Организация научно-исследовательской деятельности как способ развития функциональной грамотности магистрантов
- Авторы: Пушкарева И.А.1
-
Учреждения:
- Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 20-38
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/275762
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.3.2
- ID: 275762
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается развитие функциональной грамотности и ее структурных компонентов в процессе организации научно-исследовательской деятельности магистрантов, изучающих дисциплину «Иностранный язык в правоведении». Оценка уровня развития рассматриваемых компонентов проводилась на каждом этапе деятельности обучающихся. Объектами оценивания выступали демонстрируемые умения и навыки магистрантов. Развитие функциональной грамотности как актуальная тенденция модернизации современного образования проанализировано на уровне профессионального образования. Особое внимание уделялось функциональной грамотности как основе иноязычной коммуникативной компетенции, реализуемой в решении практических задач академического и профессионального взаимодействия. Эффективность организации научно-исследовательской деятельности с целью развития функциональной грамотности магистрантов обусловлена системой взаимосвязанных дидактических принципов обучения и подтверждена высокими личностными, предметными и метапредметными результатами.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Александровна Пушкарева
Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России
Автор, ответственный за переписку.
Email: pushkareva-irina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4786-1284
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и информационные технологии управления»
Россия, 654066, Кемеровская область – Кузбасс, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49Список литературы
- Беликова Р.М., Новолодская Е.Г. Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся средствами дополнительного образования // Педагогическая перспектива. – 2022. – № 1 (5). – С. 57–63 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.55523/278 22559_2022_1(5): 57 (дата обращения: 11.05.2024).
- Акимов С.С. Обучение в технологическом образовании основам научных исследований // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2005. – Т. 5. – № 4. – С. 30–32 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obuchenie-v-tehnologicheskom-obrazovanii-osnovam-nauchnyh-issledovaniy/viewer (дата обращения: 11.07.2024).
- Шестакова Н.А., Мурнева М.И., Самойлова Е.В. Развитие навыков иноязычной академической коммуникации магистрантами технических специальностей в рамках освоения дисциплины «Современные коммуникативные технологии» // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. – С. 1–8 [Электронный ресурс]. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32786 (дата обращения: 21.07.2024).
- Коммуникативное поведение. Вып. 32. Академическое общение: моногр. / редкол.: И.А. Стернин (науч. ред.) [и др.]. – Воронеж: Истоки, 2009. – 194 с.
- Волкова А.Ю. Практическое значение профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Моск. обл., г. Химки, 25 марта 2015 г.). – Химки, 2015. – С. 57–61.
- Касьяник Е.Л. Надпрофессиональные компетенции личности как основа профессиональной успешности специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4 (48). – С. 69–77.
- PISA 2018 Assessment and Analytical Framework /OECD. https://www.oecd.org/en/publications/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework_b25efab8-en.html (accessed July 24, 2024).
- Шеманаева М.А. Функциональная грамотность как основа профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции в контексте непрерывности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 7. – С. 118–124.
- Погребняк Н.Н. Технологии научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2021. – Т. 7 (73). – № 3. – С. 53–63.
- Веряев А.А., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. – 2013. – Т. 2. – № 2 (78). – С. 13–17.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2003. – С. 64–74.
- Мамедов Н.М., Мансурова С.Е. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. – 2020. – № 5 (69). – С. 45–59.
- Очиров М.Н., Лобсанова О.А. Информационная компетентность: фундаментальный подход // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – Вып. 15. – С. 132–134.
- Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.
- Яркова Т.А. Полисубъективность научно-исследовательской деятельности как тенденция современного этапа развития педагогической науки и практики // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1 (22). – С. 68–74 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polisubektivnost-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-kak-tendentsiya-sovremennogo-etapa-razvitiya-pedagogicheskoy-nauki-i-praktiki (дата обращения: 15.07.2024).
- Санько А.М., Борисова С.П. Организация исследовательской деятельности обучающихся // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2023. – T. 25. – № 1 (88). – C. 42–46.
- Безукладников К.Э., Мелехина Е.С. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в рамках учебно-исследовательской деятельности // Язык и культура. – 2023. – № 61. – С. 103–126 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi: 10.17223/ 19996195/61/7 (дата обращения: 15.07.2024).
- Ina V.S. Mullis & Michael O. Martin (Eds.). PIRLS 2021 Assessment Frameworks. https://pirls2021.org/wp-content/uploads/sites/2/2019/04/P21_Frameworks.pdf (accessed July 24, 2024).
- Afflerbach P. & Cho B.-Y. Identifying and describing constructively responsive comprehension strategies in new and traditional forms of reading. In S.E. Israel & G.G. Duffy (Eds.), Handbook of research on reading comprehension (pp. 69–90). New York, NY: Routledge, 2009.
- Langer J. Envisioning literature: Literary understanding and literature instruction (2nd ed.). Newark, DE: International Reading Association, 2011.
- Elley W.B. How in the world do students read? IEA study of reading literacy. The Hague, Netherlands: International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), 1992.
- Schulz W. et al. Becoming Citizens in a Changing World IEA International Civic and Citizenship Education Study 2016 International Report, International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73963-2 (accessed July 24, 2024).
- Vocational Teacher Education in Central Asia Developing Skills and Facilitating Success, 2018, Vol. 28. ISBN 978-3-319-73092-9. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73093-6 (accessed July 27, 2024).
- Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа. – 2022. – № 6. – С. 99–109. 10.31862/1819-463X-2022-6-99-109' target='_blank'>https://doi: 10.31862/1819-463X-2022-6-99-109 (дата обращения: 28.07.2024).
- Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
- OECD (2019), “PISA 2018 Global Competence Framework”, in PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, OECD Publishing, Paris.
- O’Connor K., Zeichner K. “Preparing US teachers for critical global education”, Globalisation, Societies and Education, 2011. http://dx.doi.org/10.1080/14767724.2011.605333 (accessed July 24, 2024).
- UNESCO (2009), Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue: UNESCO World Report, UNESCO, Paris. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000185202 (accessed July 19, 2024).
- Ульянов И.М., Шайдуллова Л.Р., Шарашенко С.В., Новиков С.С. Функциональная грамотность // Универсальная онлайн-энциклопедия Российского общества «Знание» [Электронный ресурс]. – URL: https://znanierussia.ru/articles/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 15.07.2024).
- Гилев А.А. Cистематизация когнитивных операций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2010. – Т. 7. – № 3. – C. 27–32.
- Петренко Н.А., Филимонов С.П. Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2023. – Т. 9 (75). – № 2. – С. 75–83.
- Surwanti D., Hikmah I. Improving Students’ Awareness of Functional Literacy. English Language Teaching Educational Journal. 2019. No. 2 (2). Рр. 79–89.
- Willingham D. “Critical Thinking: Why Is It So Hard to Teach?”, Arts Education Policy Review. 2008. Vol. 109/4. Рр. 21–32. http://dx.doi.org/10.3200/AEPR.109.4.21-32 (accessed July 24, 2024).
- Русецкая О.Н., Ямов Н.В. Функционально-стилистические особенности публичной речи // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. –2010. – № 48 (57). – С. 144–147.
- Россолова О.А. Перформатив как показатель адресованности высказывания // Вестник КРАУНЦ. Cерия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 1 (17). – С. 106–125.
- Shouhua Qi. The Art of Public Speaking in English [M]. Shanghai Education Press, 2004.
- Ahmed S.T.S., Pawar S.V. Communicative Competence in English as a Foreign Language: Its Meaning and the Pedagogical Considerations for its Development. The Creative Launcher. 2018. No. 2 (6). Рр. 301–312.
- Щучка Т.А. Педагогические принципы развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 1 (22). – C. 236–238.
- Прохорова А.А., Безукладников В.К., Лизунова Л.Р. Исследование понятия и структуры лингвоцифровой компетенции студента // Язык и культура. – 2022. – № 58. – С. 236–260. 10.17223/19996195/58/14' target='_blank'>https://doi: 10.17223/19996195/58/14 (дата обращения: 24.07.2024).
Дополнительные файлы
