Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации
- Авторы: Ходаев А.С.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 29, № 1 (2024)
- Страницы: 36-45
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/297943
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-36-45
- ID: 297943
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Активное использование школьниками в повседневной жизни современных технологий, обеспечивающих доступ к виртуальному пространству Интернета, содержащему большое количество угроз для нормального развития несовершеннолетних, способствовало появлению у научного сообщества интереса к проблеме формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, а также выявлению факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Цель исследования – изучение факторов, влияющих на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации.Методы исследования. Данное исследование выполнено на основе интегративного, аксиологического, личностно-деятельностного и средового подходов. В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, структуризация информации.Результаты исследования. Обосновано, что на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации оказывает влияние совокупность факторов, которые условно можно разделить на две группы: внешние (информационно-техническая среда, природные и социокультурные факторы) и внутренние (биологические и индивидуально-психологические особенности).Выводы. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки технологии формирования личностной готовности подростков к противодействию отрицательным влияниям интернет-социализации.
Ключевые слова
Об авторах
А. С. Ходаев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: aleshylka@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2286-6767
научный сотрудник Центра непрерывного педагогического образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 5. С. 173-174. https://www.elibrary.ru/pczhaf
- Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Аналитическое осмысление студентами вуза понятия «информационный иммунитет личности»: педагогический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5 (206). С. 1077-1087. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1077-1087, https://www.elibrary.ru/cgkwdx
- Уваров Е.А., Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Социально-психологические факторы и механизмы возникновения экстремизма // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 104. С. 91-97. https://www.elibrary.ru/sneqbr
- Мещерякова Е.И. Развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 2. С. 67-74. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74, https://www.elibrary.ru/eojpwb
- Байков Д.М. Формирование профессионально-личностной готовности сотрудников органов внутренних дел к противодействию информационным угрозам в сети Интернет: дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 259 с. https://www.elibrary.ru/ordseb
- Каширин В.П. Социальная психология. Берлин; Москва: Директ-Медиа, 2021. 232 с. https://www.elibrary.ru/dyiotz
- Панина Е.В. Специфика самосознания подростков разного пола и гендерной ориентации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 24 с. https://www.elibrary.ru/zpjzdr
- Панина Е.В. Исследование половых особенностей саморегуляции у подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4-1 (33). С. 132-136. https://www.elibrary.ru/pbkbcf
- Костромина С.Н. Введение в нейродидактику. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2019. 182 с. https://www.elibrary.ru/hvocvj
- Рахимкулова А.С. Нейропсихологические особенности подросткового возраста, влияющие на склонность к рисковому и суицидальному поведению // Суицидология. 2017. Т. 8. № 1 (26). С. 52-61. https://www.elibrary.ru/ykvdfl
- Смирнов В.М. Психика, душа и сознание – спорные вопросы // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № 2. С. 18-24. https://www.elibrary.ru/ndtxal
- Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 81-100. https://www.elibrary.ru/sweppz
- Томина Н.А. Факторы, влияющие на формирование информационного иммунитета у детей // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2022. С. 101-103. https://www.elibrary.ru/hcxzxi
- Зотова О.М., Зотов В.В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 4. С. 108-115. https://www.elibrary.ru/vjkgip
- Гаркуша Н.С., Густавссон Л. Природа как ресурс образования современных школьников: шведский опыт // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2954-2958. https://www.elibrary.ru/rqrxzl
- Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. 304 с. https://www.elibrary.ru/qofumr
- Амбалова С.А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 13-15. https://www.elibrary.ru/uyyifx
- Юдина А.И. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 24. С. 231-243. https://www.elibrary.ru/rbgxah
- Бобровникова Н.С. Основные факторы виктимизации современных подростков // Цифровая наука. 2020. № 5 (5). С. 166-171. https://www.elibrary.ru/qtylbf
- Николаева А.А., Савченко И.А., Зиновьева Н.А. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 1 (22). С. 27-32. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2018-1-27-32, https://www.elibrary.ru/xnrzbb
- Соколовская И.Э., Щербакова О.И., Васякин Б.С. Информационно-психологическая безопасность личности как психотехнология защиты от манипуляции сознанием молодежи // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2. С. 154-164. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-154-164, https://www.elibrary.ru/fgakio
Дополнительные файлы
