Сущность и структура патриотических представлений младших школьников
- Авторы: Гутарин М.М.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 27, № 6 (2022)
- Страницы: 1513-1521
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298321
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-6-1513-1521
- ID: 298321
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования – обобщение и систематизация имеющих междисциплинарных данных по формированию патриотических представлений у младших школьников. Рассмотрена сущность и структура патриотических представлений. В структуре патриотических представлений выделены 4 группы: представления-потребности, представления-ценности, представления-отношения, представления-поступки. Предложена схема, раскрывающая содержание данных групп. С опорой на данные психологических и педагогических наук обоснована необходимость активного формирования патриотических представлений в младшем школьном возрасте. Определены показатели сформированности патриотических представлений младших школьников. К ведущим показателям отнесены: наличие мотивации к изучению страны и родного края; наличие прочных знаний о культуре и истории страны; сформированность личных ценностей младших школьников; наличие знаний о правах и обязанностях гражданина РФ, характерных для младших школьников; деятельное участие в различных мероприятиях патриотической направленности и их организация. Новизна исследования состоит в определении сущности и структуры патриотических представлений младших школьников, в разработке показателей их сформированности. Предложенная структура может быть использована для создания технологии формирования патриотических представлений у младших школьников, что отражает ее практическую значимость.
Об авторах
М. М. Гутарин
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: gutarin.maksim@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0694-303X
научный сотрудник Центра непрерывного педагогического образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Алиева С.Т. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2 (7). С. 34-42. https://elibrary.ru/kxdych
- Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Белгород: НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.
- Петроченко А.В., Платонова С.М. Формирование патриотических представлений младших школьников в краеведческой деятельности // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы 6 Междунар. науч.-практ. конф. Брянск: Изд-во БГУ им. И.Г. Петровского, 2021. С. 152-156. https://elibrary.ru/pagjgv
- Рубцова В.Л. Психолого-педагогический анализ понятия «представление» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. Т. 1. № 11. С. 40-49. https://elibrary.ru/mqptyn
- Рубцова В.Л. Развитие профессионально-ориентированных экологических представлений студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 228 с. https://elibrary.ru/nqiiiv
- Терещенко Г.Ф. Формирование нравственных представлений старшеклассников на основе педагогических идей В.В. Розанова, И.А. Ильина, С.И. Гессена: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 21 с. https://elibrary.ru/nntzmh
- Тхоржевская Л.В., Ульянова И.А. Особенности нравственных и патриотических представлений у младших подростков // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы 10 Междунар. науч.-практ. конф. Рязань: Изд-во «Концепция», 2018. С. 279-284. https://elibrary.ru/vvcmgh
- Ускова В.В. Сущность патриотических представлений как составных элементов мировоззрения человека // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 1. С. 89-92. https://elibrary.ru/ysrsyd
- Шинкарева Л.В. Формирование социально-экологических представлений у детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2003. 24 с.
- Крылов А.А. Психология. М.: Просвещение, 1993. 341 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 566 с.
- Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Политиздат, 1985. Т. 7: Публицистика. Рассказы и очерки. Статьи о литературе и рецензии. Переписка с А.М. Горьким. 449 с.
- Люблинская А.А. Система отношений – основа нравственной воспитанности личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 74-78.
- Масанская А.Д. О западающем звене в системе воспитания у молодежи гуманного отношения к людям. Красноярск: Наука, 1974. 232 с.
Дополнительные файлы
