Перспективы эволюции учебника иностранного языка для неязыкового вуза
- Авторы: Евдокимова М.Г.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
- Выпуск: Том 26, № 192 (2021)
- Страницы: 7-15
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298380
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-192-7-15
- ID: 298380
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены вопросы, связанные с переосмыслением общего статуса учебника как основного средства обучения, его места и роли в системе обучения иностранному языку (ИЯ) в неязыковых вузах. Дан ретроспективный анализ основных тенденций развития концепции учебника ИЯ, история трансформации его форм, функций и значимости. Показано усиление роли современных мультимедийных учебников и интегрированных цифровых лингвообразовательных сред в качестве альтернативы традиционному учебнику. Доказана необходимость отражения в учебнике современных научно-методических представлений о целевых, содержательных и процессуальных аспектах иноязычного образования. Показана возрастающая актуальность внутривузовских изданий. В качестве ориентира для разработки концепции современного учебника ИЯ в неязыковом вузе предложена интегративная методология и обоснована продуктивность интеграции профессионально ориентированной направленности обучения ИЯ, компетентностного, коммуникативного и межкультурного подходов. В качестве способа актуализации профессионально ориентированной направленности обучения ИЯ в неязыковом вузе рассмотрен контекстный подход. Показано, что реализация контекстного подхода требует от кафедр иностранных языков в неязыковых вузах конкретизации содержания обучения иностранному языку, выявления и уточнения особенностей профессионального общения будущих специалистов того или иного профиля подготовки. При этом необходимо принимать во внимание не только сугубо научно-технические/онтологические (предметный контекст), но и социальные, коммуникативные, организационные аспекты общения (социальный контекст). На основе обобщения результатов предпринятого анализа сформулированы требования к содержанию и структуре современного учебника. Дан прогноз относительно наиболее вероятных направлений эволюции учебника иностранного языка для неязыкового вуза.
Об авторах
М. Г. Евдокимова
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Автор, ответственный за переписку.
Email: me49@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8033-1077
доктор педагогических наук, доцент, директор Института лингвистического и педагогического образования
124498, Российская Федерация, Московская обл., г. Зеленоград, пл. Шокина, 1Список литературы
- Давиденко Е.С. Создание современного учебника иностранного языка для неязыкового вуза в контексте личностно ориентированной образовательной парадигмы // Гуманитарное образование в экономическом вузе: 6 Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 2017. № 014/1. URL: https://www.rea.ru/ru/conference/eheu/SiteAssets/Pages/conference-papers/Davidenko.pdf (дата обращения: 15.01.2021).
- Нефедов О.В., Ивановская И.П. Создание учебника по иностранному языку для студентов неязыковых вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 83-89.
- Павлова И.П. Современный учебник иностранного языка для неязыкового вуза: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 12 (618). С. 43-60.
- Попова И.Ю. Создание учебника нового поколения по иностранному языку для неязыковых вузов в условиях изменения парадигмы высшего образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 2 (83). С. 301-303.
- Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Изд-во «Перо», 2019. 24 с.
- Евдокимова М.Г. Инновационная система профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. 436 с.
- Adnana A.H.M., Zamarib Z.M. Computer-aided self-access language learning: views of Indonesian // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2018. № 67. P. 49-60.
- Cong-Lem N. Web-based language learning (WBLL) for enhancing L2 speaking performance: a review // Advances in Language and Literary Studies. 2018. Vol. 9. № 4. P. 143-152.
- New Perspectives on Teaching and Working with Languages in the Digital Era / ed. by А. Pareja-Lora, P. Calle-Martínez, C. Rodríguez-Arancón. Dublin: Research-publishing.net, 2016.
- Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М.: Логос, 2010. 300 с.
- Байдикова Н.Л., Давиденко Е.С. Английский язык для технических направлений (B1-B2). М.: Юрайт, 2018. 171 с.
- Evdokimova M.G. Integration of professional-practical aspects and value-semantic aspects of the educational ideal of homo innovaticus while training innovative engineers // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference. Vol. 131 / ed. by Z. Anikina. St. Petersburg, 2020. P. 558-569. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7_59
- Тестов В.А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 (1). С. 50-56.
Дополнительные файлы
