Развитие психолого-педагогических классов Оренбуржья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья содержат результаты исследования по развитию психолого-педагогических классов Оренбуржья. Актуальность проведенного исследования обусловлена возрастающим значением профильной подготовки обучающихся старших классов общеобразовательных организаций, ориентированной на педагогическую профессию. На основе анализа научных источников и накопленного педагогического опыта прослежена динамика развития психолого-педагогических классов с момента зарождения до сегодняшнего дня. Как показало проведенное исследование, в педагогической науке и практике в неполной степени изучен данный феномен. Целью исследования является реконструкция развития психолого-педагогических классов в России и Оренбуржье. Базовыми методами выступали: метод реконструкции, историко-генетический анализ, метод аналитического обобщения. Источниковую базу исследования составили официальные нормативные правовые документы, регламентирующие развитие психолого-педагогических классов в XIX–XXI веках, а также комплекс публикаций по изучаемой проблеме. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что изучаемый феномен прошел длительный этап в своем развитии. В его развитии выделяется два ключевых этапа — вторая половина XIX века до 1960-х годов, когда педагогический класс рассматривался как одна из форм подготовки педагогических кадров, и с 60-х годов XX века по сегодняшний день — это форма предпрофильной и профильной подготовки обучающихся к педагогической профессии. По результатам проведенного исследования даны рекомендации о необходимости внедрения системной и продуктивной практики сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями, с одной стороны, и педагогическими вузами, с другой, при организационной поддержке органов управления образованием. Внедрение этой модели позволит продвинуться в решении актуальной проблемы для системы образования Российской Федерации — нехватки педагогических кадров.

Об авторах

Артур Минехатович Аллагулов

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: art_hist@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-5490-6818

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой «Педагогика и социология»

Россия, Оренбург

Ольга Валентиновна Кузьменкова

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: olgakuzmen@yandex.ru

кандидат психологических наук, директор института «Педагогика и психология»

Россия, Оренбург

Наталья Владимировна Дроздова

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: natawd@mail.ru

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Возрастная и педагогическая психология»

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Богуславский М.В. Историко-педагогическая экспертиза в образовании: методология и потенциал // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры: сб. науч. тр. межд. науч.-практ. конф. – XXXI сессии Науч. совета по проблемам истории образования пед. науки Рос. акад. образования. Тверь, 6–7 июня 2016 г. / Под науч. ред. чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. М.В. Богуславского, д-ра пед. наук, проф. С.В. Куликовой. – Волгоград: Изд-во «Отрок», 2016. – С. 42–51.
  2. Аллагулов А.М. Теоретико-методологические основы историко-педагогического познания образовательной политики в России // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – №2 (11). – С. 76–82.
  3. Edelman M. Constructing the Political Spectacle. – Chicago, 1988. – 142 p.
  4. Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Среднее женское образование в России: учебное пособие. – М.: б. и., 2009. – 273 с.
  5. Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии): монография / О.А. Логинова, О.Н. Логинов / Науч. ред. Л.Д. Гошуляк. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2009. – 288 с.
  6. Успенский В.Б. Исторический опыт педагогической подготовки в отечественной школе // Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: учебно-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2005. – С. 35–43.
  7. Якимов О.Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2020. – № 2 (107). – С. 235–240.
  8. Аминова Л.Я. Женское педагогическое образование в Башкирии во второй половине XIX – начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 5 (43): в 3-х ч. – Ч. I. – C. 19–22.
  9. Бахтина И.Л., Попов М.В. Деятельность специализированных педагогических классов в общеобразовательных школах по подготовке учительских кадров на Урале во второй половине 1920-х и во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 8. – С. 152–157.
  10. Бродская А. Педуклон в школе II ступени №1 имени Шевченко в 1927–1928 гг. // Вестник просвещение. – Оренбург, 1928. – № 7–8. – С. 38.
  11. Бугакова Е.В. Исторический опыт организации педагогических классов в отечественной школе (на примере Оренбуржья) // Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9. № 1 (30). – С. 234–240.
  12. Бугакова Е.В., Москвина А.В. Из педагогического класса – в педагогическую профессию // KANT. – 2018. – № 1(26). – С. 28–31.
  13. Айдабулова С.Х. Опыт изучения педагогической направленности старшеклассников в целях профотбора // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте: метод. рекомендации. – М.: МГПИ, 1980. – С. 150–152.
  14. Тепеницына Т.И., Копылова А.П. О некоторых особенностях профотбора школьников, ориентированных на профессию учителя // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. – Петрозаводск: КГПИ, 1982. – С. 76–79.
  15. Шастина Е.П. Диагностика социальной активности выпускников школ в процессе педагогической ориентации и отборе в педвуз // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. – Петрозаводск: КГПИ, 1982. – С. 98–100.
  16. Аллагулов А.М. Становление образовательной политики в России во второй половине XIX – начале XX века в контексте влияния педагогической науки: монография. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2012. – 300 с.
  17. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. – М.: Педагогика, 1985. – 493 с.
  18. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения (1870) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб., 1871. – Т. IV. – С. 1620–1629.
  19. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования: Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.03.2021 № ВБ-511/08.
  20. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Аллагулов А.М., Кузьменкова О.В., Дроздова Н.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».