Лингводидактические основы формирования межкультурной компетенции при обучении русскому языку как неродному (на примере Республики Дагестан)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изложены результаты учебно-методической деятельности авторов в ходе реализации мероприятий по вопросам обучения русскому языку в полиэтнической среде в Республике Дагестан. Рассмотрены вопросы выделения межкультурной компетенции как результата и критерия качества обучения в условиях полиэтнического образовательного процесса. Обозначена необходимость в расширении лингводидактической базы формирования межкультурной компетенции при обучении русскому языку за счет включения учебных материалов с национально-культурным компонентом. На конкретных практических примерах (использование интерактивных педагогических технологий: метода проектов, кейс-обучения, веб-квеста) продемонстрированы способы организации учебной деятельности, направленные на формирование межкультурной компетенции. Актуальность исследования подтверждается наличием противоречий между потребностями современного общества в эффективном межкультурном взаимодействии, в высококвалифицированных педагогических кадрах, требованиями нормативных документов и недостаточным уровнем использования потенциала процесса обучения русскому языку в полиэтнической аудитории. Особое внимание уделено способам демонстрации собственной национальной идентичности обучающихся в полиэтнической среде и презентации родной культуры посредством русского языка, вопросам совершенствования профессиональных компетенций учителей русского языка, необходимых для преподавания в многоязычной среде, определено содержание межкультурной компетенции.

Об авторах

Ж. И. Жеребцова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: zherebtsova@inbox.ru

В. В. Павлова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: v-v-pavlova@yandex.ru

И. И. Фролова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: frolova5606@mail.ru

И. Ю. Мизис

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: irina-m-tambov@mail.ru

Список литературы

  1. Даниэль М.А., Добрушина Н.Р. Русский язык в Дагестане: проблемы языковой интерференции // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: материалы ежегодной Междунар. конф. М., 2013. С. 186-211.
  2. Черняк Н.В. История становления научной концепции межкультурной компетенции в отечественной и зарубежной педагогике // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 29-39.
  3. Литвинов А.В. О структуре межкультурной компетенции // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М., 2004. Вып. 28. С. 51-57.
  4. Мутовкина О.М. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 103-108.
  5. Ургамал Р. Развитие межкультурной компетенции при обучении чтению монгольских студентов-филологов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2016.
  6. Осадчая Т.Ю. Оценивание межкультурной компетентности будущих специалистов на занятиях по иностранному языку // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 5 (7). С. 31-37.
  7. Бердичевский А.Л. Что, как и почему в межкультурном образовании // Русский язык за рубежом. 2007. № 6. С. 42-46.
  8. Пугачев И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного. М.: РУДН, 2011.
  9. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М., 2014.
  10. Bennett J.M. Developing intercultural competence: for International education faculty and staff // AIEA Conference. San Francisco, 2011. URL: http://www.pindex.com/ uploads/post_docs/1AnalyticICIIntercultu-ralCompetence(PINDEX-DOC-14711).pdf (accessed: 15.01.2019).
  11. Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Национально-специфическое в межкультурной коммуникации // Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989. С. 162-182.
  12. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 154-159.
  13. Павлова В.В., Фролова И.И. Культура речи. Тамбов, 2017.
  14. Россиеведение / авт.-сост.: Е.В. Дубровина, Т.А. Дьякова, Ж.И. Жеребцова, И.Ю. Мизис, М.В. Холодкова, А.С. Щербак. Тамбов, 2017.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».