Развитие психолого-педагогических классов Оренбуржья
- Авторы: Аллагулов А.М.1, Кузьменкова О.В.1, Дроздова Н.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 19, № 2 (2022)
- Страницы: 5-18
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/107180
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.2.1
- ID: 107180
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья содержат результаты исследования по развитию психолого-педагогических классов Оренбуржья. Актуальность проведенного исследования обусловлена возрастающим значением профильной подготовки обучающихся старших классов общеобразовательных организаций, ориентированной на педагогическую профессию. На основе анализа научных источников и накопленного педагогического опыта прослежена динамика развития психолого-педагогических классов с момента зарождения до сегодняшнего дня. Как показало проведенное исследование, в педагогической науке и практике в неполной степени изучен данный феномен. Целью исследования является реконструкция развития психолого-педагогических классов в России и Оренбуржье. Базовыми методами выступали: метод реконструкции, историко-генетический анализ, метод аналитического обобщения. Источниковую базу исследования составили официальные нормативные правовые документы, регламентирующие развитие психолого-педагогических классов в XIX–XXI веках, а также комплекс публикаций по изучаемой проблеме. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что изучаемый феномен прошел длительный этап в своем развитии. В его развитии выделяется два ключевых этапа — вторая половина XIX века до 1960-х годов, когда педагогический класс рассматривался как одна из форм подготовки педагогических кадров, и с 60-х годов XX века по сегодняшний день — это форма предпрофильной и профильной подготовки обучающихся к педагогической профессии. По результатам проведенного исследования даны рекомендации о необходимости внедрения системной и продуктивной практики сетевого взаимодействия между общеобразовательными организациями, с одной стороны, и педагогическими вузами, с другой, при организационной поддержке органов управления образованием. Внедрение этой модели позволит продвинуться в решении актуальной проблемы для системы образования Российской Федерации — нехватки педагогических кадров.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Артур Минехатович Аллагулов
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: art_hist@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-5490-6818
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой «Педагогика и социология»
Россия, ОренбургОльга Валентиновна Кузьменкова
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: olgakuzmen@yandex.ru
кандидат психологических наук, директор института «Педагогика и психология»
Россия, ОренбургНаталья Владимировна Дроздова
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: natawd@mail.ru
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Возрастная и педагогическая психология»
Россия, ОренбургСписок литературы
- Богуславский М.В. Историко-педагогическая экспертиза в образовании: методология и потенциал // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры: сб. науч. тр. межд. науч.-практ. конф. – XXXI сессии Науч. совета по проблемам истории образования пед. науки Рос. акад. образования. Тверь, 6–7 июня 2016 г. / Под науч. ред. чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. М.В. Богуславского, д-ра пед. наук, проф. С.В. Куликовой. – Волгоград: Изд-во «Отрок», 2016. – С. 42–51.
- Аллагулов А.М. Теоретико-методологические основы историко-педагогического познания образовательной политики в России // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – №2 (11). – С. 76–82.
- Edelman M. Constructing the Political Spectacle. – Chicago, 1988. – 142 p.
- Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Среднее женское образование в России: учебное пособие. – М.: б. и., 2009. – 273 с.
- Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии): монография / О.А. Логинова, О.Н. Логинов / Науч. ред. Л.Д. Гошуляк. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2009. – 288 с.
- Успенский В.Б. Исторический опыт педагогической подготовки в отечественной школе // Балакирева Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: учебно-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2005. – С. 35–43.
- Якимов О.Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2020. – № 2 (107). – С. 235–240.
- Аминова Л.Я. Женское педагогическое образование в Башкирии во второй половине XIX – начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 5 (43): в 3-х ч. – Ч. I. – C. 19–22.
- Бахтина И.Л., Попов М.В. Деятельность специализированных педагогических классов в общеобразовательных школах по подготовке учительских кадров на Урале во второй половине 1920-х и во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 8. – С. 152–157.
- Бродская А. Педуклон в школе II ступени №1 имени Шевченко в 1927–1928 гг. // Вестник просвещение. – Оренбург, 1928. – № 7–8. – С. 38.
- Бугакова Е.В. Исторический опыт организации педагогических классов в отечественной школе (на примере Оренбуржья) // Самарский научный вестник. – 2020. – Т. 9. № 1 (30). – С. 234–240.
- Бугакова Е.В., Москвина А.В. Из педагогического класса – в педагогическую профессию // KANT. – 2018. – № 1(26). – С. 28–31.
- Айдабулова С.Х. Опыт изучения педагогической направленности старшеклассников в целях профотбора // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте: метод. рекомендации. – М.: МГПИ, 1980. – С. 150–152.
- Тепеницына Т.И., Копылова А.П. О некоторых особенностях профотбора школьников, ориентированных на профессию учителя // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. – Петрозаводск: КГПИ, 1982. – С. 76–79.
- Шастина Е.П. Диагностика социальной активности выпускников школ в процессе педагогической ориентации и отборе в педвуз // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. – Петрозаводск: КГПИ, 1982. – С. 98–100.
- Аллагулов А.М. Становление образовательной политики в России во второй половине XIX – начале XX века в контексте влияния педагогической науки: монография. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2012. – 300 с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. – М.: Педагогика, 1985. – 493 с.
- Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения (1870) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб., 1871. – Т. IV. – С. 1620–1629.
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования: Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.03.2021 № ВБ-511/08.
- Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с.
Дополнительные файлы
