Основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников в Забайкальской православной гимназии
- Авторы: Сапожникова А.Г.1
-
Учреждения:
- ЧОУ «Гимназия «Радуга»
- Выпуск: Том 28, № 5 (2023)
- Страницы: 1111-1120
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/297930
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1111-1120
- ID: 297930
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Основной причиной для поиска и разработки модели духовно-нравственного воспитания младших школьников Забайкальской православной гимназии послужила недостаточная разработка теоретических и практических аспектов взаимосвязи процессов духовного (с позиции православной педагогики) и нравственного (с позиции светской педагогики); существующие типы моделей воспитания младших школьников (гуманистические, социоцентрические, авторитарные и др.) не получили в педагогике должного практического изучения применительно к современным условиям в православных образовательных учреждениях, обеспечивающих ценностно-смысловую направленность воспитательной деятельности, ее технологичность и упорядоченность. Предлагаемую модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в Забайкальской православной гимназии необходимо рассматривать как альтернативный вариант существующим воспитательным моделям в современном образовании, научно-практическое обоснование которой заключается во взаимосвязи процессов духовно-нравственного воспитания личности и диалогового взаимодействия с Церковью.Материалы и методы. Теоретические методы: теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ, историко-педагогический и теоретико-педагогический анализ практики духовно-нравственного воспитания, богословской, философской и психолого-педагогической литературы, периодической печати, посвященной вопросам духовно-нравственного воспитания, единство исторического и логического анализа, а также историко-педагогический анализ различных документов (Министерства образования и науки РФ, РПЦ, региональных светских и духовных властей и т. п.) по вопросам духовно-нравственного воспитания; сравнение, обобщение, педагогическое моделирование. Эмпирические методы: метод включенного наблюдения, анкетирование, тестирование, системный анализ практики духовно-нравственного воспитания.Результаты исследования. В ходе исследования на констатирующем этапе была определена педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, в которой отражены инновационные методы воспитания, способствующие формированию умений у обучающихся взаимодействовать с людьми, развивать систему ценностных ориентаций, нравственно-волевых качеств личности, воспитание духовных и нравственных чувств.Выводы. Разработана педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в православной гимназии, определены ее основы, структурные компоненты: институциональный, целевой, содержательный, диагнотико-результативный. Целевой компонент направлен на достижение планируемых результатов – преобразование нравственных ценностей в систему личностных смыслов младшего школьника. Данные нравственные ценности зафиксированы в Федеральном государственном стандарте начального общего образования и конкретизированы в личностных результатах освоения младшими школьниками основной образовательной программы. Институциональный компонент констатирует наличие социальных институтов, которые непосредственно влияют на воспитание духовно-нравственных ценностей младшего школьника. Содержательный компонент модели раскрывает смысл воспитания, основывающийся на духовных и нравственных ценностях ребенка (любовь, уважение, дружба, патриотизм, здоровье). Содержательный компонент включает в себя процесс обучения, дополнительное образование, внеурочную деятельность. Для эффективного воспитания духовных и нравственных ценностей младшего школьника необходимо тесное взаимодействие всех его составляющих. Диагностико-результативный компонент включает результаты мониторинговых исследований, которые отражают реальную действительность по отношению к поставленным задачам и целям.
Об авторах
А. Г. Сапожникова
ЧОУ «Гимназия «Радуга»
Автор, ответственный за переписку.
Email: sapozhnikovaanna10713@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-8501-0554
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
672012, Российская Федерация, г. Чита, ул. Смоленская, 22Список литературы
- Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы 2 Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2014. С. 11-19.
- Ефимова Е.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности // Современные подходы к повышению качества образования: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.В. Ведерникова. Ишим, 2013. С. 66-70. https://elibrary.ru/selisz
- Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. М.: Юрайт, 2018. 507 с. https://elibrary.ru/dlhaai
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебновоспитательного процесса. М., 1993. 80 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001662800
- Космачева Н.В. Задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников на современном этапе // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.А. Жесткова. Арзамас, 2015. С. 556-562. https://elibrary.ru/uwbqwn
- Максакова В.И. Теория и методика воспитания младших школьников. М.: Юрайт, 2019. 206 с. https://elibrary.ru/czdnco
- Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с. https://elibrary.ru/pfnted
- Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ, 2012. 140 c. https://elibrary.ru/qwawdv
- Сапожникова А.Г. Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников в современной православной гимназии // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика: материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.И. Улзытуева. Чита, 2017. С. 128-131. https://elibrary.ru/rezlfm
- Щукина Г.И. Педагогика школы. М.: Просвещение, 1977. 383 с.
- Караковский В.А. Современная стратегия воспитания // Теория и практика гуманистических воспитательных систем: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Владимир, 1997. С. 28-29.
- Чухин С.Г., Левичев О.Ф. Основы духовно-нравственного воспитания школьников. М.: Юрайт, 2019. 113 с. https://elibrary.ru/qntsgg
Дополнительные файлы
