Значение интерактивного обучения профессиональной дисциплине по оценкам аспирантов многопрофильного вуза
- Авторы: Попова Н.В.1, Алмазова Н.И.1, Зиновьева О.В.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
- Выпуск: Том 30, № 3 (2025)
- Страницы: 672-689
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/319260
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-672-689
- ID: 319260
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Существует множество публикаций по интерактивному обучению, в которых рассматриваются только положительные аспекты этой педагогической модели. В проведенном исследовании интерактивное обучение профессиональной дисциплине в университете рассмотрено более объективно, с учетом критического отношения к нему аспирантов. Цель исследования – определение значимости интерактивного обучения аспирантами многопрофильного вуза.
Материалы и методы. Местом проведения исследования является ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ). Для исследования использовались материалы лекционного курса по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» для всех аспирантов второго курса СПбПУ, презентации, итоговые задания аспирантов по составлению плана интерактивного занятия по профессиональной дисциплине и анкеты по оцениванию особенностей интерактивного обучения. На основе теоретического анализа научной литературы, систематизации существующих педагогических оценок интерактивного обучения (ИО) и мнений аспирантов, оцениваемых по десятибалльной шкале с вычислением среднего арифметического значения, были выявлены и обоснованы педагогические и методические условия его актуализации в учебном процессе современного университета.
Результаты исследования. Рассмотрена тема интерактивного проведения лекций и практических занятий; описана дискуссия по проведению интерактивного обучения с элементами профессионально-ориентированных ролевых игр и ротации ролей обучающихся в течение семестра. Проанализированы результаты анкетирования 125 респондентов по интерактивному обучению профессиональной дисциплине и выявлены его преимущества и ограничения. Наиболее важными преимуществами являются улучшение понимания материала студентами (9,1 баллов) и развитие их коммуникативных профессионально-ориентированных навыков (8,7 баллов), что соответствует преимуществам групповой формы обучения. Основные недостатки и ограничения интерактивного обучения включают повышение трудоемкости подготовки преподавателя к проведению интерактивных занятий (7,3 балла) и сложности организации интерактивного обучения в больших группах (7,3 балла). Показано, что педагогические аспекты ИО необходимо согласовывать с психологическими факторами проведения интерактивного обучения.
Выводы. Реализация интерактивного обучения в современном университете требует пристального внимания исследователей, поскольку оно, по мнению аспирантов, способствует повышению мотивации и углублению профессионализации обучающихся. Положительная оценка интерактивного обучения превалирует над отрицательной, хотя преимущество в 24 % является относительным. При проведении интерактивного обучения необходим тщательный подход к составу групп и распределению профессионально-ориентированных ролей с учетом внутриличностных отношений студентов и их пожеланий.
Об авторах
Н. В. Попова
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: ninavaspo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3058-7386
Scopus Author ID: 56542653500
ResearcherId: U-2377-2018195251
доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики
Россия, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»Н. И. Алмазова
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: almazovanadia1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9284-5734
доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики, Гуманитарный институт
Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29О. В. Зиновьева
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ovzinovieva@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-9350-1846
старший преподаватель Высшей школы лингвистики и педагогики, Гуманитарный институт
Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29Список литературы
- Кругликов В.Н. Интерактивное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гума-нитарные и общественные науки. 2013. № 4 (184). С. 66-72. https://elibrary.ru/rxqtnb
- Кругликов В.Н., Оленникова М.В. Интерактивные образовательные технологии. Москва, 2024. 355 с. https://elibrary.ru/yirnmj
- Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск: Аверсэв, 2003. 336 с. https://elibrary.ru/amqjsm
- Ибрагимов Г.И. Дидактическое наследие А.А. Вербицкого и современность: к 80-летию со дня рождения // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4 (147). С. 7-12. https://doi.org/10.51379/kpj.2021.148.4.041, https://elibrary.ru/ixholy
- Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Москва: ИНФРА-М, 2022. 239 с. https://doi.org/10.12737/1033836, https://elibrary.ru/xpcnvp
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. Москва: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
- Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2007. №. 6 (48). С. 32-41. https://elibrary.ru/iuesyz
- Горлова Я.В. Интерактивные методы как инновационные подходы в обучении // Мир педагогики и пси-хологии. 2023. № 4 (81). С. 99-109. https://elibrary.ru/ntiddw
- Королева Н.М., Костерина И.В. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (33). С. 128-132. https://elibrary.ru/rncedw
- Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педа-гогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26-33. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03, https://elibrary.ru/dyoean
- Медвидь Е.В. Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся // Молодой ученый. 2016. № 17-1 (121). С. 16-20. https://elibrary.ru/wmgyff
- Одинокая М.А., Попова Н.В. Современные технологии интерактивного обучения в многопрофильном вузе. Санкт-Петербург: С.-Петерб. политех. ун-т Петра Великого, 2016. 257 с. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i16-78, https://elibrary.ru/vxycnl
- Попова Н.В., Одинокая М.А. Пути повышения интерактивности в обучении иностранному языку студен-тов неязыкового вуза (на примере делового дискурса) // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 196. С. 133-144. https://elibrary.ru/rcxlid
- Одинокая М.А. Возможности диалоговой технологии в сетевом окружении в обучении иностранному языку в техническом вузе // Интерактивная наука. 2017. № 3 (13). C. 52-54. https://doi.org/10.21661/r-118242, https://elibrary.ru/yknhnh
- Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образо-вание в России. 2013. № 10. С. 90-97. https://elibrary.ru/rlzcxv
- Титова С.В., Талмо Т. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий // Высшее образо-вание в России. 2015. № 2. С. 126-135. https://elibrary.ru/tmgbyh
- Тарасова И.М. Интерактивные методы обучения как средство формирования профессиональных компе-тенций в преподавании естественнонаучных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5-1. С. 63-65. https://elibrary.ru/tudglp
- Senthamarai S. Interactive teaching strategies // Journal of Applied and Advanced Research. 2018. Vol. 3. Suppl. 1. Р. 36-38. https://doi.org/10.21839/jaar.2018.v3iS1.166
- Ashurova S.Yu. Importance of interactive teaching methods in professional education // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2019. Vol. 7. № 12. P. 666-670.
- Ajaj Israa. The Effectiveness of Interactive Teaching Strategies in Teaching English language. مجلة آداب الفراهيدي. 2023. Vol. 15. P. 483-492. http://doi.org/10.51990/jaa.15.52.2.25
- Попова Н.В. Педагогика высшего образования. Санкт-Петербург, 2018. 103 с. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i18-226
- Круподерова Е.П., Барсук Н.С., Бойко А.В. Реализация модели «ротация станций» на уроках технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 179-182. https://elibrary.ru/klxvjc
- Купрюхина К.В., Кравец О.В. Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2023. № 1. С. 351-357. https://elibrary.ru/fpdhcy
- Иванова М.М., Клочков Р.В., Швайков В.В. Факторы повышения мотивации обучающихся в вузе // Про-блемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 106-109. https://elibrary.ru/hcjooo
Дополнительные файлы



