. Pp. 981−1003.
  17. Чибаков А.С. Исследование развития познавательной активности учащихся в условиях среднего профессионального образования // Научный диалог. − 2016. − № 4 (52). − С. 395−408.
  18. Щанина Е.В. Информационно-познавательная активность пожилых людей в условиях информационной среды как способ адаптации к современной российской реальности // Социально-экономические явления и процессы. − 2018. − Т. 13. − № 103. − С. 19–26.
  19. Бичерова Е.Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. − 2016. − Т. 5. − № 2 (15). − С. 190–193.
  20. Егурнова А.А. Эмоционально благоприятная атмосфера на занятиях как способ амплификации познавательной активности // Педагогический журнал. − 2020. − Т. 10. − № 1−1. − С. 671−677.
  21. Рышкова А.В. Межпредметные связи курса физики как средство повышения познавательной активности студентов медицинского вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. − 2019. − Т. 8. − № 4 (29). − С. 184−187.
  22. Lavrijsen J., Tracey T.J., Verachtert P. et al. Understanding school subject preferences: The role of trait interests, cognitive abilities and perceived engaging teaching. Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 174. P. 110685.
  23. Lavrijsen J., Preckel F., Verachtert P. et al. Are motivational benefits of adequately challenging schoolwork related to students’ need for cognition, cognitive ability, or both? Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 171. P. 110558.
  24. Поштарева Т.В., Грибова Е.П. Структура познавательной активности личности // Современные проблемы науки и образования. − 2020. − № 1. − С. 37.
  25. Цакаев С.Ш., Неверкович С.Д. Педагогические условия реализации мотивационного компонента познавательной активности обучающихся вуза физической культуры // Ученые записки Орловского государственного университета. − 2022. − № 4 (97). − С. 341–343.
  26. Солдатенков Ф.Н. Формирование мотивации к учебе у студентов непедагогических специальностей средствами олимпийского образования в условиях педагогического вуза // Теория и практика физической культуры. − 2017. − № 8. − С. 41–43.
  27. Квач Н.В. Формирование мотивации студентов к изучению иностранного языка в неязыковом вузе средствами иноязычного вокабуляра // Современные проблемы науки и образования. − 2021. − № 6. − С. 18.
  28. Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б. Влияние ролевой идентичности учащихся на мотивацию обучения // Вестник педагогических инноваций. − 2021. − № 2 (62). − С. 116–125.
  29. Кашапов М.М., Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б. Социальная роль как фактор учебной мотивации кадет // Сибирский педагогический журнал. − 2019. − № 4. − С. 113–120.
  30. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. Политические исследования. − 1997. − № 4. − С. 6–32.
  31. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. − Воронеж: МОДЭК, 1995. – 349 с.
  32. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. − М.: Просвещение, 1983. − 96 с.
  33. Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. − 2014. − № 3. − С. 63–78.
  34. Мохов Е.М., Морозов А.М., Кадыков В.А. и др. Влияние студенческого научного общества на формирование компетентного специалиста // Современные проблемы науки и образования. − 2019. − № 1. − С. 112.
  35. Гаврин А.С., Ребышева Л.В. Развитие студенческой науки в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. − 2015. − № 1−1. − С. 1487.
  36. Hyland W.E., Hoff K.A., Rounds J. Interest–ability profiles: An integrative approach to knowledge acquisition. Journal of Intelligence. 2022. Vol. 10. No. 3. P. 43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Проданцов К.С., Храмова М.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».