Development of Functional Literacy in Foreign Language Classes
- 作者: Ilyina I.E.1, Morozova O.N.1
-
隶属关系:
- Tambov State Technical University
- 期: 编号 2 (2024)
- 页面: 129-135
- 栏目: PEDAGOGY. THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING AND EDUCATION
- URL: https://bakhtiniada.ru/1990-9047/article/view/278260
- DOI: https://doi.org/10.17277/voprosy.2024.02.pp.129-135
- ID: 278260
如何引用文章
全文:
详细
The concept of functional literacy and its directions are considered. The requirements of the Federal State Educational Standard for the subject results in a foreign language, as well as their correlation to the functional literacy formation are presented. Topical issues related to teaching English in modern conditions have been studied.
全文:
Введение
Функциональная грамотность – способность человека постоянно использовать в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Обучая учеников иностранному языку, мы нацелены на то, чтобы сформировать и развить у них иные коммуникативный компетенции, которые потом им пригодятся в повседневной жизни [1]. Они должны быть способны и готовы осуществлять иноязычное общение в ситуации, где это потребуется. В новом стандарте, который недавно был утвержден, также есть определение функциональной грамотности, которая рассматривается, как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Если затронуть предметные результаты и предметные способы деятельности, то речь будет идти о той самой иноязычной коммуникативной компетенции.
Если говорить о предметных результатах и универсальных учебных действиях, то соответственно предполагается, что на уроках иностранного языка будут развиваться предметные умения, например, логические умения работы с информацией, которая ученикам понадобится и будет полезна за пределами класса и школы.
Направления функциональной грамотности
Рассмотрим направления функциональной грамотности. Согласно исследованию Pisa, существуют следующие виды: математическая, читательская, естественнонаучная и финансовая грамотность (в первоначальных исследованиях), а позднее – глобальные компетенции и креативное мышление (рис. 1).
Рис. 1. Направления функциональной грамотности
На уроках иностранного языка в разной степени развиваются все виды грамотности. Это зависит и от учебного материала, и от тех тем, которые рассматриваются. Тем не менее читательская грамотность формируется практически на каждом занятии: при выдачи домашнего задания, подготовке задания для урока. Чтение как вид речевой деятельности включено в иноязычную коммуникативную компетенцию, так как на уроках учитель всегда работает с текстами.
Всегда может быть развита глобальная компетенция, потому что иностранный язык беспредметный, то есть можем говорить на любую тему, в том числе и на актуальные вопросы и проблемы, которые существуют в современном мире.
Необходимо активно развивать креативное мышление с помощью разных творческих заданий, предлагаемых учащимся, где они будут проявлять фантазию. На основе этих заданий закрепляется лексико-грамматический материал.
Предполагается, что, когда мы работаем над текстом, то задействуем определенные когнитивные процессы [2]. В документах, имеющих отношение к исследованию Pisa в области овладения читательской грамотностью, выделяются четыре умения. Рассмотрим каждый из них подробнее:
- Locateinformation (поиск информации). Предполагается, что ученик должен уметь найти необходимую информацию не только в тексте, но и ввести, например, соответствующий поисковый запрос в интернете, найти и выбрать необходимый им текст, то есть умение выбрать тот сайт с необходимой информацией, который им нужен для выполнений коммуникативной задачи.
- Understand (понятие информации). В данном разделе предполагается такое умение, чтобы интегрировать и понимать информацию из разных источников. Учащиеся не должны идти по пути наименьшего сопротивления: нашли первый сайт в интернете по определенной теме, взяли оттуда информацию и на этом остановились, а попытаться осмысленно обработать необходимый материал.
- Evaluate (оценка информации). При выполнении того или иного задания, например, проектного, учащиеся должны пользоваться разными источниками, поэтому их необходимо ориентировать на это. Такими материалами могут быть интернет-сайты, какие-то печатные справочные издания. Соответственно учащиеся выбирают оттуда необходимую информацию для решения учебных задач, которую затем обрабатывают, объединяют, убирают ненужную и только потом используют в своих целях.
- Reflect (рефлексия). При оценке информации учащиеся должны понимать, насколько эта информация актуальна и достоверна. Необходимо умение рефлексировать на полученную информацию. В данном случае речь идет о рефлексии на содержание и форму.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, использованию их содержания для достижения собственных целей, то есть студенты учатся не только просто прочитать, сосредоточиться на знаках, а получать ту информацию, которая нужна для решения конкретной задачи (рис. 2).
Рис. 2. Структура читательской грамотности
Рефлексия на содержание текста проявляется, когда мы работаем с вопросами (обычно они есть к текстам), разными видами заданий на этапе после прочтения, что-то обсуждаем, оцениваем (например, действие и поступки героев), формулируем основную идею, соотносим полученную информацию из текста с нашим опытом (то есть противоречит она или дополняет наши знания).
Чем конкретнее будет сформулирована цель и сформирован навык, тем легче подобрать более эффективные задания для достижения учащимися запланированных результатов.
Рефлексия на форму текста предполагает, что, во-первых, можно определить, что это за жанр, к какому стилю относится тот или иной текст, насколько сложно или наоборот легко он лингвистически оформлен. Может быть, там встречается обилие незнакомых слов, которые затрудняют понимание, и учащимся нужно обращаться к словарю и словарным справочникам или, наоборот, в тексте встречаются простые, изученные грамматические структуры и не затрудняют понимание.
Какие тексты окружают нас в повседневной жизни? Когда мы работаем с учебным текстом на уроке, то у учащихся как раз развиваются необходимые умения, которые они перенесут потом в повседневную жизнь, потому что реально учебный текст, рассматриваемый на уроке, нам, возможно, в повседневной жизни не встретится, но на нем мы отрабатываем необходимые навыки критического мышления, обучаем поиску информации и ее обсуждению. Затем сформированные на уроках умения переносим уже в ситуации, которые могут случиться в повседневной жизни. Для этого необходимо знать, какие тексты нас окружают, независимо от языка. Если мы что-то изучаем на английском языке, то это умение, сформированное на примере текста на уроке, можно перенести на работу с текстом на русском языке, но который, например, встретился нам в качестве самостоятельной работы или может быть в разговоре на улице.
Каждого учащегося повседневно окружает текст, и даже самый нечитающий ученик, выйдя из школы, все равно столкнется с текстами. В таком случаем формирование читательской грамотности очень актуально и нацелено на реальное практическое умение.
Многое зависит от ситуации и сферы профессиональной деятельности. По роду занятий человек может читать различные тексты, например, расписание занятий, договоров, брошюр, инструкций по подключению к той или ной платформе, справки, билеты и т.д. Те умения, которые формируются на уроках иностранного языка, конечно, им пригодятся в повседневной жизни.
На занятиях учащиеся знакомятся с разными текстовыми жанрами, несплошными текстами, которые содержат вербальные и невербальные компоненты. Также мы используем задания для разных видов чтения и развития всевозможной деятельности.
Изучая информацию, студенты учатся интегрировать и принимать решения. На уроках можно предложить ребятам разные стратегии работы с текстовым материалом, чтобы они самостоятельно могли применить их для эффективного овладения материалом.
Таким образом, для развития читательской грамотности нужны следующие материалы:
На занятиях необходимо познакомить учащихся с различными видами жанров текстового материала, такими как письма, электронные письма, договоры, интервью, научные статьи, рецепты и т.д. Следует отметить, что при работе с разными текстами они могут использовать различные стратегии.
При работе с несплошными текстами учащиеся тренируются считывать информацию, которая, например, зашифрована в диаграммах или таблицах, ключевых словах, коротких подписях или надписях. Чтобы ответить на вопрос – верно или неверно утверждение, они должны сначала считать информацию, представленную невербально, найти информацию, обработать, а затем ответить на вопросы. Текст, где фигурируют только слова и цифры, а как раз диаграммы позволяют нам более нагляднее и проще предоставить информацию, чтобы она легче воспринималась, часто применяется в повседневной жизни. Например, при считывании информации с погодной карты, где есть условные обозначения, учащиеся составляют свой текст и на основе этого заполняют диаграмму. Таким образом, мы учим предоставлять информацию в разном виде и соответственно работать с информацией, которая представлена по-разному.
При формировании читательской грамотности используются различные приемы и методики. Когда учащимся необходимо соотнести заголовки с абзацами в тексте, то для этого следует пробежать глазами и понять общее содержание того или иного абзаца. Дальнейшие задания в упражнениях к тексту направлены на поиск конкретной информации, поэтому им приходится прочитать снова, но по-другому. И если до этого они пропускали какие-то детали, им нужно было сосредоточиться только, скажем на виде спорта, то сейчас им надо ответить на специальные вопросы, дать полный хороший развернутый ответ. Поэтому учащиеся уже более детально, более подробно изучают текст. Таким образом, мы одновременно учим разным видам чтения и делаем акцент на то, что в зависимости от коммуникативной задачи они по-разному используют навыки чтения.
Необходимо обратить внимание и на последовательность работы с текстовым материалом, соблюдать поэтапность работы с текстом. На начальном этапе работы важна мотивированность учащихся, чтобы у них появилось желание прочитать тот или иной текст. Можно провести предтекстовую работу, например, предложить ответить на вопрос, ответ на который они не знают, то есть они только предполагают и прогнозируют ответ. После того как ребята прогнозируют примерные варианты ответов соответственно наверняка каждому захочется узнать, насколько он прав, и, следовательно, чтение вызовет большой интерес. Далее начинается основной этап работы с текстом. После прочтения текста переходим к этапу послетекстовых упражнений. Например, можно предложить ответить на вопросы после текста, составить свои вопросы, подготовить какой-то справочный материал, либо найти информацию в интернете из разных источников.
Немаловажным является работа со справочниками, потому что вряд ли кто-то станет читать справочный материал ради удовольствия в свободное время, если только какой-нибудь вундеркинд, который хочет много знать. Мы обращаемся к справочникам, если что-то забыли, не знаем, необходимо подготовиться к тесту, экзамену, повторить информацию, если в чем-то на сто процентов не уверены. В данном случае как раз это умение работать с текстом налицо, потому что из всех справочников учащиеся извлекают ту информацию, которая им полезна, соответственно они ее читают, интерпретируют и делают вывод о том, нужна им эта информация или какое-то грамматическое правило или нет.
Ответ по памяти является еще одним важным приемом. После прочтения текста, учащихся можно попросить закрыть учебник и без опоры на текст ответить на вопросы. Это тоже своего рода развитие памяти и внимания, потому что нужно сосредоточиться, вспомнить, что прочитали по этой теме, постараться ответить на вопросы, а потом посмотреть в тексте и сравнить, правильно ли ответили.
Заключение
Таким образом, задачей каждого современного педагога является формирование функциональной грамотности учащихся. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире. Функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и дальнейшего развития социального окружения.
作者简介
I. Ilyina
Tambov State Technical University
Email: morozova-on@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»
俄罗斯联邦, TambovO. Morozova
Tambov State Technical University
编辑信件的主要联系方式.
Email: morozova-on@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»
俄罗斯联邦, Tambov参考
- Arkhipova Ye.V., Lagunova L.V. [Reading literacy and periphrastic ability in the aspect of speech development of the], Russkiy yazyk v shkole [Russian language at school], 2021, vol. 82, no. 1, pp. 7-15. doi: 10.30515/0131-6141-2021-82-1-7-15 (In Russ., abstract in Eng.)
- White S. Understanding functional literacy: Connecting text features, task demands, respondent skills. New York: Routledge, 2010, 280 р.
补充文件
