Том 23, № 171 (2018)

Обложка

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Профессиональная пригодность преподавателя вуза

Макарова Л.Н.

Аннотация

Обоснована актуальность изучения профессиональной пригодности преподавателя высшей школы. Проанализировано существующее взаимно-обратное соотношение между профессиональной деятельностью и индивидуальными качествами преподавателя: деятельность, предъявляя специфические требования к преподавателю, заставляет его развивать определенные индивидуально-профессиональные качества. И наоборот, индивидуальные качества, реализуемые в профессиональной деятельности педагога и обеспечивающие ее успешность, приобретают новый личностный смысл. Конкретизированы требования к профессии «человек-человек» применительно к деятельности преподавателя вуза. Профессиональная пригодность преподавателя вуза обоснована как вероятностная характеристика его индивидуальности, отражающая не только возможности, но и стремления (мотивацию, ценностные ориентации) педагога достигать высоких результатов в деятельности при соответствующей профессиональной подготовке. Эта категория является динамичной, и ее становление рассматривается в двух аспектах: через создание у преподавателя соответствующих ценностных ориентаций и мотивации на данный вид деятельности и путем создания соответствующих условий для развития у него необходимых индивидуально-профессиональных качеств. Представлены данные экспериментального исследования мнений педагогов и студентов по вопросу профессиональной пригодности преподавателя вуза. Проанализированы возможные соотношения педагогической и научной деятельности в контексте их влияния на составляющие профессиональной пригодности преподавателя высшей школы.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):7-13
pages 7-13 views

Перспективы совершенствования подготовки педагогов дошкольного образования на примере создания образовательного комплекса «детский сад - школа - вуз» при педагогическом институте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Гущина Т.И., Курин А.Ю., Позднякова Н.В.

Аннотация

Задачи, поставленные перед современной системой образования, диктуют создание инновационных моделей профессионально-ориентированной образовательной среды, способствующие максимальному раскрытию внутреннего потенциала субъектов образовательной сферы. Современная образовательная организация должна опираться на идею развития системы непрерывного образования, которая будет включать в себя гибко организованные вариативные формы образования и социализации, постоянное развитие человека, личности на протяжении всей жизни. Перечислены основные достижения педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в плане совершенствования системы подготовки студентов педагогического направления, профиля «дошкольное образование», в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Основной упор сделан на перспективную задачу - создание комплекса «детский сад - школа - вуз» при педагогическом институте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, которая окажет влияние на повышение качества подготовки студентов направления «Педагогическое образование», повышение статуса Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в частности и педагогического образования в Тамбовском регионе в целом; развитие преемственности целей, задач и содержания образовательных программ разного уровня образования, которые будут реализованы в системе «детский сад - школа - вуз»; развитие «сетевого взаимодействия» (непрерывные ступени образовательного комплекса по вертикали, начиная с дошкольного образования, обеспечат поступательное развитие личности обучающегося, а координация структур комплекса по горизонтали создаст новые качественные условия по взаимодействию с другими образовательными учреждениями Тамбовского региона).
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):14-21
pages 14-21 views

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социальной работы

Деева Е.В., Болдина М.А.

Аннотация

Социально-экономические процессы, происходящие в обществе, актуализируют проблему помощи и социальной защиты детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Исследовавшие эту область отмечают отсутствие у выпускников навыков самостоятельной жизни вне стен сиротского учреждения. Диагностика как технология социальной работы позволяет выделить уровень сформированности навыков самостоятельной жизни, скорректировать программы подготовки к самостоятельной жизни детей. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрена как процесс сбора информации о социальной проблеме с целью разработки программы ее решения, включая консультирование, коррекцию, терапию, реабилитацию. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот организуется как во время пребывания ребенка в учреждении, так и в постинтернатный период. Диагностический инструментарий подбирается с учетом направления учреждения, специфики социума, пола, возраста, образования, жизненного опыта воспитанника; на основе выделенных параметров, критериев и показателей самостоятельности. Важными показателями сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являются знания о жизнедеятельности в различных сферах и соответствующем поведении; способность воспитанников к осознанному выбору, овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения; ответственность и активность при разрешении проблемы. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет оценить их уровень, степень сформированности и своевременно выстроить алгоритм действий по разрешению проблем конкретного ребенка для более эффективной интеграции в общество и профилактики многих противоправных поступков.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):22-29
pages 22-29 views

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие детской одаренности в отечественной системе образования

Сухова Е.И., Карпова С.И.

Аннотация

В результате реализации экстенсивного подхода в СССР была создана государственная система специальных школ и профильных внешкольных учреждений, предоставившая возможность большинству детей и подростков реализовать свои интересы, развить способности, выбрать профессию, а многим достичь высоких результатов в различных областях профессиональной деятельности. Современный период характеризуется началом реализации интенсивного подхода: государством принимаются программные документы, определяющие комплекс мер по работе с одаренными детьми в стране; проводятся исследования, разрабатываются концепции и модели развития детской одаренности, действует система конкурсных мероприятий с целью выявления одаренных детей и оказания им поддержки посредством стипендий и грантов; по инициативе президента России и поддержки бизнес-структур в регионах страны начинает создаваться сеть образовательных центров для работы с одаренными детьми. Современная образовательная практика свидетельствует об интеграции экстенсивных и интенсивных технологий в работе с одаренными детьми, апробированными и доказавшими свою эффективность в советский и современный периоды. В настоящее время основным условием создания эффективной системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в стране является формирование механизмов взаимодействия государства с бизнес-структурами с целью объединения ресурсов и потенциала каждого из партнеров.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):30-42
pages 30-42 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков

Васильева Ю.В.

Аннотация

Актуальность результатов исследования заключена в необходимости обеспечения жизнеспособности страны, находящейся в условиях глобальных вызовов. Ключевым элементом обеспечения жизнеспособности страны определено население, которое своим мышлением и действиями призвано поддерживать национальную идею. Таким образом, речь идет о формировании патриотизма через систему патриотического воспитания. Рассмотрены различные теоретические подходы к формированию понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». Показаны историческое развитие исследуемого понятия, применение различных подходов к патриотическому воспитанию населения с учетом изменяющихся внешних факторов. Системный анализ выявил необходимость особого внимания к этапам становления личности человека для формирования в ней патриотизма, что обусловило акцентуацию внимания на подростковом периоде и учет влияния современных условий, способов воздействия на подростков. Рассмотрены компоненты патриотического воспитания, необходимые к применению в настоящее время, в том числе в образовательной среде. При этом отмечено, что изменения в подходах к патриотическому воспитанию должны оставлять неизменным основной фундамент патриотических основ: любовь к большой и малой Родине, готовность к ее защите, сохранение национальных устоев и традиций, деятельность на благо своего Отечества.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):43-52
pages 43-52 views

К вопросу внедрения в вузе сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне»

Пятахин А.М., Павлов В.И., Ульянов М.Ф., Калмыков С.А.

Аннотация

Отмечено, что в настоящее время в России большая часть молодого населения имеет нарушения здоровья, граждане, в том числе дети и подростки, не занимаются систематически физической культурой и спортом. Исправить ситуацию призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне, в том числе возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», положение о котором подписано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2014 г. Тема возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» является исключительно актуальной, потому что содержит нормативную основу физического воспитания населения и является критерием определения уровня физической подготовленности людей всех возрастов. Особое внимание в современном мире уделено уровню физической подготовленности подрастающего поколения. Представлен анализ ряда ключевых проблем, требующих особого внимания. К ним относятся: 1) отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части обучающихся в системе многоуровневой подготовки будущих специалистов; 2) недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой; 3) отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. Особое внимание уделено вопросу разработки и внедрения в образовательный процесс вузов системы сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне», включающей в себя анализ и обобщение информационных источников, анкетирование, разработку и внедрение в образовательный процесс вуза информационных компьютерных технологий и системы подготовки и сдачи норм комплекса «Готов к труду и обороне», а также создание модели стимулирования и поощрения для выполнивших нормы комплекса.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):53-60
pages 53-60 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Пути повышения эффективности многолетней подготовки полиатлонистов высшего спортивного мастерства

Кейно А.Ю., Родимкин Д.А.

Аннотация

Успешность многолетнего процесса тренировок и достижение высоких результатов в спорте зависят от ряда факторов, таких как продолжительность постоянных физических нагрузок, непрерывность тренировочных занятий, оптимальный возраст, при котором наиболее благоприятно раскрываются способности занимающихся, индивидуальные особенности и морально-волевые качества; черты характера спортсмена, рост его спортивной квалификации и мастерства; в каком возрасте приступил к серьезным и осмысленным занятиям спортом и когда приступил к специальным тренировкам, направленным на данный вид спорта. В полиатлоне возрастные периоды для достижения высших результатов наиболее стабильны. Путь спортсменов от новичков до мастеров спорта и выше длится около 8-10 лет в среднем. В зависимости от индивидуальности полиатлониста, условий жизни и режимов тренировок возможны небольшие отклонения возрастных зон. Если спортсмен приходит в секцию полиатлона, а до этого он занимался другим видом спорта, например плаванием, то ему будет гораздо легче освоиться и он быстрее достигнет более высоких результатов, нежели другие новички. Также важным является индивидуальный подход. Талантливые и способные занимающиеся могут показать высокие результаты и наиболее быстро достичь мастерства после начала серьезных и продолжительных тренировок. В процессе оттачивания спортивного мастерства увеличивается интенсивность профессиональной подготовки и тренировочная нагрузка. У профессиональных спортсменов высокой квалификации занятия проходят ежедневно без выходных по несколько тренировок в день. В качестве отдыха используются менее загруженные дни, где преобладают легкий кросс, прогулка на лыжах, катание на велосипеде, стрельба в холостую. Полиатлон - это один из видов спорта, который предполагает разностороннюю теоретическую, психологическую, физическую и техническую подготовку. Тренировочный процесс полиатлонистов представляет собой большую интенсивность и объем занятий, а также огромные психические нагрузки, поэтому необходимо грамотно чередовать физические нагрузки и отдых. Огромное влияние оказывает умение переключаться с одного вида деятельности на другой, когда одни движения сменяются другими, отличающимися по своей структуре и технике.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):61-67
pages 61-67 views

Применение методик различной направленности в развитии скоростной выносливости легкоатлетов

Загузова С.А., Загузов Д.О.

Аннотация

Большое значение в спортивной подготовке мужчин и женщин в беге на средние дистанции имеют различные методики развития их скоростной выносливости в годичном цикле подготовки. Особенность данных методик заключается во введении в тренировочный процесс спортсменов различных вариантов использования средств и методов развития их скоростной выносливости. В настоящее время молодые тренеры, желая быстрее проявить себя, забывают о разносторонней подготовке своих воспитанников, форсируя их спортивную подготовку. На соревнованиях областного уровня часто заметно, что некоторые спортсмены имеют слабый опорно-двигательный аппарат, низкую техническую, функциональную и физическую подготовленность. Отмечается и низкая мотивация спортсменов на достижение высоких результатов именно в беге на средние и длинные дистанции. Поэтому есть обеспокоенность таким положением дел, и думаем, что в большей степени виной тому служит нехватка современных методик тренировки, практических и методических рекомендаций по развитию скоростной выносливости бегунов на средние дистанции и их спортивной подготовке в целом. Проблема развития скоростной выносливости спортсменов получила достаточно широкое освещение в отечественной литературе, хорошо изучены вопросы определения сущности и содержания подготовки бегунов на средние дистанции, развития их физических качеств, общей и специальной выносливости, механизмы энергообеспечения и работоспособности в условиях напряженной мышечной деятельности. Но в то же время остается малоисследованным вопрос о применении, сочетании и чередовании методик различной направленности в развитии их скоростной выносливости. Анализ изученной литературы позволил выявить, что существует достаточное количество литературных источников, в которых раскрывается вопрос развития скоростной выносливости бегунов, но недостаточно методик различной направленности для развития данного физического качества в возрасте 15-16 лет.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):68-75
pages 68-75 views

Региональная система инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Коновалов А.Ю., Коновалов Ю.Н., Османов Э.М., Маньяков Р.Р.

Аннотация

Рассмотрены вопросы инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в среднем профессиональном образовательном учреждении. По данным Всемирной организации здравоохранения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 10-12 миллионов, многие из которых до сих пор не обучаются в общеобразовательных школах. И число таких детей с каждым годом только увеличивается. В основе происходящих в последние годы в России качественно новых изменений в сфере образования лежит вектор не только повышения качества образования для всех детей, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и создания условий для их развития с учетом персонифицированных особенностей каждого ребенка. Во многом эти задачи будут решены путем организации системы инклюзивного образования.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):76-82
pages 76-82 views

Обоснование методики комплексно-комбинированных занятий оздоровительной физической культурой с женщинами пожилого возраста

Шпагин С.В.

Аннотация

За последние десятилетия наблюдается постарение населения, увеличение численности лиц пенсионного возраста в популяции в сочетании с ростом их продолжительности жизни. Однако при этом для женщин пожилого возраста характерна высокая заболеваемость, наличие одного или нескольких хронических заболеваний, последствия перенесенных ранее травм, физические дефекты и инволюционные изменения в органах и системах организма. Перечисленные обстоятельства обусловливают необходимость поиска эффективных методик для оздоровления пожилых женщин средствами оздоровительной физической культуры. Разработана методика комплексно-комбинированных занятий оздоровительной физической культурой с женщинами пожилого возраста, а сами занятия построены на основе сочетанного использования широкого круга средств и методов физической рекреации, двигательной реабилитации, дополненных профилактико-оздоровительными занятиями, воздействующими на организм как на единый комплекс морфофункциональных систем. При этом одним из важнейших вопросов являлось определение оптимальных нагрузок и выбор двигательных режимов при проведении этих занятий. Успешно адаптированы основные положения «Рекомендаций по организации физкультурно-спортивной работы с гражданами средних и старших возрастных групп» Министерства спорта РФ (2013) для женщин пожилого возраста. Необходимость такой адаптации определилась достаточно большим возрастным интервалом изученного контингента (56-74 года); большим разнообразием нарушений, которые присущи женщинам пожилого возраста; различными мотивационными установками для занятий оздоровительной физической культурой в пожилом возрасте.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):83-89
pages 83-89 views

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Научный базис сравнительного анализа программ подготовки специалистов по информационной безопасности в разных странах

Анурьева М.С.

Аннотация

Подготовка специалистов по информационной безопасности сопровождается высокой динамикой предметной области и ее усиливающейся взаимозависимостью от развивающихся информационных технологий. Предположено, что уточнение научного базиса сравнительного исследования подготовки специалистов по защите информации позволит ориентировать поиски в направлении учета потребностей России в данной сфере, тенденции развития предметной области и ее технической базы, лучшей мировой практики и нового этапа технологического развития общества. Обосновано, что подготовка специалистов в области информационной безопасности - это целенаправленный процесс (который зависит от установленных целей и планируемых результатов); результат (закрепляющий присвоение личностью, обществом и государством ценностей, а также результат обеспечения системы подготовки специалиста условиями, способствующими формированию специалиста в информационном обществе); факторы изменения системных качеств процесса подготовки специалиста: адаптивности, вариативности, гибкости, целостности, динамичности и стабильности. Сделан вывод о том, что целесообразно применение аспектного, синергетического, информационного и историко-логического методологических подходов при проведении сравнительного исследования подготовки специалистов в области информационной безопасности. Выделены этапы и критерии сравнения для анализа национальных систем подготовки специалистов в области информационной безопасности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):90-97
pages 90-97 views

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Традиции, инновации и новые тенденции в педагогической теории и научной школе академика И.Ф. Харламова

Каропа Г.Н.

Аннотация

Раскрыты связи между развитием педагогической теории и становлением научно-педагогической школы, проанализированы отношения между традициями и инновациями в сфере научной педагогики, рассмотрены основные принципы и идеи педагогической теории академика И.Ф. Харламова, послужившей основой для формирования самой крупной и, фактически, единственной в Республике Беларусь научно-педагогической школы в сфере теории и практики современного образования. Иван Федорович Харламов (1920-2003) - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки БССР (1980 г.), академик Академии педагогических наук СССР (1990 г.), академик НАН Беларуси (1995 г.), иностранный член Российской Академии образования (1999 г.), лауреат Государственной премии Беларуси (за учебник «Педагогика» (2000 г.)). Автор около 300 научных работ, в том числе более 20 монографий и учебников; основатель сильной педагогической теории и крупной научно-педагогический школы в Республике Беларусь. Сопоставительный анализ педагогической теории И.Ф. Харламова и теории нейродарвинизма Дж. Эдельмана может привести к обнаружению множества когнитивных феноменов, которые способны существенно трансформировать теорию и практику современного обучения, воспитания и развития личности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):98-107
pages 98-107 views

Научная и преподавательская деятельность святителя Иннокентия Пензенского

Филиппов А.Н.

Аннотация

Проведен обзор научной и преподавательской деятельности одного из незаурядных представителей богословия XIX века святителя Иннокентия (Смирнова). Актуальность исследования жизни и трудов представителя Русской православной церкви обусловлена необходимостью изучения его вклада в развитие богословской науки XIX столетия. Цель: кратко, но в то же время емко описать биографию святителя Иннокентия, затем исследовать его литературное и гомилетическое наследие, основываясь на данных архивных фондов Российского государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива и фондов Российской национальной библиотеки. Святитель Иннокентий как ученый монах и ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии стоял у истоков зарождения русской богословской науки. Живя в Петербурге, он проводил активную работу по искоренению оккультных настроений российского общества начала XIX века. Его проповеди, преподавательская деятельность раскрывают его как доброго наставника благочестия. Недолгое пребывание на Пензенской кафедре оставило яркий отпечаток в сердцах людей, поэтому почти сразу после кончины епископа Иннокентия стали почитать как святого, хотя в силу некоторых исторических причин он был прославлен лишь в 2000 г. Уникальная личность святителя, короткая, но насыщенная жизнь, его богословское наследие являются материалом для исторически выверенного исследования.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):108-114
pages 108-114 views

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

О вкладе бывшего директора Белгородского и Воронежского учительских институтов А.К. Димитриу (1857-1925) в византинистику

Московкин В.М., Садовски М.В.

Аннотация

Рассмотрен научный вклад бывшего директора Белгородского и Воронежского учительских институтов Алексея Константиновича Димитриу (1857-1925) в византинистику. В результате анализа литературных источников показана значимость работ А.К. Димитриу, посвященных договорам русских с греками и труду Прокопия Кессарийского «Тайная история», на которые до сих пор ссылаются крупнейшие ученые - византинисты и специалисты по истории Древней Руси. Изучены труды известных исследователей по истории Древней Руси и Византии А.М. Введенского, М.Б. Свердлова, А.Н. Сахарова, А. Готлиба. Особое внимание уделено фундаментальному труду А.К. Димитриу, опубликованному в Одессе в 1894 г. и посвященному «Тайной истории» Прокопия Кесарийского - крупнейшего историка ранней византийской эпохи. Подчеркнута важность вышеуказанной работы А.К. Димитриу, состоящей в том, что через четыре года после ее выхода в свет она цитировалась в статье А. Готлиба «Прокопий, историк», напечатанной в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Изучение опубликованных исследований и архивных данных показало, что научными руководителями А.К. Димитриу являлись крупнейшие византинисты того времени, профессора Ф.И. Успенский и Э.Р. фон Штерн.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):115-123
pages 115-123 views

Особенности социально-демографических показателей и профессионального состава Тамбовской, Воронежской и Рязанской губерний в середине XIX века

Мякишева Е.А.

Аннотация

Исследовано изменение социального и профессионального состава населения ряда губерний юга Центральной России в конце XVIII - середине XIX века. Отмечена разница состава народонаселения Тамбовской, Рязанской и Воронежской губерний, сделан вывод, что по численности приведенных категорий населения Тамбов превосходил Рязань. Это было зафиксировано и на начало XIX века, и к середине века. Однако Тамбов не превосходил Воронеж по приведенным категориям населения. В Рязанской, Воронежской и Тамбовской губерниях к середине XIX века сохранялась присущая этим губерниям положительная динамика рождаемости/смертности, а также прироста населения, которая была прервана в первой половине XIX века в связи с несколькими эпидемиями холеры, особенно эпидемией 1848 г. После этой эпидемии к 1850 г. демографическое положение в исследуемых губерниях стало исправляться. Причины улучшения демографического положения заключались в улучшении эпидемиологического положения в Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерниях, в результате чего вырос средний естественный прирост у всех категорий населения губерний, даже у крепостных крестьян.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):124-135
pages 124-135 views

Духовенство и либерализация русского общества в конце XIX - начале XX века

Лисюнин В.

Аннотация

Дана характеристика политических взглядов православного духовенства в период либеральных реформ рубежа XIX-XX веков, в которых приняли активное участие представители Русской православной церкви. Используя сравнительно-исторический метод, проанализированы изменения, произошедшие в политически неоднородной церковной среде в течение двух десятилетий, предшествующих Поместному собору 1917-1918 гг., а также выявлены причины отсутствия консолидации либеральной части духовенства с монархистами и правоцентристскими политическими партиями. Обосновано, что либерализм православного духовенства и либерализм светского общества, который использовала в своей внутриполитической тактике самодержавная власть, заметно различались. Признавая либеральные свободы и соглашаясь с необходимостью реформ, духовенство выступало за их проведение путем просвещения, попечительства и иными методами, соответствующими традициям православия и способствующими конструктивному взаимодействию Церкви, государства и общества. Таким образом, духовенство оказывалось правее и консервативнее самодержавной власти, которая стремилась ослабить позиции Церкви, вместе с тем оно оставалось стабильно в центре политического спектра, в то время как светские либералы постепенно перемещались к его левому флангу.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):136-144
pages 136-144 views

Женщина купеческого сословия г. Тамбова в конце XIX - начале XX века: штрихи к социальному портрету

Зайцева О.М., Стрекалова Н.В.

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена ростом научного и общественного интереса к проблемам женского предпринимательства, социальному статусу женщин, входивших в состав российских провинциальных деловых кругов в конце XIX - начале XX века. На основе архивных и опубликованных источников (делопроизводственных документов, справочных и статистических материалов) и специальной научной литературы рассмотрены проблемы женщин - представительниц купеческого сословия Тамбова конца XIX - начала XX века. Проведен комплексный анализ их положения в семье, изучены вопросы, связанные с вступлением в брак, дана характеристика внутрисемейным отношениям. Исследованы вопросы образования, профессиональной и общественной деятельности представительниц купеческого сословия губернского города в позднеимперский период. Отдельные аспекты проблемы были рассмотрены через призму биографий известных в городе предпринимательниц. В пореформенное время зависимое положение женщин в купеческих семьях еще сохранялось. Однако ни обычай, ни законодательство не препятствовали им самостоятельно заниматься коммерцией. Наиболее предприимчивые представительницы купеческого сословия Тамбова достаточно успешно реализовывались на этом поприще. Изменения, произошедшие в системе образования женщин из купеческих семей во второй половине XIX века, повысили возможности их самореализации не только в семье, семейном бизнесе, но и за их пределами, в том числе в новых, нетипичных для представителей купечества профессиональных нишах.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):145-155
pages 145-155 views

Строительство гидросистемы на Реке Цна с участием военнопленных тамбовских лагерей в 1944-1953 гг

Мизис Ю.А.

Аннотация

Рассмотрен вопрос об использовании военнопленных при строительстве гидросооружений по реке Цна в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. Основой для этого масштабного строительства послужил план правительства СССР по развитию судоходства на малых реках страны. Для этой работы в Тамбовской области привлекались как военнопленные, так и гражданское население. Работы велись в непростых погодных условиях, зачастую в холодной воде, с широким применением ручного труда. Органы управления Цнинстроя явно мало внимания уделяли вопросам условий труда и быта военнопленных, что приводило их к недоеданию, массовым заболеваниям и даже смертности. Контроль лагерного руководства осуществлялся постоянно, но не мог решить всех проблем. Производственные государственные плановые задания довлели на руководство лагерей, что не позволяло им встать на сторону своих подопечных и заставить Цнинстрой радикально улучшить бытовые условия военнопленных. Тем не менее к 1949 г. основной объем работ был завершен, и вся гидросистема по реке Цна вошла в строй, сыграв большую роль в дальнейшем развитии экономики Тамбовской области.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):156-162
pages 156-162 views

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Герменевтическое понимание историчности человека

Медведев Н.В.

Аннотация

Выявлены основные характеристики принципа историчности, применяемого в современной герменевтике. Раскрыто содержание понятия «историчность» в теории исторического сознания В. Дильтея, разработавшего вариант герменевтики как методологии наук о духе. В. Дильтей осознал неадекватность психологических категорий в качестве основы понимания человека и его жизни и предложил использовать для этого понятие историчность. Герменевтическая философия уделяет особое внимание историческому характеру познания внешней реальности и жизненного мира человека. Человек есть не просто еще один из множества объектов физического мира, а живой субъект, который интерпретирует мир в контексте исторически наследуемых культурных значений и взаимосвязей. Рассмотрен также вклад М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера в понимание принципа историчности как онтологической характеристики человеческого существования. Данный принцип предполагает анализ способа бытия человека как пребывающего во времени, а не подчиненного ему, поскольку опыт сознания и внешний эмпирический опыт обладают временной структурой.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):163-171
pages 163-171 views

«Средние державы» как элемент современной мировой системы: к вопросуо теоретическом осмыслении концепта

Жуковская Н.Ю.

Аннотация

Рассмотрены основные теоретические подходы к анализу концепта «средняя держава»: иерархический, нормативный и поведенческий. Каждый из этих подходов использует свой набор критериев для включения того или иного государства в категорию «средних держав». Однако только комплексное использование всех указанных методологических подходов позволяет оценить сложную и многомерную структуру концепта. Кроме того, дано представление о применении термина к конкретным международным акторам, государствам. Какие страны попадают под определение «средняя держава»? Каковы сходства и различия в их внешнеполитической линии? Какими характеристиками должно обладать государство, претендующее на статус «средней державы»? Отдельно проанализированы дискуссионные вопросы использования термина: если «средние» державы занимают место в пирамиде между «великими» и «малыми», то где проходит водораздел между ними? Как определить границу между самой развитой «малой» державой и самой слабой державой «среднего ранга»? На основании каких условий преуспевающая «малая держава» преодолевает барьер и попадает в категорию «средних»? Подобные вопросы возникают и относительно верхней части пирамиды. Если в условиях биполярной системы категория «великих держав» могла более или менее объективно определяться с учетом международного влияния, то сегодня исследователи говорят об основательном размывании и этой группы. В этих условиях провести грань между приходящей в упадок «великой державой» и амбициозной развивающейся страной «среднего ранга» также крайне сложно.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(171):172-178
pages 172-178 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».