Experience in implementing an integrative approach when conducting training practices within the framework of a geoecological expedition “V. I. Vernadsky Floating University”

Abstract

The article discusses the practical aspects of implementing an integrative approach in organizing and conducting educational practice for students of direction 42.03.01 “Advertising and Public Relations” of Tambov State Technical University, obtained during the geoecological expedition “V.I. Vernadsky Floating University”, held in 2021–2023.

Attention is paid to the importance of teamwork in the process of implementing the professional activities of a PR specialist. Directions have been identified for improving the training of bachelors in performing the tasks of educational practice, consolidating the acquired knowledge and acquiring initial practical skills in solving specific tasks in the conditions of a field expedition.

Full Text

Введение 

Расширение спроса рынка труда специалистов в области гуманитарного образования определяет необходимость внедрения актуальных методов в реализации основных образовательных программ с более сложной многосоставной компетентностной структурой.

Приоритетным вариантом достижения профессионального уровня компетентности, качественного конечного результата теоретической подготовки студентов и закрепления навыков их практического обучения являются условия и подходы к проведению учебной практики студентов.

Одним из перспективных направлений в области повышения качества университетского образования представляется прохождение учебной практики студентами по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в условиях полевой экспедиции «Плавучий университет имени В. И. Вернадского» проекта «Флотилия плавучих университетов» с использованием интегративного подхода.

Экспедиция реализует педагогический принцип «обучение через исследование», в рамках которого гармонично сочетается научная и учебная, самостоятельная и экспериментальная деятельность, включая в себя научно-исследовательские, научно-образовательные, научно-просветительские мероприятия.

Опираясь на опыт исследователей, отмечающих возрастание роли интегративного подхода в современном образовании, использующегося «как средство построения педагогических моделей» [1, с. 122], предложено рассмотреть опыт проведения учебной практики «студентов-пиарщиков» в условиях полевой экспедиции. 

Роль интегративного подхода в рамках проведения учебной практики в условиях полевой экспедиции 

Поскольку в современных реалиях наибольший интерес представляет практическая направленность при формировании универсальных способностей будущих специалистов, нахождение среди методов обучения наиболее активных форм учебного процесса заметно повышает мотивацию обучающихся к творческому освоению учебного материала.

Профессионально-личностному развитию студентов способствует использование интегративного подхода при решении проблемы повышения качества профессионального образования.

Интегративный подход в образовании представляет собой методологию, направленную на объединение различных областей знаний и формирование комплексного межпредметного подхода к обучению. Подобный подход позволяет обеспечить более глубокое понимание предмета и развить у студентов навыки решения комплексных проблем.

Выделяют следующие характеристики интегративного подхода:

  • объединение знаний из различных предметных областей для создания цельного образовательного опыта;
  • включение в программу обучения проектной работы, где студенты решают реальные задачи;
  • студенты учатся критически мыслить, анализировать информацию, искать взаимосвязи между явлениями и принимать комплексные решения;
  • создание образовательных программ, объединяющих знания из разных дисциплин, чтобы подготовить студентов к решению сложных задач в современных условиях;
  • интегративный подход способствует развитию навыков командной работы и сотрудничества, вовлечению студентов в групповые проекты.

Применение интегративного подхода в образовании позволяет развивать у студентов компетенции, необходимые для адаптации к быстро меняющимся условиям современного мира.

Формирование универсальных и профессиональных компетенций*, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, сталкивается с необходимостью решения нестандартных задач и приобретением навыков урегулирования комплексных проблем в реальных условиях (полевой экспедиции) в процессе прохождения учебной практики.

Эта «компетентностная материя» профессиональной образовательной подготовки составляет сущностное ядро целеполагания образовательной подготовки и ожидаемых от нее результатов [2, с. 720]. То, какими и в каком объеме компетенциями овладел в ходе образования человек, таким и такого качества специалистом по данной профессиональной линии он может считаться.

Применение межпредметного, интегративного подхода в профессиональной подготовке «студентов-пиарщиков» приводит к нивелированию противоречий между образовательными стандартами и реальными требованиями отрасли. Основной акцент при этом сделан на использование такого подхода при построении программ учебной практики студентов, «которое происходит при взаимодействии всех составляющих образовательного процесса и направлено на профессионально-личностное развитие студентов» [3, с. 14].

Понятие «интегративность» отображает целостность образования, указывает на межпредметное взаимодействие и реализацию многокомпонентной составляющей процесса обучения.

К основным задачам использования интегративного подхода в процессе прохождения учебной практики относится формирование целостного мировоззрения и общей культуры обучающихся. Интегративные внутригрупповые взаимодействия всесторонне развивают и влияют на процесс прохождения практики в полевых условиях и в конечном счете повышают уровень профессиональной подготовки.

Достижению положительного образовательного результата при использовании интегративного подхода в полевой экспедиции способствовало взаимодействие студентов в команде.

Реализация интегративного подхода в этом случае показала необходимость:

  • создания управленческой команды;
  • определения целей и задач, стоящих перед командой;
  • выявления лидера внутри команды;
  • распределения ролей между участниками рабочего коллектива;
  • закрепления индивидуальных заданий преподавателем внутри команды;
  • использования преимущества командной работы;
  • ведения диалога между участниками команды;
  • взаимодействия членов команды с участниками из других учебных заведений и научных учреждений, обмена научными и учебными материалами;
  • согласования проводимой командной работы, содействующего социально-психологической сплоченности коллектива;
  • командного взаимодействия как философии жизни.

Совместная деятельность в команде позволила эффективно реализовывать интеллектуальный и творческий потенциал по реализации совместной деятельности обучающихся. Коллективная поддержка и активное взаимодействие внутри команды обеспечила безопасность участников экспедиции.

В процессе реализации поставленных задач применялись технологии командообразования, позволяющие раскрыть значение командной работы в процессе профессиональной деятельности PR-специалиста.

По мнению автора [4, с. 162], интегративный подход – средство, которое обеспечивает «целостность картины мира; способствует развитию способностей человека к системному мышлению при решении теоретических и практических задач».

Опыт организации полевой учебной практики студентов на основе интегративного подхода

Применяя основные принципы интегративного подхода в рамках Всероссийского научно-просветительского проекта «Плавучий университет имени В. И. Вернадского» в 2021 – 2023 гг. в течение десятидневного срока в летний период в рамках полевой экспедиции проведена учебная практика студентов ФГБОУ ВО «ТГТУ» по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.

Задания практики включали в себя помимо основной деятельности отработку коммуникационных, исследовательских, организационных навыков, творческой и проектной деятельности.

Экспедиция «Плавучий университет имени В. И. Вернадского» включала в себя научно-образовательные и научно-просветительские мероприятия – мастер-классы, лектории, полевые экскурсии, мероприятия волонтерской деятельности, практикумы и мозговые штурмы. На борту судна и в полевых условиях происходило постоянное взаимодействие студентов различных направлений и специальностей, экспертного сообщества, ученых, профессионалов-практиков и местного населения.

Экспедиция позволила объединить под одной крышей представителей самых разных предметных областей, статусов и возрастов, которые в этом момент стали одной большой семьей. Увлеченность, командный дух, ощущение единения в полевых условиях способствовали максимальной вовлеченности каждого участника экспедиции в процесс, повышая тем самым эффективность достижения целей и удовлетворенность от процесса.

В условиях интегративного подхода на новый уровень выходит обеспечение безопасности работы в полевых условиях. А так как участники экспедиции действуют как единый сплоченный механизм, то значительно увеличивается скорость коммуникации и реагирования на происходящие события в условиях единого информационного поля.

Важной составляющей индивидуальных заданий учебной практики по реализации PR-проекта «Плавучий университет имени В. И. Вернадского», является составление медиаплана, взаимодействие со средствами массовой информации, событийное информационное сопровождение, написание пресс-релизов; фото- и видеосъемка; размещение информации в социальных сетях, создание резонансного отклика в сети Интернет.

В работе [5, с. 70] отмечено, что перемены, связанные с активным развитием информационных технологий, подталкивают образовательную среду к совершенствованию программ подготовки специалистов, стимулируют к созданию качественных и продуктивных образовательных маршрутов для обучающихся.

Важным аспектами реализации программ практики является наличие обратной связи с целевой аудиторией, медиасообществом, интервью с участниками экспедиции, представителями администрации, а также непосредственное наблюдение за работой профессиональных СМИ (съемки в лагере экспедиции, проводимые телеканалом ГТРК-Саратов).

Также при прохождении практики обучающиеся получили возможность наблюдать за работой проекта «Плавучая школа телевидения» по созданию видеофильма о научной деятельности академика В. И. Вернадского, на опыте профессиональных медийциков ознакомиться с работой над PR-проектом.

Руководитель проекта «Плавучая школа телевидения», канд. филол. наук, доцент, руководитель медиацентра Е. Е. Захаров следующим образом охарактеризовал потенциал экспедиции для дальнейшего профессионального развития личности студента коммуникационного направления: «Экспедиционный формат практики, предполагающий практически круглосуточную коммуникацию с представителями разных профессий (и, что важно, с носителями разных дискурсов общения), способен мобилизовать когнитивные возможности студентов, раскрыть их креативный потенциал» [6, с. 65–66].

Получение подобного опыта, навыков и знаний в творческой медийной среде позволяет развивать коммуникативную компетентность и способность к выстраиванию в дальнейшем взаимодействия на профессиональном уровне.

Как отмечено в [7, с. 273], «деятельность специалиста в сфере связей с общественностью предполагает академическую грамотность, наличие творческого мышления, гибкость, точность и неординарность видения обычных ситуаций, а также сформированных умений идентифицировать ситуацию».

Полевая медиапрактика с использованием интегративного подхода предоставляет ее участникам проявить не только профессиональные, но и личностные качества, способствует их социальной адаптации, проверяет и выявляет творческие и организаторские способности будущих мастеров медиакоммуникаций.

Установленные учебным планом сроки прохождения практики дают возможность не только приобрести первоначальный опыт по применению полученных теоретических знаний, используя различные жанры и форматы, но и развить свои творческие навыки, практически подготовиться к реалиям будущей профессии, научиться объективно относиться к конструктивной критике.

Активно участвуя в различных мероприятиях, обучающиеся в полной мере могли совершенствовать свои навыки и умения, наращивать базу профессиональных знаний. Индивидуальные практические задания студентам традиционно ориентированы на освоение профессиональных и общепрофессиональных компетенций.

При прохождении учебной практики в полевых условиях экспедиции теоретические умения и навыки участников, приобретенные при изучении учебных дисциплин, нашли их практическое воплощение в произведенный контент, что позволило получить необходимый уровень подготовленности будущих специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью. 

Заключение 

Опыт проведения учебной практики «студентов-пиарщиков» в экспедиционном полевом формате с применением интегративного подхода показал перспективы творческого развития и формирования устойчивого представления о деятельности pr-специалистов.

Реализация интегративного подхода при прохождении учебной практики «студентами-пиарщиками» способствовала активизации профессионального интереса к знаниям, продемонстрировала усвоение ключевых компетенций в коммуникационной, информативной и интеллектуальной сферах, и, в конечном счете, доказала его эффективность.

Итоги работы студентов при прохождении учебной практики в условиях полевой экспедиции показали необходимость дальнейшего использования и расширения применения интегративного подхода, реализуемого в организации профессиональной подготовки бакалавров по направлению 42.03.01 Реклама и связи с общественностью Тамбовского государственного технического университета. Университетская подготовка «студентов-медийщиков» – надежный залог успешного трудоустройства и результативной профессиональной деятельности. Помимо этого, университетская среда, по мнению авторов [8, с. 23], «принимает непосредственное участие в формировании личности студента, развивая такие базовые ценности, как нравственность, патриотизм, гражданственность».

 

*«Компетенция» применительно к профессиональной специальности – это система знаний (а также умений и навыков): а) общего (универсального) характера, позволяющих ориентироваться в производственных отношениях общества в целом, а также б) общепрофессионального и профессионального плана, связанных с определенным направлением профессиональной деятельности, которые должны быть присущи в необходимом объеме и качестве каждой отдельной личности, прошедшей соответствующую образовательную подготовку [2, с. 720].

×

About the authors

I. A. Volikova

Tambov State Technical University

Author for correspondence.
Email: volikova4@yandex.ru
Russian Federation, Tambov

S. G. Mashkova

Tambov State Technical University

Email: volikova4@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права»

Russian Federation, Tambov

A. V. Kozachek

Tambov State Technical University

Email: volikova4@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры «Природопользование и защита окружающей среды»

Russian Federation, Tambov

A. V. Suzyumov

Tambov State Technical University

Email: volikova4@yandex.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры «Конструкции зданий и сооружений»

Russian Federation, Tambov

References

  1. Kudakov O.R. Ispol'zovaniye proizvodnykh ot termina «integratsiya» v sovremennoy pedagogicheskoy literature [The use of derivatives from the term “integration” in modern pedagogical literature], Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta [Bulletin of the Kazan State Energy University], 2010, no. 3 (6), pp. 121-126. (In Russ.)
  2. Trofimov V.V. Ne pora li nauchno-analiticheskim obrazom prorabotat' i opisat' indikatory yuridicheskikh kompetentsiy? [Isn’t it time to scientifically and analytically work out and describe indicators of legal competencies?], Yuridicheskaya tekhnika [Legal technology], 2024, no. 18, pp. 720-723. (In Russ.)
  3. Nikolaeva M.A. Extended abstract of candidate’s of pedagogy thesis, Ekaterinburg, 2012, 27 p. (In Russ.)
  4. Lopatkin V.M. Integracionnye processy v regional'noj sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya [Integration processes in the regional system of pedagogical education: monograph], Barnaul: Nats. fond podgot. kadrov, 2000, 162 p. (In Russ.)
  5. Korotun A.V., Nikolaeva M.A. [Over-subject integration in organizing student internships in the field of training “Advertising and Public Relations”], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2018, no. 6, pp. 69-74. (In Russ., abstract in Eng.)
  6. Zaharov E.E. Sovremennoe mediaprostranstvo i deyatel'nost' MCHS Rossii: sbornik trudov ХХXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii “Predotvrashchenie. Spasenie. Pomoshch’” (sekciya No. 23) [Modern media space and activities of the Ministry of Emergency Situations of Russia: collection of articles. tr. XXXII Int. scientific-practical conf. “Prevention. The rescue. Help”], Khimki, 1 March 2022, Khimki, 2022, pp. 64-68. (In Russ.)
  7. Orlova I.V. XX Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya konferenciya zaveduyushchih kafedrami marketinga, reklamy, svyazej s obshchestvennost'yu, dizajna I smezhnyh napravlenij: sb. statej [XX International scientific method. conf. head departments of marketing, advertising, public relations, design and related areas: collection of articles], Moscow, 2016, pp. 273-280. (In Russ., abstract in Eng.)
  8. Meshcheryakova S.V., Volikova I.A. [The potential of historical and legal science in the process of forming management personnel], Pravo: istoriya i sovremennost' [Law: history and modernity], 2019, no. 2, pp. 21-27. doi: 10.17277/pravo.2019.02.pp.021-027 (In Russ., abstract in Eng.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».