Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы
- Авторы: Сысоев П.В.1, Филатов Е.М.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 28, № 1 (2023)
- Страницы: 66-72
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/297901
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72
- ID: 297901
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современный этап технологического развития мирового сообщества характеризуется динамичным внедрением технологий искусственного интеллекта в различные сферы жизнедеятельности человека. Информатизация образования способствовала интеграции новых инновационных технологий в преподавании отдельных предметов, включая иностранный язык. Чат-боты выступают одной из современных программ, функционирующей на основе технологий естественного языка (natural language processing) и машинного обучения (machine learning), которую можно использовать в развитии иноязычных речевых умений обучающихся. Под чат-ботами с позиции методики обучения иностранным языкам предложено понимать диалоговую обучающую программу, способную на основе заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитацией человеческой речи. На основе анализа методических исследований выделены преимущества чат-ботов в обучении иностранному языку и спорные вопросы использования данной программы в учебном процессе. К преимуществам относятся следующие: 1) повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка на основе инновационной технологии искусственного интеллекта; 2) возможность обучающимся улучшить иноязычные речевые умения; 3) доступность чат-ботов для развития речевых умений обучающихся независимо от места их расположения и времени; 4) снижение уровня тревожности обучающихся при взаимодействии с машиной. К спорным вопросам относятся: 1) обучающиеся не всегда готовы заменить учителя чат-ботом; 2) большинство разговорных чат-ботов ориентированы на обучающихся с уровнем владения иностранным языком А2-В1; 3) шаблонность и ограниченный набор фраз, используемых чат-ботом.
Об авторах
П. В. Сысоев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: psysoyev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7478-7828
доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией языкового поликультурного образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Е. М. Филатов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: filatovgenya200@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6331-4718
научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Han D. The Effects of voice-based AI chatbots on Korean EFL Middle School students’ speaking competence and affective domains // Asia-pacific Journal of Convergent Research Interchange. 2020. Vol. 6. № 7. P. 71-80. http://dx.doi.org/10.47116/apjcri.2020.07.07
- Çakmak F. Chatbot-human interaction and its effects on EFL students’ L2 speaking performance and speaking anxiety // Novitas-ROYAL (Research on Youth and Language). 2022. № 16 (2). P. 113-131. URL: https://novitasroyal.org/download/chatbot-human-interaction-and-its-effects-on-efl-students-l2-speakingperformance-and-anxiety/
- Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. Effects of AI chatbots on EFL students’ communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. № 21. P. 712-734. https://doi.org/10.15738/kjell.21..202108.712
- Haryanto E., Ali R. Students’ attitudes towards the use of Artificial Intelligence SIRI in EFL learning at one public university // International Seminar and Annual Meeting BKS-PTN Wilayah Barat. 2018. Vol. 1. № 1. P. 190-195. URL: http://conference.unsri.ac.id/index.php/semirata/article/view/1102
- Дронов И.С. Организационно-педагогические условия обучения письменному академическому дискурсу студентов магистратуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 182. С. 21-31. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-21-31
- Золотов П.Ю. Психолого-педагогические условия формирования прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-7-13
- Семич Ю.И. Психолого-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному высказыванию на основе корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 175. С. 52-61. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-175-52-61
- Junaidi J., Hamuddin B., Julita K., Rahman F., Derin T. Artificial Intelligence in EFL Context: Rising Students’ Speaking Performance with Lyra Virtual Assistance // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. № 29 (05). P. 6735-6741. URL: http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/17726
- Yoon S.Y. Student readiness for AI instruction: perspectives on AI in university EFL classrooms // Multimedia-Assisted Language Learning. 2019. № 22 (4). P. 134-160. https://doi.org/10.15702/mall.2019.22.4.134
- Adamopoulou E., Moussiades L. An Overview of Chatbot Technology // IFIP Advances in Information and Communication Technology. 2020. Vol. 584. P. 373-383. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49186-4_31
Дополнительные файлы
