Значение интерактивного обучения профессиональной дисциплине по оценкам аспирантов многопрофильного вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Существует множество публикаций по интерактивному обучению, в которых рассматриваются только положительные аспекты этой педагогической модели. В проведенном исследовании интерактивное обучение профессиональной дисциплине в университете рассмотрено более объективно, с учетом критического отношения к нему аспирантов. Цель исследования – определение значимости интерактивного обучения аспирантами многопрофильного вуза.

Материалы и методы. Местом проведения исследования является ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ). Для исследования использовались материалы лекционного курса по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» для всех аспирантов второго курса СПбПУ, презентации, итоговые задания аспирантов по составлению плана интерактивного занятия по профессиональной дисциплине и анкеты по оцениванию особенностей интерактивного обучения. На основе теоретического анализа научной литературы, систематизации существующих педагогических оценок интерактивного обучения (ИО) и мнений аспирантов, оцениваемых по десятибалльной шкале с вычислением среднего арифметического значения, были выявлены и обоснованы педагогические и методические условия его актуализации в учебном процессе современного университета.

Результаты исследования. Рассмотрена тема интерактивного проведения лекций и практических занятий; описана дискуссия по проведению интерактивного обучения с элементами профессионально-ориентированных ролевых игр и ротации ролей обучающихся в течение семестра. Проанализированы результаты анкетирования 125 респондентов по интерактивному обучению профессиональной дисциплине и выявлены его преимущества и ограничения. Наиболее важными преимуществами являются улучшение понимания материала студентами (9,1 баллов) и развитие их коммуникативных профессионально-ориентированных навыков (8,7 баллов), что соответствует преимуществам групповой формы обучения. Основные недостатки и ограничения интерактивного обучения включают повышение трудоемкости подготовки преподавателя к проведению интерактивных занятий (7,3 балла) и сложности организации интерактивного обучения в больших группах (7,3 балла). Показано, что педагогические аспекты ИО необходимо согласовывать с психологическими факторами проведения интерактивного обучения.

Выводы. Реализация интерактивного обучения в современном университете требует пристального внимания исследователей, поскольку оно, по мнению аспирантов, способствует повышению мотивации и углублению профессионализации обучающихся. Положительная оценка интерактивного обучения превалирует над отрицательной, хотя преимущество в 24 % является относительным. При проведении интерактивного обучения необходим тщательный подход к составу групп и распределению профессионально-ориентированных ролей с учетом внутриличностных отношений студентов и их пожеланий.

Об авторах

Н. В. Попова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: ninavaspo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3058-7386
Scopus Author ID: 56542653500
ResearcherId: U-2377-2018195251

доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики

Россия, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Н. И. Алмазова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: almazovanadia1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9284-5734

доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики, Гуманитарный институт

Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

О. В. Зиновьева

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ovzinovieva@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-9350-1846

старший преподаватель Высшей школы лингвистики и педагогики, Гуманитарный институт

Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Список литературы

  1. Кругликов В.Н. Интерактивное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гума-нитарные и общественные науки. 2013. № 4 (184). С. 66-72. https://elibrary.ru/rxqtnb
  2. Кругликов В.Н., Оленникова М.В. Интерактивные образовательные технологии. Москва, 2024. 355 с. https://elibrary.ru/yirnmj
  3. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск: Аверсэв, 2003. 336 с. https://elibrary.ru/amqjsm
  4. Ибрагимов Г.И. Дидактическое наследие А.А. Вербицкого и современность: к 80-летию со дня рождения // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4 (147). С. 7-12. https://doi.org/10.51379/kpj.2021.148.4.041, https://elibrary.ru/ixholy
  5. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Москва: ИНФРА-М, 2022. 239 с. https://doi.org/10.12737/1033836, https://elibrary.ru/xpcnvp
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. Москва: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  7. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2007. №. 6 (48). С. 32-41. https://elibrary.ru/iuesyz
  8. Горлова Я.В. Интерактивные методы как инновационные подходы в обучении // Мир педагогики и пси-хологии. 2023. № 4 (81). С. 99-109. https://elibrary.ru/ntiddw
  9. Королева Н.М., Костерина И.В. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (33). С. 128-132. https://elibrary.ru/rncedw
  10. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педа-гогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26-33. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03, https://elibrary.ru/dyoean
  11. Медвидь Е.В. Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся // Молодой ученый. 2016. № 17-1 (121). С. 16-20. https://elibrary.ru/wmgyff
  12. Одинокая М.А., Попова Н.В. Современные технологии интерактивного обучения в многопрофильном вузе. Санкт-Петербург: С.-Петерб. политех. ун-т Петра Великого, 2016. 257 с. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i16-78, https://elibrary.ru/vxycnl
  13. Попова Н.В., Одинокая М.А. Пути повышения интерактивности в обучении иностранному языку студен-тов неязыкового вуза (на примере делового дискурса) // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 196. С. 133-144. https://elibrary.ru/rcxlid
  14. Одинокая М.А. Возможности диалоговой технологии в сетевом окружении в обучении иностранному языку в техническом вузе // Интерактивная наука. 2017. № 3 (13). C. 52-54. https://doi.org/10.21661/r-118242, https://elibrary.ru/yknhnh
  15. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образо-вание в России. 2013. № 10. С. 90-97. https://elibrary.ru/rlzcxv
  16. Титова С.В., Талмо Т. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий // Высшее образо-вание в России. 2015. № 2. С. 126-135. https://elibrary.ru/tmgbyh
  17. Тарасова И.М. Интерактивные методы обучения как средство формирования профессиональных компе-тенций в преподавании естественнонаучных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5-1. С. 63-65. https://elibrary.ru/tudglp
  18. Senthamarai S. Interactive teaching strategies // Journal of Applied and Advanced Research. 2018. Vol. 3. Suppl. 1. Р. 36-38. https://doi.org/10.21839/jaar.2018.v3iS1.166
  19. Ashurova S.Yu. Importance of interactive teaching methods in professional education // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2019. Vol. 7. № 12. P. 666-670.
  20. Ajaj Israa. The Effectiveness of Interactive Teaching Strategies in Teaching English language. مجلة آداب الفراهيدي. 2023. Vol. 15. P. 483-492. http://doi.org/10.51990/jaa.15.52.2.25
  21. Попова Н.В. Педагогика высшего образования. Санкт-Петербург, 2018. 103 с. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i18-226
  22. Круподерова Е.П., Барсук Н.С., Бойко А.В. Реализация модели «ротация станций» на уроках технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 179-182. https://elibrary.ru/klxvjc
  23. Купрюхина К.В., Кравец О.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2023. № 1. С. 351-357. https://elibrary.ru/fpdhcy
  24. Иванова М.М., Клочков Р.В., Швайков В.В. Факторы повышения мотивации обучающихся в вузе // Про-блемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 106-109. https://elibrary.ru/hcjooo

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».