Модель практической подготовки в вузе будущих профессионалов социальной сферы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснована концептуальная разработка модели практической подготовки будущих профессионалов социальной сферы в вузе. Отмечено, что ядром социальной сферыявляется социальная работа как активный инструмент социальной политики государства вработе с различными категориями населения. В ходе исследования разработана авторскаяблочно-структурная модель практической подготовки будущих профессионалов социальной сферы в вузе, включающая блоки: результативно-целеполагающий, концептуальный,программно-технологический, оценочно-рефлексивный. Результативно-целеполагающийблок связан с показателями компетентности, определенными основными индикаторамипрофессиональных знаний, умений и навыков, требованиями к профессионалам по решению социальных проблем и целями теоретического и практического обучения будущихспециалистов социальной сферы, согласно профессиональных стандартов. Концептуальныйблок модели включает исследовательские подходы (компетентностный, андрогогический,социокультурный) и соответствующие им принципы. Программно-технологический блоксодержит программы организации прохождения и тренинговой работы со студентами ипредставителями социальных организаций – баз учебной, научно-исследовательской и производственных практик, программу мониторинга студенческой практики и индивидуального сопровождения. Оценочно-рефлексивный блок модели предполагает осознание того, какстуденты достигают своих учебных целей в практической подготовке, имеет первостепенное значение, это важно для понимания своей профессиональной роли в практике социальной работы. Практическая подготовка в вузе – неотъемлемая часть учебной программы социального образования, учитывает сущность помогающих профессий и специфику социальной сферы. Результаты интервьюирования, включенного наблюдения показывают взаимосвязь изменений в программах практической подготовки и положительной динамики качества практического обучения студентов, повышения параметров личностной, социальнойи технологической компетенций у студентов направления «Социальная работа». 

Об авторах

И. А. Акопянц

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: shi15direktor@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-9069-6715

аспирант, кафедра социальной работы

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Технологии формирования социальной инициативности студенческой молодежи // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю.П. Платонова. СПб.: С.-Пб. гос. ин-т психологии и соц. работы, 2016. С. 418-420.
  2. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социально-проектная деятельность в подготовке бакалавров дошкольного образования: развивающий потенциал и технологии реализации // Добровольческие инициативы в социальной сфере: сб. ст. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.Г. Деревягиной. Тамбов, 2019. С. 27-31.
  3. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / под ред. И.А. Зимней. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 112 с.
  4. Doel M., Shardlow S.M., Johnson P.G. Contemporary Field Social Work: Integrating Field and Classroom Experience. Thousand Oaks: Sage, 2011.
  5. Bogo M. Achieving Competence in Social Work Through Field Education. Toronto: University of Toronto Press, 2010.
  6. Reamer F. Essential ethics education in social work field instruction: A blueprint for field educators // Field Educator. 2012. № 2 (2).
  7. Савинова А.Е. Формирование компетенций студентов в рамках компетентностного подхода в современной системе образования // МНКО. 2020. № 6 (85). С. 408-410.
  8. Асташова Е.А., Погребцова Е.А. Практико-ориентированное обучение при подготовке менеджеров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № S3.
  9. Бобренко И.А., Гришина Е.С. Организационные основы практики студентов: опыт, проблемы и перспективы развития // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № S1.
  10. Салазкина Л.П. Опыт и перспективы организации производственной практики студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 30. C. 207-211.
  11. Берестовский А.М., Яцунов А.Н., Павлюченко К.В., Паршукова С.С. Взаимодействие образовательных организаций и предприятий: дуальный подход в подготовке специалистов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № S3.
  12. Noble C. Researching field practice in social work education: Integration of theory and practice through the use of narratives // Journal of Social Work. 2001. № 1 (3). P. 347-360.
  13. Lager P.B., Cooke Robbins V. Field education: Exploring the future, expanding the vision // Journal of Social Work Education. 2004. № 40 (1). P. 3-12.
  14. Regehr C., Regehr G., Leeson J., Fusko L. Setting priorities for learning in the field practicum: A comparative study of students and field instructors // Journal of Social Work Education. 2002. № 38 (1). P. 55-65.
  15. Hager P. Current theories of workplace learning: A critical assessment // International handbook of educational policy / еds. N. Bascia, A. Cumming, A. Datnow, K. Leithwood, D. Livingstone. Dordrecht: Springer, 2005.
  16. Gitterman A. Interactive andragogy: Principles, methods, and skills // Journal of Teaching in Social Work. 2004. № 24 (3/4). P. 95-112.
  17. Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  18. Rogoff B. Apprenticeship in Thinking: Cognitive Development in Social Context. N. Y.: Oxford University Press, 1990.
  19. Guile D., Griffiths T. Learning through work experience // Journal of Education and Work. 2001. № 14 (1). P. 113-131.
  20. Knight C. The process of field instruction: BSW and MSW students’ views of effective field supervision // Journal of Social Work Education. 2001. Vol. 37. № 3. P. 357-379.
  21. Maidment J. Problems experienced by students on field placement: using research findings to inform curriculum design and content // Australian Social Work. 2003. Vol. 56. № 1. P. 50-60.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».