Модель практической подготовки в вузе будущих профессионалов социальной сферы
- Авторы: Акопянц И.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 26, № 191 (2021)
- Страницы: 66-74
- Раздел: ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298359
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-66-74
- ID: 298359
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснована концептуальная разработка модели практической подготовки будущих профессионалов социальной сферы в вузе. Отмечено, что ядром социальной сферыявляется социальная работа как активный инструмент социальной политики государства вработе с различными категориями населения. В ходе исследования разработана авторскаяблочно-структурная модель практической подготовки будущих профессионалов социальной сферы в вузе, включающая блоки: результативно-целеполагающий, концептуальный,программно-технологический, оценочно-рефлексивный. Результативно-целеполагающийблок связан с показателями компетентности, определенными основными индикаторамипрофессиональных знаний, умений и навыков, требованиями к профессионалам по решению социальных проблем и целями теоретического и практического обучения будущихспециалистов социальной сферы, согласно профессиональных стандартов. Концептуальныйблок модели включает исследовательские подходы (компетентностный, андрогогический,социокультурный) и соответствующие им принципы. Программно-технологический блоксодержит программы организации прохождения и тренинговой работы со студентами ипредставителями социальных организаций – баз учебной, научно-исследовательской и производственных практик, программу мониторинга студенческой практики и индивидуального сопровождения. Оценочно-рефлексивный блок модели предполагает осознание того, какстуденты достигают своих учебных целей в практической подготовке, имеет первостепенное значение, это важно для понимания своей профессиональной роли в практике социальной работы. Практическая подготовка в вузе – неотъемлемая часть учебной программы социального образования, учитывает сущность помогающих профессий и специфику социальной сферы. Результаты интервьюирования, включенного наблюдения показывают взаимосвязь изменений в программах практической подготовки и положительной динамики качества практического обучения студентов, повышения параметров личностной, социальнойи технологической компетенций у студентов направления «Социальная работа».
Об авторах
И. А. Акопянц
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: shi15direktor@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-9069-6715
аспирант, кафедра социальной работы
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Технологии формирования социальной инициативности студенческой молодежи // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю.П. Платонова. СПб.: С.-Пб. гос. ин-т психологии и соц. работы, 2016. С. 418-420.
- Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социально-проектная деятельность в подготовке бакалавров дошкольного образования: развивающий потенциал и технологии реализации // Добровольческие инициативы в социальной сфере: сб. ст. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.Г. Деревягиной. Тамбов, 2019. С. 27-31.
- Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / под ред. И.А. Зимней. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 112 с.
- Doel M., Shardlow S.M., Johnson P.G. Contemporary Field Social Work: Integrating Field and Classroom Experience. Thousand Oaks: Sage, 2011.
- Bogo M. Achieving Competence in Social Work Through Field Education. Toronto: University of Toronto Press, 2010.
- Reamer F. Essential ethics education in social work field instruction: A blueprint for field educators // Field Educator. 2012. № 2 (2).
- Савинова А.Е. Формирование компетенций студентов в рамках компетентностного подхода в современной системе образования // МНКО. 2020. № 6 (85). С. 408-410.
- Асташова Е.А., Погребцова Е.А. Практико-ориентированное обучение при подготовке менеджеров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № S3.
- Бобренко И.А., Гришина Е.С. Организационные основы практики студентов: опыт, проблемы и перспективы развития // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № S1.
- Салазкина Л.П. Опыт и перспективы организации производственной практики студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 30. C. 207-211.
- Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В., Паршукова С.С. Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № S3.
- Noble C. Researching field practice in social work education: Integration of theory and practice through the use of narratives // Journal of Social Work. 2001. № 1 (3). P. 347-360.
- Lager P.B., Cooke Robbins V. Field education: Exploring the future, expanding the vision // Journal of Social Work Education. 2004. № 40 (1). P. 3-12.
- Regehr C., Regehr G., Leeson J., Fusko L. Setting priorities for learning in the field practicum: A comparative study of students and field instructors // Journal of Social Work Education. 2002. № 38 (1). P. 55-65.
- Hager P. Current theories of workplace learning: A critical assessment // International handbook of educational policy / еds. N. Bascia, A. Cumming, A. Datnow, K. Leithwood, D. Livingstone. Dordrecht: Springer, 2005.
- Gitterman A. Interactive andragogy: Principles, methods, and skills // Journal of Teaching in Social Work. 2004. № 24 (3/4). P. 95-112.
- Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
- Rogoff B. Apprenticeship in Thinking: Cognitive Development in Social Context. N. Y.: Oxford University Press, 1990.
- Guile D., Griffiths T. Learning through work experience // Journal of Education and Work. 2001. № 14 (1). P. 113-131.
- Knight C. The process of field instruction: BSW and MSW students’ views of effective field supervision // Journal of Social Work Education. 2001. Vol. 37. № 3. P. 357-379.
- Maidment J. Problems experienced by students on field placement: using research findings to inform curriculum design and content // Australian Social Work. 2003. Vol. 56. № 1. P. 50-60.
Дополнительные файлы
