Приоритетные направления применения дидактических принципов обучения в высшей школе педагогики физического воспитания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

К основным дидактическим принципам обучения высшей школы педагогики физического воспитания в настоящее время следует отнести: научность; сознательность и активность в обучении; наглядность обучения; систематичность и последовательность в обучении; доступность и обучение на высоком уровне трудностей; прочность овладения знаниями, умениями и навыками; комплексность; оптимальность; конкретность; коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Дополнительно к военным вузам также прилагается принцип «прикладности». В теории и методике физической подготовки войск (сил флота) указанные принципы обучения являются исходными основополагающими положениями при построении тренировочного процесса военнослужащих, однако в рамках реализации двигательной деятельности человека при пролонгированном воздействии нагрузок имеют свою особенность в отношении приоритета использования. Варьирование акцентов применения педагогических принципов обучения с учетом тенденции современных научных взглядов на методику оздоровительной направленности физической подготовки, раскрывается авторами в материале статьи, адаптированному к военно-образовательным учреждениям.

Об авторах

И. Ю. Пугачев

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»

Email: pugachyov.i@yandex.ru

Ю. Ю. Кораблев

УМВД России по Тамбовской области

Email: pugachyov.i@yandex.ru

Э. М. Османов

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Email: osmanov@bk.ru

Список литературы

  1. Коменский Я.А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики»). М.: Гос. учеб.-пед. изд-во НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. 93 с.
  2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136-203.
  3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 с.
  4. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика. М.: Воениздат, 1986. 240 с.
  5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996. 602 с.
  6. Марищук В.Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики. СПб.: ВИФК, 2000. 188 с.
  7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
  8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 636 с.
  9. Миронов В.В. Физическая подготовка - прикладной аспект физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2014. № 9. С. 31-34.
  10. Володин В.Н., Яковлев Д.С., Бузин В.А. История физической подготовки военнослужащих // Актуальные проблемы служебно-приклад-ной физической подготовки и спорта: сб. материалов Междунар. конф., посвящ. 105-й годовщине со дня образования Военного института физической культуры. Ч. 1 / под ред. А.А. Обвинцева, В.Л. Пашута, Е.Н. Курьянович. СПб.: ВИФК, 2014. С. 82-83.
  11. Кузнецов И.А., Миронов В.В., Пашута В.Л. Цели и задачи научного обеспечения физической подготовки в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации // Актуальные проблемы служебно-прикладной физической подготовки и спорта: сб. материалов Междунар. конф., посвящ. 105-й годовщине со дня образования Военного института физической культуры. Ч. 1 / под ред. А.А. Обвинцева, В.Л. Пашута, Е.Н. Курьянович. СПб.: ВИФК, 2014. С. 237-244.
  12. Пугачев И.Ю. Акценты реализации дидактических принципов обучения в высшей школе педагогики физического воспитания // Сборник научных трудов ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» / под общ. ред. Н.М. Максимова. 2014. Вып. 2. Ч. 2. Раздел «Воинское обучение и воспитание». СПб.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2015. С. 212-231.
  13. Пугачев И.Ю. Приоритетные формы воздействия физической тренировки на продуктивность профессионального обучения и боевой деятельности специалистов // Инновационные и социальные процессы физической культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.Г. Рубис. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. С. 95-99.
  14. Бозиев Р.С., Донцов А.И. Отечественная педагогика и образование: между прошлым и будущим // Педагогика. 2016. № 1. С. 3-11.
  15. Гриценко Л.И. Развитие воспитанников А.С. Макаренко в контексте гуманитарного подхода // Педагогика. 2016. № 2. С. 98-104.
  16. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968.
  17. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999. 608 с.
  18. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. 374 с.
  19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  20. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  21. Герасимов Е.Н., Кудряшова М.Е. Актуализация и модернизация ключевых понятий теории педагогических систем В. П. Беспалько и ее основные принципы с позиции компетентностного и технологического подходов к обучению в вузе // Universum: психология и образование. 2014. № 4 (5). С. 1.
  22. Дмитриев Г.Г., Пугачев И.Ю., Герасимов А.В., Садков Д.А. Экзамен как важнейший элемент контроля обучения // Актуальные проблемы теории и практики физического воспитания студентов и физической подготовки военнослужащих: сб. ст. Межвуз. науч. конф. / под ред. В.В. Миронова, В.Л. Пашута. Ч. 2. СПб.: ВИФК, 2005. С. 145.
  23. Дмитриев Г.Г., Пугачев И.Ю., Корженевский Г.Э., Панин С.А., Лошкобанов Е.А. Непрерывность в процессе обучения и воспитания - главный залог в подготовке военных кадров // Актуальные проблемы теории и практики физического воспитания студентов и физической подготовки военнослужащих: сб. ст. Межвуз. науч. конф. / под ред. В.В. Миронова, В.Л. Пашута. Ч. 2. СПб.: ВИФК, 2005. С. 160-162.
  24. Ковалева Т.М. Современное качество образования и принцип индивидуализации // Новые ценности образования. 2011. Т. 47. № 1. С. 13-16.
  25. Карпов А.В., Щеблыкин О.В. Флагман военно-морского образования и науки // Морская радиоэлектроника. 2012. № 1. С. 46-51.
  26. Максимов Н.М. О некоторых итогах реформирования системы военно-морского образования // Морской сборник. 2013. Т. 1997. № 8. С. 61-67.
  27. Щербаков Р.Н. Здравый смысл науки или взаимосвязь объективного и субъективного в обучении // Педагогика. 2013. № 9. С. 3-11.
  28. Селиверстова Е.Н. Субъектность как принцип систематизации современного дидактического знания // Педагогика. 2013. № 10. С. 25-33.
  29. Пугачев И.Ю. Определение интегративной направленности физической подготовки в военно-инженерных вузах на основе принципа «сжатия информации» // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 64-75.
  30. Пугачев И.Ю. Педагогическая интеграция научных представлений о физической работоспособности студентов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 2. С. 95-107.
  31. Пугачев И.Ю., Кораблев Ю.Ю., Османов Э.М. Особенности профессиональной деятельности разведчиков Сухопутных войск РФ и требования к их физической готовности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7 (123). С. 188-199.
  32. Пугачев И.Ю., Кораблев Ю.Ю., Османов Э.М. Особенности физической подготовки морских сил ведущих армий НАТО // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 8 (124). С. 137-143.
  33. Пугачев И.Ю., Кораблев Ю.Ю., Османов Э.М. Уточнение содержания и направленности физической подготовки в образовательных учреждениях ведущих иностранных армий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 9 (125). С. 134-140.
  34. Солодова Е.А., Ефимов П.П., Кармин Д.Ф. Принципы создания инновационных форм управления качеством образования // Альманах современной науки и образования. 2014. № 9 (87). С. 120-122.
  35. Затеева Е.Ю. Слияние теории и практики // Аккредитация в образовании. 2014. № 1 (69). С. 51.
  36. Северин С.Н. О фундаментальности и непрерывности научно-методологического образования в эпоху методологического плюрализма // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 3 (7). С. 2-13.
  37. Смолинская О.Е. Принципы организации культурно-образовательного пространства педагогических университетов Украины // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 1. С. 115-127.
  38. Степанова М.А. Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 3. С. 99-104.
  39. Пимчев С.П. Земля и небо Яна Коменского, или Comenius: новое содержание жизни // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 1 (27). С. 92-102.
  40. Бовина И.Б. Образование в меняющемся мире: социально-психологическое измерение проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 3. С. 78-84.
  41. Пантелеев Э.Е. Технологичность или духовность? О смыслах образования в условиях информационного общества и общества знаний // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. № 5. С. 109-119.
  42. Белов Ф.А. Об условиях реализации принципа информационной насыщенности образовательного процесса // В мире научных открытий. 2014. № 11 (59). С. 68-90.
  43. Меньшиков В.М. Инновационный потенциал педагогики К.Д. Ушинского // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (263). С. 15-18.
  44. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. М.: Физкультура и спорт, 1951. Т. 1. 289 с.
  45. Бутовская С.Ю., Пугачев И.Ю. Методы обучения в системе образовательного процесса высших военно-учебных заведений // Проблемы эксплуатации вооружения, военной техники и подготовки инженерных кадров ВМФ: сб. материалов Межвуз. науч.-метод. конф. Ч. 3. СПб.: ВМИИ, 2003. С. 65-78.
  46. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Статистическая физика. М.: Наука, 1976. Ч. 1. 584 с.
  47. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы // Павлов И.П. Собрание сочинений. М., 1951.
  48. Пугачев И.Ю. Применение педагогического принципа «сжатия информации» в обосновании программ улучшения здоровья и физического состояния человека // Здоровый образ жизни как социально-психологическое явление: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Л.Г. Рубис. СПб.: Изд-во СПб ГУТД, 2012. С. 68-70.
  49. Климов Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ, 1997. 295 с.
  50. Климов Е.А. Психолог. Введение в профессию. М.: Изд-во «Академия», 2007. 208 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».