Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций школьной театральной педагогики
- Авторы: Никитин С.В.1
-
Учреждения:
- Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви»
- Выпуск: Том 30, № 2 (2025)
- Страницы: 424-431
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298960
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-2-424-431
- ID: 298960
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Проанализировано содержание понятия «театрализованная деятельность» с опорой на базовые положения школьной театральной педагогики, разработанные О.А. Антоновой. Актуальность осуществления подобного анализа обусловлена терминоведческой проблемой: сформулированные варианты понятий «театрализованная деятельность» в теории дошкольного образования относятся к разряду формальных понятий, фиксирующих наиболее общие отличительные и несистематизированные его признаки. Цель исследования – формулировка рабочего определения понятия «театрализованная деятельность».Материалы и методы. Дефинирована «театрализованная деятельность» как понятие содержательное, опираясь на восемь аспектов школьной театральной педагогики, позволяющих эффективно выстроить как игровую часть театрализованной деятельности, организационно-педагогическую и синтетико-технологическую. В связи с этим ведущими методами исследования являются теорминологический анализ, метод обобщения, а также дистрибутивный анализ как один из терминоведческих методов.Результаты исследования. С опорой на базовые положения школьной театральной педагогики доказано, что объем содержания понятия «театрализованная деятельность» гораздо шире, нежели представление о «театрализации», за счет субъект-субъектного компонента – совместного творчества педагога-режиссера и играющего ребенка.Выводы. Театрализованная деятельность предполагает создание школьного спектакля с соблюдением определенных законов театра, поэтапной работы, адаптированной к специфике школьного образования.
Об авторах
С. В. Никитин
Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви»
Автор, ответственный за переписку.
Email: serz4868@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7616-1263
старший преподаватель кафедры филологических и церковно-практических дисциплин, проректор по воспитательной работе
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3Список литературы
- Стожок Е.В. Термин, понятие и значение // Омский научный вестник. Серия: Филологические науки. 2011. № 1 (95). С. 79-81. https://elibrary.ru/oftoxj
- Никитин С.В. Анализ понятия «театрализованная деятельность» с позиций дошкольного воспитания // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 1. С. 37-46. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-37-46, https://elibrary.ru/glycri
- Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 365 с. https://elibrary.ru/nixlhr
- Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. Москва: Наука, 1965. 110 с.
- Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. Москва, 2006. 256 с. https://elibrary.ru/qlhlia
- Никонова Н.И. К проблеме содержания понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе // Наука и образование. 2010. № 1. С. 70-73. https://elibrary.ru/lbecbz
- Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока общения и поведения учителя. Москва: Моск. психол.- соц. ин-т; Флинта, 1998. 232 с. https://elibrary.ru/snelrl
- Ольшанский О.В., Ярлыков Т.Н. Социально-психологическая сущность «драматизации» в воспитании личности // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. Москва, 1984. 240 с.
- Полякова Т.Н. Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. 24 с. https://elibrary.ru/nhmqer
- Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 31-35. https://elibrary.ru/tlmjsf
- Алексеева О.В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 79. С. 8-11. https://elibrary.ru/shqhxd.
Дополнительные файлы
