Опыт реализации интегративного подхода при проведении учебной практики в рамках геоэкологической экспедиции «Плавучий университет имени В. И. Вернадского»
- Авторы: Воликова И.А.1, Машкова С.Г.1, Козачек А.В.1, Сузюмов А.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 92-99
- Раздел: ПЕДАГОГИКА. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1990-9047/article/view/277653
- DOI: https://doi.org/10.17277/voprosy.2024.03.pp.092-099
- ID: 277653
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены практические аспекты реализации интегративного подхода при организации и проведении учебной практики студентов по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью Тамбовского государственного технического университета, полученные в ходе геоэкологической экспедиции «Плавучий университет имени В. И. Вернадского», проходившей в 2021 – 2023 гг.
Уделено внимание значению командной работы в процессе реализации профессиональной деятельности PR-специалиста. Определены направления по совершенствованию подготовки бакалавров при выполнении задач учебной практики, закреплению полученных знаний и приобретению первоначальных практических навыков в решении конкретных заданий в условиях полевой экспедиции.
Полный текст
Введение
Расширение спроса рынка труда специалистов в области гуманитарного образования определяет необходимость внедрения актуальных методов в реализации основных образовательных программ с более сложной многосоставной компетентностной структурой.
Приоритетным вариантом достижения профессионального уровня компетентности, качественного конечного результата теоретической подготовки студентов и закрепления навыков их практического обучения являются условия и подходы к проведению учебной практики студентов.
Одним из перспективных направлений в области повышения качества университетского образования представляется прохождение учебной практики студентами по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в условиях полевой экспедиции «Плавучий университет имени В. И. Вернадского» проекта «Флотилия плавучих университетов» с использованием интегративного подхода.
Экспедиция реализует педагогический принцип «обучение через исследование», в рамках которого гармонично сочетается научная и учебная, самостоятельная и экспериментальная деятельность, включая в себя научно-исследовательские, научно-образовательные, научно-просветительские мероприятия.
Опираясь на опыт исследователей, отмечающих возрастание роли интегративного подхода в современном образовании, использующегося «как средство построения педагогических моделей» [1, с. 122], предложено рассмотреть опыт проведения учебной практики «студентов-пиарщиков» в условиях полевой экспедиции.
Роль интегративного подхода в рамках проведения учебной практики в условиях полевой экспедиции
Поскольку в современных реалиях наибольший интерес представляет практическая направленность при формировании универсальных способностей будущих специалистов, нахождение среди методов обучения наиболее активных форм учебного процесса заметно повышает мотивацию обучающихся к творческому освоению учебного материала.
Профессионально-личностному развитию студентов способствует использование интегративного подхода при решении проблемы повышения качества профессионального образования.
Интегративный подход в образовании представляет собой методологию, направленную на объединение различных областей знаний и формирование комплексного межпредметного подхода к обучению. Подобный подход позволяет обеспечить более глубокое понимание предмета и развить у студентов навыки решения комплексных проблем.
Выделяют следующие характеристики интегративного подхода:
- объединение знаний из различных предметных областей для создания цельного образовательного опыта;
- включение в программу обучения проектной работы, где студенты решают реальные задачи;
- студенты учатся критически мыслить, анализировать информацию, искать взаимосвязи между явлениями и принимать комплексные решения;
- создание образовательных программ, объединяющих знания из разных дисциплин, чтобы подготовить студентов к решению сложных задач в современных условиях;
- интегративный подход способствует развитию навыков командной работы и сотрудничества, вовлечению студентов в групповые проекты.
Применение интегративного подхода в образовании позволяет развивать у студентов компетенции, необходимые для адаптации к быстро меняющимся условиям современного мира.
Формирование универсальных и профессиональных компетенций*, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, сталкивается с необходимостью решения нестандартных задач и приобретением навыков урегулирования комплексных проблем в реальных условиях (полевой экспедиции) в процессе прохождения учебной практики.
Эта «компетентностная материя» профессиональной образовательной подготовки составляет сущностное ядро целеполагания образовательной подготовки и ожидаемых от нее результатов [2, с. 720]. То, какими и в каком объеме компетенциями овладел в ходе образования человек, таким и такого качества специалистом по данной профессиональной линии он может считаться.
Применение межпредметного, интегративного подхода в профессиональной подготовке «студентов-пиарщиков» приводит к нивелированию противоречий между образовательными стандартами и реальными требованиями отрасли. Основной акцент при этом сделан на использование такого подхода при построении программ учебной практики студентов, «которое происходит при взаимодействии всех составляющих образовательного процесса и направлено на профессионально-личностное развитие студентов» [3, с. 14].
Понятие «интегративность» отображает целостность образования, указывает на межпредметное взаимодействие и реализацию многокомпонентной составляющей процесса обучения.
К основным задачам использования интегративного подхода в процессе прохождения учебной практики относится формирование целостного мировоззрения и общей культуры обучающихся. Интегративные внутригрупповые взаимодействия всесторонне развивают и влияют на процесс прохождения практики в полевых условиях и в конечном счете повышают уровень профессиональной подготовки.
Достижению положительного образовательного результата при использовании интегративного подхода в полевой экспедиции способствовало взаимодействие студентов в команде.
Реализация интегративного подхода в этом случае показала необходимость:
- создания управленческой команды;
- определения целей и задач, стоящих перед командой;
- выявления лидера внутри команды;
- распределения ролей между участниками рабочего коллектива;
- закрепления индивидуальных заданий преподавателем внутри команды;
- использования преимущества командной работы;
- ведения диалога между участниками команды;
- взаимодействия членов команды с участниками из других учебных заведений и научных учреждений, обмена научными и учебными материалами;
- согласования проводимой командной работы, содействующего социально-психологической сплоченности коллектива;
- командного взаимодействия как философии жизни.
Совместная деятельность в команде позволила эффективно реализовывать интеллектуальный и творческий потенциал по реализации совместной деятельности обучающихся. Коллективная поддержка и активное взаимодействие внутри команды обеспечила безопасность участников экспедиции.
В процессе реализации поставленных задач применялись технологии командообразования, позволяющие раскрыть значение командной работы в процессе профессиональной деятельности PR-специалиста.
По мнению автора [4, с. 162], интегративный подход – средство, которое обеспечивает «целостность картины мира; способствует развитию способностей человека к системному мышлению при решении теоретических и практических задач».
Опыт организации полевой учебной практики студентов на основе интегративного подхода
Применяя основные принципы интегративного подхода в рамках Всероссийского научно-просветительского проекта «Плавучий университет имени В. И. Вернадского» в 2021 – 2023 гг. в течение десятидневного срока в летний период в рамках полевой экспедиции проведена учебная практика студентов ФГБОУ ВО «ТГТУ» по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.
Задания практики включали в себя помимо основной деятельности отработку коммуникационных, исследовательских, организационных навыков, творческой и проектной деятельности.
Экспедиция «Плавучий университет имени В. И. Вернадского» включала в себя научно-образовательные и научно-просветительские мероприятия – мастер-классы, лектории, полевые экскурсии, мероприятия волонтерской деятельности, практикумы и мозговые штурмы. На борту судна и в полевых условиях происходило постоянное взаимодействие студентов различных направлений и специальностей, экспертного сообщества, ученых, профессионалов-практиков и местного населения.
Экспедиция позволила объединить под одной крышей представителей самых разных предметных областей, статусов и возрастов, которые в этом момент стали одной большой семьей. Увлеченность, командный дух, ощущение единения в полевых условиях способствовали максимальной вовлеченности каждого участника экспедиции в процесс, повышая тем самым эффективность достижения целей и удовлетворенность от процесса.
В условиях интегративного подхода на новый уровень выходит обеспечение безопасности работы в полевых условиях. А так как участники экспедиции действуют как единый сплоченный механизм, то значительно увеличивается скорость коммуникации и реагирования на происходящие события в условиях единого информационного поля.
Важной составляющей индивидуальных заданий учебной практики по реализации PR-проекта «Плавучий университет имени В. И. Вернадского», является составление медиаплана, взаимодействие со средствами массовой информации, событийное информационное сопровождение, написание пресс-релизов; фото- и видеосъемка; размещение информации в социальных сетях, создание резонансного отклика в сети Интернет.
В работе [5, с. 70] отмечено, что перемены, связанные с активным развитием информационных технологий, подталкивают образовательную среду к совершенствованию программ подготовки специалистов, стимулируют к созданию качественных и продуктивных образовательных маршрутов для обучающихся.
Важным аспектами реализации программ практики является наличие обратной связи с целевой аудиторией, медиасообществом, интервью с участниками экспедиции, представителями администрации, а также непосредственное наблюдение за работой профессиональных СМИ (съемки в лагере экспедиции, проводимые телеканалом ГТРК-Саратов).
Также при прохождении практики обучающиеся получили возможность наблюдать за работой проекта «Плавучая школа телевидения» по созданию видеофильма о научной деятельности академика В. И. Вернадского, на опыте профессиональных медийциков ознакомиться с работой над PR-проектом.
Руководитель проекта «Плавучая школа телевидения», канд. филол. наук, доцент, руководитель медиацентра Е. Е. Захаров следующим образом охарактеризовал потенциал экспедиции для дальнейшего профессионального развития личности студента коммуникационного направления: «Экспедиционный формат практики, предполагающий практически круглосуточную коммуникацию с представителями разных профессий (и, что важно, с носителями разных дискурсов общения), способен мобилизовать когнитивные возможности студентов, раскрыть их креативный потенциал» [6, с. 65–66].
Получение подобного опыта, навыков и знаний в творческой медийной среде позволяет развивать коммуникативную компетентность и способность к выстраиванию в дальнейшем взаимодействия на профессиональном уровне.
Как отмечено в [7, с. 273], «деятельность специалиста в сфере связей с общественностью предполагает академическую грамотность, наличие творческого мышления, гибкость, точность и неординарность видения обычных ситуаций, а также сформированных умений идентифицировать ситуацию».
Полевая медиапрактика с использованием интегративного подхода предоставляет ее участникам проявить не только профессиональные, но и личностные качества, способствует их социальной адаптации, проверяет и выявляет творческие и организаторские способности будущих мастеров медиакоммуникаций.
Установленные учебным планом сроки прохождения практики дают возможность не только приобрести первоначальный опыт по применению полученных теоретических знаний, используя различные жанры и форматы, но и развить свои творческие навыки, практически подготовиться к реалиям будущей профессии, научиться объективно относиться к конструктивной критике.
Активно участвуя в различных мероприятиях, обучающиеся в полной мере могли совершенствовать свои навыки и умения, наращивать базу профессиональных знаний. Индивидуальные практические задания студентам традиционно ориентированы на освоение профессиональных и общепрофессиональных компетенций.
При прохождении учебной практики в полевых условиях экспедиции теоретические умения и навыки участников, приобретенные при изучении учебных дисциплин, нашли их практическое воплощение в произведенный контент, что позволило получить необходимый уровень подготовленности будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью.
Заключение
Опыт проведения учебной практики «студентов-пиарщиков» в экспедиционном полевом формате с применением интегративного подхода показал перспективы творческого развития и формирования устойчивого представления о деятельности pr-специалистов.
Реализация интегративного подхода при прохождении учебной практики «студентами-пиарщиками» способствовала активизации профессионального интереса к знаниям, продемонстрировала усвоение ключевых компетенций в коммуникационной, информативной и интеллектуальной сферах, и, в конечном счете, доказала его эффективность.
Итоги работы студентов при прохождении учебной практики в условиях полевой экспедиции показали необходимость дальнейшего использования и расширения применения интегративного подхода, реализуемого в организации профессиональной подготовки бакалавров по направлению 42.03.01 Реклама и связи с общественностью Тамбовского государственного технического университета. Университетская подготовка «студентов-медийщиков» – надежный залог успешного трудоустройства и результативной профессиональной деятельности. Помимо этого, университетская среда, по мнению авторов [8, с. 23], «принимает непосредственное участие в формировании личности студента, развивая такие базовые ценности, как нравственность, патриотизм, гражданственность».
*«Компетенция» применительно к профессиональной специальности – это система знаний (а также умений и навыков): а) общего (универсального) характера, позволяющих ориентироваться в производственных отношениях общества в целом, а также б) общепрофессионального и профессионального плана, связанных с определенным направлением профессиональной деятельности, которые должны быть присущи в необходимом объеме и качестве каждой отдельной личности, прошедшей соответствующую образовательную подготовку [2, с. 720].
Об авторах
Ирина Александровна Воликова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: volikova4@yandex.ru
Россия, Тамбов
Светлана Геннадьевна Машкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Email: volikova4@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права»
Россия, ТамбовАртемий Владимирович Козачек
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Email: volikova4@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры «Природопользование и защита окружающей среды»
Россия, ТамбовАлександр Владимирович Сузюмов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Email: volikova4@yandex.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Конструкции зданий и сооружений»
Россия, ТамбовСписок литературы
- Кудаков, О. Р. Использование производных от термина «интеграция» в современной педагогической литературе / О. Р. Кудаков // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2010. – № 3(6). – С. 121 – 126.
- Трофимов, В. В. Не пора ли научно-аналитическим образом проработать и описать индикаторы юридических компетенций? / В. В. Трофимов // Юридическая техника. – 2024. – № 18. – С. 720 – 723.
- Николаева, М. А. Интегративный подход к формированию профессиональной компетентности студентов – будущих специалистов по рекламе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М. А. Николаева. – Екатеринбург, 2012. – 27 с.
- Лопаткин, В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования: монография / В. М. Лопаткин. – Барнаул: Нац. фонд подгот. кадров, 2000. – 162 с.
- Коротун, А. В. Надпредметная интеграция в организации практики студентов по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» / А. В. Коротун, М. А. Николаева // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 6. – С. 69 – 74.
- Захаров, Е. Е. Полевая экспедиционная работа как форма практической подготовки студентов-медийщиков / Е. Е. Захаров // Современное медиапространство и деятельность МЧС России: сб. тр. ХХXII Междунар. науч.-практ. конф. «Предотвращение. Спасение. Помощь» (секция № 23), Химки, 1 марта 2022 г. – Химки, 2022. – С. 64 – 68.
- Орлова, И. В. Инновационные методы совершенствования коммуникативных навыков PR-специалистов / И. В. Орлова // XX Междунар. науч.-метод. конф. зав. кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений: сб. ст. – М., 2016. – С. 273 – 280.
- Мещерякова, С. В. Потенциал историко-правовой науки в процессе формирования управленческих кадров / С. В. Мещерякова, И. А. Воликова // Право: история и современность. – 2019. – № 2. – С. 21 – 27. doi: 10.17277/pravo.2019.02.pp.021-027
Дополнительные файлы
