Реализация игровых технологий при дистанционном обучении русскому языку как иностранному
- Авторы: Холодкова М.В.1, Жеребцова Ж.И.1, Дьякова Т.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 26, № 190 (2021)
- Страницы: 79-89
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298334
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-79-89
- ID: 298334
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены возможности реализации игровых технологий при дистанционном обучении РКИ с помощью онлайн-сервисов. Актуальность работы обусловлена развитием цифровизации образования и высоким дидактическим потенциалом игровой деятельности. Цель данного исследования – сформулировать методические рекомендации по отбору сервисов Веб 2.0 для реализации игровых технологий, направленных на формирование языковой, коммуникативной, лингвострановедческой компетенций иностранных студентов при дистанционном обучении их русскому языку. В ходе исследования проанализированы приемы и способы использования игровых онлайн-заданий при обучении РКИ с позиции следующих признаков: методических задач, формата дистанционного обучения, количества игроков, наличия автоматической проверки ответов, характера выбора, наличия творческого компонента, возможности мгновенного переключения игрового шаблона в рамках одного контента, особенностей перевода. Сделан вывод, что многие традиционные игровые приемы, ставшие привычными в очной работе, могут быть применены при обучении на расстоянии. Онлайн-инструменты делают возможным организацию в цифровой среде манипулятивной игровой деятельности, командной игры, коммуникации в увлекательной для учащихся форме. Результаты настоящего исследования существенны как для понимания методических особенностей процесса организации дистанционного обучения в целом, так и для эффективного использования игровых технологий при обучении иностранцев русскому языку.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. Холодкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: mvholodkova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0335-9804
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Ж. И. Жеребцова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: zherebtsova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3831-2937
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Т. А. Дьякова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: larionova86@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1032-5573
кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана факультета филологии и журналистики по научной работе, доцент кафедры русского языка как иностранного
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Тимошкина Н.В. Интернет-сервисы в работе педагога. Ульяновск, 2019. 102 с.
- Даниленко С.В., Мартынюк Ю.М., Гербут С.С. Методические особенности использования интернетсервисов в разработке контента электронных образовательных ресурсов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 2 (54). С. 158-165.
- Подолян А.С., Жоган Е.В. Использование игровой платформы Kahoot! как средства контроля усвоения знаний по грамматике иностранного языка в вузе // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 12 (29). С. 707-712.
- Wang A., Tahir R. The effect of using Kahoot! for learning – a literature review // Computers and Education. 2020. Vol. 149. doi: 10.1016/j.compedu.2020.103818
- Леденева Е.М. Формирование иноязычной грамматической компетенции студентов вуза при помощи онлайн-сервиса Quizlet // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (41). С. 11-17.
- Комиссарова О.Р. Использование модуля интерактивных элементов H5P для оценки компетенций студентов // Синергия наук. 2018. № 28. С. 1173-1178.
- Табачук Н.П. Сервис Wizer.me как средство развития информационной компетенции студентов // Современные тенденции развития науки и техники. 2017. № 1-9. С. 114-116.
- Zainuddin Z., Shujahat M., Haruna H., Chu S.K.W. The role of gamified e-quizzes on student learning and engagement: an interactive gamification solution for a formative assessment system // Computers and Education. 2020. Vol. 145. doi: 10.1016/j.compedu.2019.103729
- Wang A. The wear out effect of a game-based student response system // Computers and Education. 2015. Vol. 82. Р. 217-227. doi: 10.1016/j.compedu.2014.11.004
- Sekhavat Y.A. Collaboration or battle between minds? an attention training game through collaborative and competitive reinforcement // Entertainment Computing. 2020. Vol. 34. doi: 10.1016/j.entcom.2020.100360
- Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. 271 с.
- Лебедева М.Ю. Проектирование интерактивности в цифровых учебных средах (на примере системы дистанционного обучения РКИ) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1879-1883.
- Методика проведения онлайн-урока в рамках педагогики сотрудничества / отв. ред. Т.И. Попова. СПб., 2019. 90 с.
- Лебедева М.Ю., Куваева А.С. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде // Русский язык за рубежом. 2020. № 2 (279). С. 27-33.
- Artino A.R. Emotions in online learning environments // The Internet and Higher Education. 2012. Vol. 15. № 3. Р. 137-140. doi: 10.1016/j.iheduc.2012.04.001
- Ушатикова И.И. Игропедагогика. Чебоксары, 2019. 144 с.
Дополнительные файлы
