Педагогические возможности учебного сотрудничества в развитии дивергентного мышления обучающихся
- Авторы: Кочукова О.Н.1
-
Учреждения:
- Управление министерства внутренних дел России по Тамбовской области
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 247-257
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/297983
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-247-257
- ID: 297983
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В рамках компетентностного подхода перед высшей школой стоит задача по подготовке специалистов, обладающих нестандартным, версионным, многовариантным мышлением, называемым дивергентным. Однако научно-методическое обеспечение развития данного вида мышления в условиях профессионального обучения в вузе разработано недостаточно. Поэтому для определения педагогических условий, необходимых для развития вышеназванного феномена, и разработки технологии его развития в процессе учебного сотрудничества необходимо определить имеющийся для развития дивергентного мышления студентов вуза потенциал учебного сотрудничества.Цель исследования – изучение учебного сотрудничества и его типов для обоснования возможностей его использования в контексте развития дивергентного мышления студентов вуза.Методы исследования. Применены контент-анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация, структуризация информации, метод логико-смыслового моделирования.Результаты исследования. Выделены и описаны факторы-антагонисты, оказывающие влияние на развитие дивергентного мышления обучающихся (сотрудничество-конкуренция, активность-пассивность, мотивация-демотивация). Проведен анализ специфики учебного сотрудничества. Разработана логико-смысловая модель типологии учебного сотрудничества, отражающая многообразие форм и методов организации совместной деятельности участников взаимодействия и возможности их комбинирования. С опорой на разработанную типологию рассмотрены возможности учебного сотрудничества для развития дивергентного мышления студентов вуза.Выводы. Учебное сотрудничество способствует развитию таких базовых характеристик дивергентного мышления, как гибкость, нестандартность, вариативность, а также способностей, обеспечивающих дивергентную продуктивность. Практическое применение полученных результатов возможно для разработки педагогических условий и технологии развития дивергентного мышления студентов в процессе учебного сотрудничества.
Об авторах
О. Н. Кочукова
Управление министерства внутренних дел России по Тамбовской области
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga-nek22@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7307-3265
начальник отделения психологической работы отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом
392002, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Энгельса, 31Список литературы
- Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. М.: Народное образование, 2015. 350 с. https://doi.org/10.17686/sced_rusnauka_2015-1626, https://elibrary.ru/uakfkj
- Макарова Л.Н., Кочукова О.Н. Дивергентное мышление обучающихся: категориально-понятийный анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 847861. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-847-861, https://elibrary.ru/dvqbei
- Кочукова О.Н. Педагогическая фасилитация как форма развития дивергентного мышления студентов // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 16 Междунар. науч.практ. Internet-конф. / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2020. С. 194-200. https://elibrary.ru/iykvai
- Кочукова О.Н. Психолого-педагогическая характеристика понятия «учебное сотрудничество» // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 16 Междунар. науч.практ. Internet-конф. / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. С. 38-44. https://elibrary.ru/ooohuy
- Amabile T.M. Creativity in Context. Boulder, CO: Westview Press, 1996. 317 p. URL: https://id.lib.harvard.edu/alma/990068774330203941/catalog (accessed: 07.12.2022).
- Kurtzberg T.R. Feeling Creative, Being Creative: An Empirical study Diversity and Creativity in Teams // Creativity Research Journal. 2005. Vol. 17. Issue 1. P. 51-65. https://doi.org/10.1207/s15326934crj1701_5
- Умбетова М.Ж., Умбетов А.У. Конструктивные особенности, средства и критерии коллаборативного обучения // Синтез науки и образования в решении глобальных проблем современности. Уфа: Аэтерна, 2021. Вып. 59. С. 129-142. https://elibrary.ru/cjnkbk
- Разумов В.И., Рыженко Л.И., Сизиков В.П. Инсейфинг – технология интеллектуальноемкой коммуникации // Вестник Омского университета. 2015. № 4 (78). С. 94-100. https://elibrary.ru/vcpbtb
- Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер, 2022. 400 с. URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=9770 (дата обращения: 07.12.2022).
Дополнительные файлы
