Сущность и структура социального опыта дошкольников
- Авторы: Макарова Л.Н.1, Пахомов И.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 25, № 186 (2020)
- Страницы: 94-103
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298631
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-94-103
- ID: 298631
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлено обоснование сущности и структуры социального опыта дошкольников. Приведен краткий обзор имеющихся в научных источниках подходов к выделению компонентов социального опыта детей. Проанализирована структура социального опыта, состоящая только из трех компонентов, которые присутствуют в качестве составляющих у всех ученых: мотивационного, когнитивного, поведенческого. Сделан вывод, что такая структура имеет существенные недостатки: она не является синергетичной и не учитывает эмоциональную составляющую опыта дошкольников. Недостаток трехкомпонентной структуры ликвидируется посредством введения эмоционального компонента, поскольку деятельность ребенка дошкольного возраста преимущественно непроизвольна и детерминирована в основном его эмоциональным состоянием в конкретный момент времени. Обоснована состоятельность предложенной четырехкомпонентной структуры социального опыта дошкольников, проанализированы взаимосвязи между выделенными компонентами и подробно раскрыты значение и содержание каждого из них. На основе разработанной структуры сформулировано определение социального опыта дошкольников.
Об авторах
Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: mako20@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-1167-4185
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33И. А. Пахомов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: andatram@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9519-2794
аспирант, кафедра педагогики и образовательных технологий
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
- Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. М.: Айрис-пресс; Айрис-Дидактика, 2004. 56 с.
- Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 22 с.
- Шуклин В.В. Специфика средств передачи социального опыта (на примере искусства): автореф. дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1984. 20 с.
- Попова Е.П. Формирование социального опыта детей в условиях комплекса «школа–детский сад»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 1998. 22 с.
- Недрышкин И.В. Педагогические условия формирования социального опыта детей средствами изобразительной деятельности в дополнительном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2014. 24 с.
- Никитина А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников с нарушением зрения: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 22 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 200 с.
- Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2001. 20 с.
- Громакова Т.В. Формирование социального опыта младших школьников в монтессори-образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 24 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат., 1975. 130 с.
- Мышкина М.С. Особенности мотивационных предпочтений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник СМИУ. 2006. № 4. С. 48-54.
- Тихомиров O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. С. 5-20.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью. М.: Академия, 1998. 160 с.
- Яппарова Г.М. Развитие социальной компетентности старших дошкольников в поликультурной среде: на материале Республики Казахстан: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 22 с.
- Кудаева И.А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2004. 24 с.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: ВЛАДОС, 1998. 416 с.
- Купер Д.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. М.: Практика, 2016. 826 с.
Дополнительные файлы
