Использование активизирующих методов обучения художественному проектированию будущих дизайнеров интерьера

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Управление процессом обучения студентов всегда было в поле зрения и обсуждения педагогов. Сегодня уже накоплен обширный и разнообразный опыт, изложенный в ряде публикаций разных авторов. Вместе с тем тема далеко не исчерпана хотя бы потому, что содержание самой деятельности вносит свои коррективы в любые, даже универсальные методы и рекомендации. В каждой предметной области деятельности существуют свои предпочтения в использовании активизирующих методов, их комбинаций и мест приложения. Эти особенности недостаточно изучены в профессиональной подготовке будущих дизайнеров. Цель исследования – проверка влияния активизирующих методов обучения, благодаря которым студенты интенсивно осваивают процесс художественного проектирования и демонстрируют достаточно высокие его результаты. Предварительный опыт изучения темы свидетельствует, что при введении преподавателем активизирующих методов в учебный процесс студент под их воздействием успешно развивается и качественно выполняет учебные задания. Для изучения влияния активизирующих методов осуществлялась экспериментальная работа со студентами, обучающимися дизайну. Рассмотрены стадии проектирования и соответствующие методы деятельности преподавателя, которые вызывают активизацию студентов и приводят к повышению результативности выполненных проектов, а значит, и к более высокому качеству профессиональной подготовки.

Об авторах

Надежда Сергеевна Жданова

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Автор, ответственный за переписку.
Email: gdnacerg@mail.ru

кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Дизайн», институт строительства, архитектуры и искусства

Россия, 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38

Анна Владимировна Екатеринушкина

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: savsof@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн», институт строительства, архитектуры и искусства

Россия, 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38

Юлия Сергеевна Антоненко

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: antilopa632@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн», институт строительства, архитектуры и искусства

Россия, 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38

Список литературы

  1. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. – М.: МЗ ПРЕСС, 2005. – 368 с.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – С. 208.
  3. Щербакова Н.А. Активизация самостоятельной деятельности студентов в условиях использования инновационных средств в самообразовательной деятельности // Аграрная наука и образование: проблемы и перспективы: Сборник статей Национальной научно-практической конференции, Саратов, 28 марта – 1 апреля 2022 г. / Под ред. Е.Б. Дудниковой. – Саратов: ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ», 2022. – С. 443–449.
  4. Алтайгулова Л.Д., Атанасова И.В. Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности // Проектная деятельность: новый взгляд на образование: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Астрахань, 24–25 апреля 2018 г. – Астрахань: Астраханский университет, 2018. – С. 15–21.
  5. Белова И.Л., Быстрова Н.В., Медонова Е.В. Методы активизации художественно-проектной деятельности будущих графических дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75–1. – С. 10–13.
  6. Жданова Н.С. Проектно-графическое моделирование в дизайне: теория и практика. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. – 151 с. – ISBN 978-5-9967-0817-8.
  7. Мартынов В.В., Мартынова Н.В. Педагогика сотрудничества как образовательная технология в формировании творческих способностей студентов вуза в процессе реализации учебного проекта // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 3А. – С. 447–456. doi: 10.34670/AR.2020.38.52.098
  8. Горшкова Е.Б. Вопросы активизации учебной деятельности обучающихся на основе формирования у них ценностного отношения к самостоятельной познавательной деятельности // Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 1(65). – С. 250–255.
  9. Лейченко Ю.Д. Тестирование как средство активизации познавательной деятельности в процессе теоретического обучения // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2012. – Т. 2. – С. 204–206.
  10. Полуднякова Н.А., Вильцина С.А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – С. 1068–1071 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/63/9761/ (дата обращения: 05.12.2023).
  11. Сорокина Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание // Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 522–524.
  12. Palmer D., Dixon J., Archer J. Using situational interest to enhance individual interest and science-related behaviours. Research in Science Education. 2017. No. 47. Рр. 731–753. doi: 10.1007/s11165-016-9526-x
  13. Бердник Т.О. Мотивация когнитивной активности и потребности в самореализации студентов художественно-творческих направлений подготовки // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 89.
  14. Scherer K.R. What are emotions? And how can they be measured? Social Science Information. 2005. No. 44 (4). Рр. 659–729.
  15. Hascher T. Learning and emotion: Perspectives for theory and research. European Educational Research Journal. 2010. No. 9 (1). Рр. 13–28.
  16. Pekrun R., Gotz T., Titz W., Perry R. Academic emotions in learners’ self-regulated learning and achievement: A program of qualitative and quantitative research. Educational Psychologist. 2002. No. 37 (2). Рр. 91–105.
  17. Tytler R. Australian education review: Re-imaging science education. Camberwell, Australia: Australian Council for Educational Research, 2007.
  18. Hongmin Mа. Influence of interaction of usual affective attributes and learning environments in the classroom for students’ situational affective experience in teaching science: Stories of Primary pre-Service Teachers. Research in science Education. 2018. No. 12. https://doi.org/10.1007/s11165-018-9800-1
  19. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М., 1994. – 75 с.
  20. Жданова Н.С., Екатеринушкина А.В. Свобода выбора темы проекта как основа познавательной активности будущих дизайнеров // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2021. – № 3. – С. 71–76. – doi: 10.20339/AM.03-21.071.
  21. Жданова Н.С. Коллективные обсуждения как фактор развития познавательного интереса студентов-дизайнеров // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. – 2020. – № 2. – С. 42–49.
  22. Антоненко Ю.С., Екатеринушкина А.В. Дизайн-концепция в учебной проектной деятельности // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти ученого, педагога, художника Н.К. Шабанова, Курск, 27–28 апреля 2021 г. Вып. 1. – Курск: Курский государственный университет, 2021. – С. 373–380.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Снижение количества вопросов студентов по стадиям проектирования

Скачать (43KB)

© Жданова Н.С., Екатеринушкина А.В., Антоненко Ю.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».