Факторы, влияющие на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Активное использование школьниками в повседневной жизни современных технологий, обеспечивающих доступ к виртуальному пространству Интернета, содержащему большое количество угроз для нормального развития несовершеннолетних, способствовало появлению у научного сообщества интереса к проблеме формирования личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации, а также выявлению факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Цель исследования – изучение факторов, влияющих на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации.Методы исследования. Данное исследование выполнено на основе интегративного, аксиологического, личностно-деятельностного и средового подходов. В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, структуризация информации.Результаты исследования. Обосновано, что на формирование личностной готовности подростков к сопротивлению отрицательным влияниям интернет-социализации оказывает влияние совокупность факторов, которые условно можно разделить на две группы: внешние (информационно-техническая среда, природные и социокультурные факторы) и внутренние (биологические и индивидуально-психологические особенности).Выводы. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки технологии формирования личностной готовности подростков к противодействию отрицательным влияниям интернет-социализации.

Об авторах

А. С. Ходаев

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: aleshylka@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2286-6767

научный сотрудник Центра непрерывного педагогического образования

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Угольков Н.В. Влияние Интернета на социализацию старших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 5. С. 173-174. https://www.elibrary.ru/pczhaf
  2. Голушко Т.К., Макарова Л.Н. Аналитическое осмысление студентами вуза понятия «информационный иммунитет личности»: педагогический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5 (206). С. 1077-1087. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1077-1087, https://www.elibrary.ru/cgkwdx
  3. Уваров Е.А., Макарова Л.Н., Гущина Т.И. Социально-психологические факторы и механизмы возникновения экстремизма // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 104. С. 91-97. https://www.elibrary.ru/sneqbr
  4. Мещерякова Е.И. Развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 2. С. 67-74. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74, https://www.elibrary.ru/eojpwb
  5. Байков Д.М. Формирование профессионально-личностной готовности сотрудников органов внутренних дел к противодействию информационным угрозам в сети Интернет: дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 259 с. https://www.elibrary.ru/ordseb
  6. Каширин В.П. Социальная психология. Берлин; Москва: Директ-Медиа, 2021. 232 с. https://www.elibrary.ru/dyiotz
  7. Панина Е.В. Специфика самосознания подростков разного пола и гендерной ориентации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 24 с. https://www.elibrary.ru/zpjzdr
  8. Панина Е.В. Исследование половых особенностей саморегуляции у подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4-1 (33). С. 132-136. https://www.elibrary.ru/pbkbcf
  9. Костромина С.Н. Введение в нейродидактику. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2019. 182 с. https://www.elibrary.ru/hvocvj
  10. Рахимкулова А.С. Нейропсихологические особенности подросткового возраста, влияющие на склонность к рисковому и суицидальному поведению // Суицидология. 2017. Т. 8. № 1 (26). С. 52-61. https://www.elibrary.ru/ykvdfl
  11. Смирнов В.М. Психика, душа и сознание – спорные вопросы // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № 2. С. 18-24. https://www.elibrary.ru/ndtxal
  12. Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 81-100. https://www.elibrary.ru/sweppz
  13. Томина Н.А. Факторы, влияющие на формирование информационного иммунитета у детей // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы 4 Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2022. С. 101-103. https://www.elibrary.ru/hcxzxi
  14. Зотова О.М., Зотов В.В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2015. № 4. С. 108-115. https://www.elibrary.ru/vjkgip
  15. Гаркуша Н.С., Густавссон Л. Природа как ресурс образования современных школьников: шведский опыт // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-13. С. 2954-2958. https://www.elibrary.ru/rqrxzl
  16. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. 304 с. https://www.elibrary.ru/qofumr
  17. Амбалова С.А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 13-15. https://www.elibrary.ru/uyyifx
  18. Юдина А.И. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 24. С. 231-243. https://www.elibrary.ru/rbgxah
  19. Бобровникова Н.С. Основные факторы виктимизации современных подростков // Цифровая наука. 2020. № 5 (5). С. 166-171. https://www.elibrary.ru/qtylbf
  20. Николаева А.А., Савченко И.А., Зиновьева Н.А. Роль учителя в обеспечении информационной безопасности современных школьников // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 1 (22). С. 27-32. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2018-1-27-32, https://www.elibrary.ru/xnrzbb
  21. Соколовская И.Э., Щербакова О.И., Васякин Б.С. Информационно-психологическая безопасность личности как психотехнология защиты от манипуляции сознанием молодежи // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 2. С. 154-164. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2019-7-2-154-164, https://www.elibrary.ru/fgakio

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».