Организация научно-исследовательской деятельности как способ развития функциональной грамотности магистрантов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается развитие функциональной грамотности и ее структурных компонентов в процессе организации научно-исследовательской деятельности магистрантов, изучающих дисциплину «Иностранный язык в правоведении». Оценка уровня развития рассматриваемых компонентов проводилась на каждом этапе деятельности обучающихся. Объектами оценивания выступали демонстрируемые умения и навыки магистрантов. Развитие функциональной грамотности как актуальная тенденция модернизации современного образования проанализировано на уровне профессионального образования. Особое внимание уделялось функциональной грамотности как основе иноязычной коммуникативной компетенции, реализуемой в решении практических задач академического и профессионального взаимодействия. Эффективность организации научно-исследовательской деятельности с целью развития функциональной грамотности магистрантов обусловлена системой взаимосвязанных дидактических принципов обучения и подтверждена высокими личностными, предметными и метапредметными результатами.

Об авторах

Ирина Александровна Пушкарева

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Автор, ответственный за переписку.
Email: pushkareva-irina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4786-1284

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и информационные технологии управления»

Россия, 654066, Кемеровская область – Кузбасс, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49

Список литературы

  1. Беликова Р.М., Новолодская Е.Г. Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся средствами дополнительного образования // Педагогическая перспектива. – 2022. – № 1 (5). – С. 57–63 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.55523/278 22559_2022_1(5): 57 (дата обращения: 11.05.2024).
  2. Акимов С.С. Обучение в технологическом образовании основам научных исследований // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2005. – Т. 5. – № 4. – С. 30–32 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obuchenie-v-tehnologicheskom-obrazovanii-osnovam-nauchnyh-issledovaniy/viewer (дата обращения: 11.07.2024).
  3. Шестакова Н.А., Мурнева М.И., Самойлова Е.В. Развитие навыков иноязычной академической коммуникации магистрантами технических специальностей в рамках освоения дисциплины «Современные коммуникативные технологии» // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. – С. 1–8 [Электронный ресурс]. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32786 (дата обращения: 21.07.2024).
  4. Коммуникативное поведение. Вып. 32. Академическое общение: моногр. / редкол.: И.А. Стернин (науч. ред.) [и др.]. – Воронеж: Истоки, 2009. – 194 с.
  5. Волкова А.Ю. Практическое значение профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Моск. обл., г. Химки, 25 марта 2015 г.). – Химки, 2015. – С. 57–61.
  6. Касьяник Е.Л. Надпрофессиональные компетенции личности как основа профессиональной успешности специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4 (48). – С. 69–77.
  7. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework /OECD. https://www.oecd.org/en/publications/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework_b25efab8-en.html (accessed July 24, 2024).
  8. Шеманаева М.А. Функциональная грамотность как основа профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в контексте непрерывности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 7. – С. 118–124.
  9. Погребняк Н.Н. Технологии научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2021. – Т. 7 (73). – № 3. – С. 53–63.
  10. Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – Т. 2. – № 2 (78). – С. 13–17.
  11. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2003. – С. 64–74.
  12. Мамедов Н.М., Мансурова С.Е. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. – 2020. – № 5 (69). – С. 45–59.
  13. Очиров М.Н., Лобсанова О.А. Информационная компетентность: фундаментальный подход // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – Вып. 15. – С. 132–134.
  14. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.
  15. Яркова Т.А. Полисубъективность научно-исследовательской деятельности как тенденция современного этапа развития педагогической науки и практики // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1 (22). – С. 68–74 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polisubektivnost-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-kak-tendentsiya-sovremennogo-etapa-razvitiya-pedagogicheskoy-nauki-i-praktiki (дата обращения: 15.07.2024).
  16. Санько А.М., Борисова С.П. Организация исследовательской деятельности обучающихся // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2023. – T. 25. – № 1 (88). – C. 42–46.
  17. Безукладников К.Э., Мелехина Е.С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Язык и культура. – 2023. – № 61. – С. 103–126 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi: 10.17223/ 19996195/61/7 (дата обращения: 15.07.2024).
  18. Ina V.S. Mullis & Michael O. Martin (Eds.). PIRLS 2021 Assessment Frameworks. https://pirls2021.org/wp-content/uploads/sites/2/2019/04/P21_Frameworks.pdf (accessed July 24, 2024).
  19. Afflerbach P. & Cho B.-Y. Identifying and describing constructively responsive comprehension strategies in new and traditional forms of reading. In S.E. Israel & G.G. Duffy (Eds.), Handbook of research on reading comprehension (pp. 69–90). New York, NY: Routledge, 2009.
  20. Langer J. Envisioning literature: Literary understanding and literature instruction (2nd ed.). Newark, DE: International Reading Association, 2011.
  21. Elley W.B. How in the world do students read? IEA study of reading literacy. The Hague, Netherlands: International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), 1992.
  22. Schulz W. et al. Becoming Citizens in a Changing World IEA International Civic and Citizenship Education Study 2016 International Report, International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73963-2 (accessed July 24, 2024).
  23. Vocational Teacher Education in Central Asia Developing Skills and Facilitating Success, 2018, Vol. 28. ISBN 978-3-319-73092-9. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73093-6 (accessed July 27, 2024).
  24. Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа. – 2022. – № 6. – С. 99–109. 10.31862/1819-463X-2022-6-99-109' target='_blank'>https://doi: 10.31862/1819-463X-2022-6-99-109 (дата обращения: 28.07.2024).
  25. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
  26. OECD (2019), “PISA 2018 Global Competence Framework”, in PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, OECD Publishing, Paris.
  27. O’Connor K., Zeichner K. “Preparing US teachers for critical global education”, Globalisation, Societies and Education, 2011. http://dx.doi.org/10.1080/14767724.2011.605333 (accessed July 24, 2024).
  28. UNESCO (2009), Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue: UNESCO World Report, UNESCO, Paris. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000185202 (accessed July 19, 2024).
  29. Ульянов И.М., Шайдуллова Л.Р., Шарашенко С.В., Новиков С.С. Функциональная грамотность // Универсальная онлайн-энциклопедия Российского общества «Знание» [Электронный ресурс]. – URL: https://znanierussia.ru/articles/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 15.07.2024).
  30. Гилев А.А. Cистематизация когнитивных операций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2010. – Т. 7. – № 3. – C. 27–32.
  31. Петренко Н.А., Филимонов С.П. Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2023. – Т. 9 (75). – № 2. – С. 75–83.
  32. Surwanti D., Hikmah I. Improving Students’ Awareness of Functional Literacy. English Language Teaching Educational Journal. 2019. No. 2 (2). Рр. 79–89.
  33. Willingham D. “Critical Thinking: Why Is It So Hard to Teach?”, Arts Education Policy Review. 2008. Vol. 109/4. Рр. 21–32. http://dx.doi.org/10.3200/AEPR.109.4.21-32 (accessed July 24, 2024).
  34. Русецкая О.Н., Ямов Н.В. Функционально-стилистические особенности публичной речи // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. –2010. – № 48 (57). – С. 144–147.
  35. Россолова О.А. Перформатив как показатель адресованности высказывания // Вестник КРАУНЦ. Cерия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 1 (17). – С. 106–125.
  36. Shouhua Qi. The Art of Public Speaking in English [M]. Shanghai Education Press, 2004.
  37. Ahmed S.T.S., Pawar S.V. Communicative Competence in English as a Foreign Language: Its Meaning and the Pedagogical Considerations for its Development. The Creative Launcher. 2018. No. 2 (6). Рр. 301–312.
  38. Щучка Т.А. Педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 1 (22). – C. 236–238.
  39. Прохорова А.А., Безукладников В.К., Лизунова Л.Р. Исследование понятия и структуры лингвоцифровой компетенции студента // Язык и культура. – 2022. – № 58. – С. 236–260. 10.17223/19996195/58/14' target='_blank'>https://doi: 10.17223/19996195/58/14 (дата обращения: 24.07.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пушкарева И.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».