Волонтёрство как конвергентный инструмент в развитии надпрофессиональных компетенций в профессиональном образовании: экспертное мнение

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Сегодня волонтерство – это не просто тренд, а норма жизни активной современной молодежи. Источником социальных изменений становится само общество. В нашей стране закладывается основательный фундамент волонтерства на всех уровнях образования, распространяя свое влияние на другие сферы жизни общества. Ассоциация Добро.pф развивает концепцию «Волонтерство через всю жизнь», над которой работает большая команда – и государство в лице различных ведомств, и крупнейшие НКО, и сами граждане России. С внедрением законодательных актов и стратегических документов, направленных на развитие в образовательных организациях высшего образования воспитательной деятельности и программы «Обучение служением», высокую актуальность приобретает поиск эффективных инструментов и практик, ориентированных на развитие надпрофессиональных компетенций студентов, а также адаптивных образовательных программ. Цель исследования – определить ключевые тенденции развития надпрофессиональных компетенций студентов в процессе интеграции практик добровольчества в учебную и внеучебную деятельность.

Методы исследования. С использованием метода экспертного интервью добровольчество исследовано как инструмент практико-ориентированного образования, имеющего высокую воспитательную ценность и направленного на развитие профессиональных и надпрофессиональных компетенций.

Результаты исследования. Представлены результаты экспертного интервью с представителями профессионального сообщества в сфере образования в Российской Федерации, которые отражают позитивное отношение респондентов к волонтерству как к перспективному инструменту развития надпрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, выступающему эффективным элементом молодежной и воспитательной политики образовательных организаций высшего образования.

Выводы. Подтверждена значимость университетов в формировании и продвижении культуры и ценностей добровольчества, а также обоснованы возможности включения в образовательный процесс волонтерства как эффективного конвергентного инструмента в развитии надпрофессиональных и профессиональных компетенций студентов.

Об авторах

Т. А. Нам

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Email: namt@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4790-5419

кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарного института, директор Центра волонтерских проектов «Гармония»

Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

М. В. Смирнов

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Email: smirnov_mv2@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9898-3521

ассистент Высшей школы лингвистики и педагогики, специалист по работе с молодежью Центра волонтерских проектов «Гармония»

Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

В. В. Ли

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Автор, ответственный за переписку.
Email: li_vv@spbstu.ru
ORCID iD: 0009-0009-7354-8329

специалист по работе с молодежью Центра волонтерских проектов «Гармония»

Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Список литературы

  1. Воротынцева А.В., Воротынцев И.В., Бойко К.А. Формирование кадров для современной экономики (на примере системы наставничества в вузе) // Цифровая и отраслевая экономика. 2021. № 1 (22). С. 80-91. https://elibrary.ru/pxwwgc
  2. Лобатюк В.В., Быльева Д.С. Традиция в информационном обществе // Философская мысль. 2024. № 7. С. 44-56. https://doi.org/10.25136/2409-8728.2024.7.70605, https://elibrary.ru/pikfqj
  3. Evans C., Yusof Z.N. Volunteering: A viable alternative work experience for university students? // Industry and Higher Education. 2022. Vol. 37. Issue 1. P. 110-120. https://doi.org/10.1177/09504222221093180
  4. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ показателей эффективности универси-тетов – участников исследовательского трека программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 3. С. 49-63. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-3-49-63, https://elibrary.ru/eudcie
  5. Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Протасов Д.С. Трансформирующая агентность учащейся молодежи как ресурс формирования гражданственности в сфере образования // Образование и наука. 2024. № 4. С. 169-200. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-169-200, https://elibrary.ru/pigvny
  6. Нятина Н.В., Головацкий Е.В., Григорик Н.Н. Добровольческая активность студенческой молодежи Куз-басса в условиях современного российского общества // Регионология. 2024. Т. 32. № 4. С. 749-767. https://doi.org/10.15507/2413-1407.129.032.202404.749-767, https://elibrary.ru/slawco
  7. Ушакова Я.В., Зернов Д.В., Ситникова И.В. Факторы формирования креативных студенческих команд // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 8. С. 144-173. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-144-173, https://elibrary.ru/otqblz
  8. Буякова К.И., Малкова И.Ю. Волонтерство как форма организации образовательной деятельности в кон-тексте «третьей миссии» университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 69-79. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79, https://elibrary.ru/gbqzdb
  9. Нам Т.А., Попов Д.Г., Смирнов М.В. Медиаволонтерство в профессиональном образовании в контексте методики «Обучение служением»: экспертное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гу-манитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1387-1399. https://doi.org/10.20310/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1387-1399, https://elibrary.ru/sbernw
  10. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Земцов Д.И., Метелев А.П. Готовность студентов вузов к общественному служению // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 9-26. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-9-26, https://elibrary.ru/pndhxs
  11. Рябова Т.В. Социально-культурные практики в системе средств развития личности // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 4 (41). С. 152-158. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-4-152-158, https://elibrary.ru/jciqim
  12. Земцов Д.И. «Третья миссия» университета? Модель университета как элемент проекта общественного развития // Вопросы философии. 2023. № 12. С. 65-75. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-65-75, https://elibrary.ru/wamxuq
  13. Попова Н.В., Зиновьева О.В., Вдовина Е.К. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 317-333. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-317-333, https://elibrary.ru/ojhqhs
  14. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика орга-низации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 226-235. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19, https://elibrary.ru/bgrkii
  15. Ахмадова З.М. Формирования творческой активности студенческой молодежи средствами проектирова-ния социально-культурной деятельности в условиях вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 23-26. https://elibrary.ru/efslhv
  16. Медведева О.Д., Рубцова А.В., Чичерина Н.В. Мониторинг развития метакогнитивных навыков на основе модульного обучения иностранному языку в не профильных вузах // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 6 (98). С. 145-152. https://doi.org/10.24158/spp.2022.6.20, https://elibrary.ru/fhkapv
  17. Нам Т.А., Смирнов М.В. Социально значимые технологии в профессиональном образовании на примере «Обучение служением» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2024. Т. 13. № 1. С. 99-115. https://doi.org/10.57769/2227-8591.12.1.07, https://elibrary.ru/gxpugx

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».