Аксиологическая лингводидактика в системе профессионального лингвистического образования
- Авторы: Гальскова Н.Д.1, Орешкова Н.Л.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО "Государственный университет просвещения"
- Выпуск: Том 30, № 3 (2025)
- Страницы: 610-620
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/319255
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-3-610-620
- ID: 319255
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема, связанная с ценностно-центрированными аспектами деятельности учителя и содержания его профессиональной подготовки. Цель исследования – обоснование объектно-предметной области аксиологической лингводидактики как современной научно-методической области.
Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были использованы: критический анализ современных научных исследований в области лингводидактики, аксиологии, педагогики, анализ предметно-практической и образовательной деятельности в области преподавания иностранных языков и обобщение полученных результатов в формате цели и задач аксиологического подхода к обучению иностранным языкам.
Результаты исследования. В ходе исследования были определены объектная и предметная области аксиологической лингводидактики как автономной научно-методической области и уточнено предназначение этой отрасли в решении проблем современного лингвистического образования. Обоснована аксиологическая направленность современной лингводидактики как составляющей методической науки. В рамках исследования было уделено внимание аксиологическому подходу, развиваемому в рамках современной аксиологической лингводидактики, выделены основные доминанты и отличия от коммуникативного и межкультурного подходов, вместе с тем, определены его истоки.
Выводы. В результате достижения поставленной цели исследования были сделаны выводы о естественности и необходимости аксиологической переориентации лингводидактики и «последствиях» такой трансформации.
Об авторах
Н. Д. Гальскова
ФГАОУ ВО "Государственный университет просвещения"
Email: galskova@mail.ru
Гальскова Наталья Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкамSPIN-код: 2041-7056AuthorID: 294546105005, г. Москва, ул. Радио, 10А, стр. 2 Россия
Н. Л. Орешкова
ФГАОУ ВО "Государственный университет просвещения"
Автор, ответственный за переписку.
Email: n1d33@yandex.ru
Орешкова Надежда Леонидовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой лингводидактики и методики обучения иностранным языкамSPIN-код: 8906-2430, AuthorID: 1103442105005, г. Москва, ул. Радио, 10А, стр. 2 Россия
Список литературы
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., Трешина И.В. Ценностно-смысловые приоритеты студентов – будущих учителей иностранных языков в условиях цифровизации образования // Преподаватель XXI век. 2023. № 1-1. С. 30-39. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-1-30-39, https://elibrary.ru/lvtwfu
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). Москва: Высш. шк., 1989. 238 с. https://elibrary.ru/lbjqjn
- Hellmich H. Die Didaktik des Fremdsprachenunterrichts als integrative Wissenschaftsdisziplin // Deutsch als Fremdsprache. 1980. H. 4. S. 218-224.
- Strauss D. Didaktik und Methodik. Deutsch als Fremdsprache. Eine Einführung. Berlin, München: Langenscheidt, 1984. 257 S.
- Сластенин В.А. Педагогика. Москва: Академия, 2008. 566 с.
- Чижакова Г.И., Потапова Н.И. Ценности в образовании и образование как ценность. Красноярск, 1999. 339 с. https://elibrary.ru/twfzbh
- Барышников Н.В. Обучение иностранным языкам: риски и пути их устранения // Формирование иноязычных компетенций. Пятигорск: Пятигор. гос. ун-т, 2022. С. 37-50. https://elibrary.ru/gdvnwn
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. Москва, 1991. 311 с.
- Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: (на материале культуроведения США). Москва: Еврошкола, 2003. 406 с. https://elibrary.ru/qrhcgl
- Тарева Е.Г. Формирование рационального стиля учебной деятельности у студентов университета: теория и технология. Иркутск, 2001. 200 с. https://elibrary.ru/vlggap
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация в теории и практике преподавания иностранных языков в вузе. Саранск, 2009. 164 с. https://elibrary.ru/qutoeb
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Учитель иностранного языка в суверенной системе отечественного образования // Иностранные языки в школе. 2024. № 7. С. 5-11. https://elibrary.ru/oowwfz
- Никитенко З.Н. Иностранный язык в начальной школе. Теория и практика. Москва: ФЛИНТА, 2020. 324 с.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. Москва: Мысль, 1973. 215 с.
- Арутюнян Ю.В. Русские этносоциологические очерки. Москва: Наука, 1992. 461 с.
Дополнительные файлы
