Социально-педагогические риски воспитания молодежи в условиях распространения ценностей и манифестов массовой культуры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Новая образовательная парадигма направлена не только на совершенствование образовательных практик, но и на продвижение практик социокультурных, влияющих на смысложизненные ориентации обучающихся. Взаимосвязь социального института образования с ведущими современными трендами и аттитюдами очевидна, что в свою очередь инициировало представленное исследование. Целью проведенного исследования является изучение рисков влияния ценностей и манифестов массовой культуры на формирование модусов поведения современной молодежи и определение направлений социально педагогической деятельности, направленной на противодействие девиантогенного воздействия агентов массовой культуры.Материалы и методы. В ходе проведенного исследования были использованы диалектический, историко-ретроспективный и аксиологический методы исследования, а также метод реконструкции социальной реальности.Результаты исследования. Было выявлено, что совокупность новообразований смысложизненных ориентаций играет важную роль в формировании поведения личности и определяет ее развитие, что подтвердило значимость изучения личностных смыслов и ориентаций для понимания человеческого поведения и развития личности в целом.Выводы. Сложная современная социальная ситуация создает неопределенность в вопросах формирования личности и определении вектора развития подрастающего поколения в условиях образовательной организации. Чтобы преодолеть данное обстоятельство, необходимо составить комплексное педагогическое представление о полисистемной организации чело века (подростка), где основным ориентиром будет его движение к самому себе, к самоосуществлению и самоактуализации.

Об авторах

О. А. Мосина

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Email: kuvshinovaoa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3303-6387

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики

350910, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Сормовская, 173

В. В. Кулишов

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: knyazsilver@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-6234-5088

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

350910, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Сормовская, 173

Список литературы

  1. Science and sozial structure / A festschrift for Robert K. Merton. Gieryn. Th.F.ed. – N.Y. academy of Science, 1980. – 173 р.
  2. Isopahkala-Bouret U. University Non-Admittance and Anomie: Reconsidering the Promise of an Egalitarian Society. British Journal of Sociology of Education. 2020; 41(3):361–376. https://doi.org/10.1080/01425692.2020.1726172
  3. Liu Y. Choices, Risks and Rational Conformity: Extending Boudon’s Positional Theory to Understand Higher Education Choices in Contemporary China. High Education. 2019; 77:525–540. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0285-7
  4. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. - М., ООО Издательство ACT, – 2003. – 444 с.
  5. Бронзино Л.Ю. Современный социальный дискурс: постмодернизм в контексте неклассических социологических теорий. М.: Изд-во РУДН, 2005. 250 с.
  6. Хагуров Т. А. Массовая культура в обществе потребления / Т. А. Хагуров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2007. – № 1(11). – С. 81-86.
  7. Schechtman M. Experience, agency, and personal identity // Social Philosophy and Policy. 2005. Vol. 22, 2. P. 1-24.
  8. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») // Социологические исследования. – 1993. - № 3. - С. 75-85.
  9. Емелин В.А. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения / В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов // Вопросы философии. – 2015. - № 2. - С. 15-23.
  10. Кулишов В. В. Массовая культура как фактор социализации и источник рисков воспитания и развития обучающихся: возможные контуры типологии социально-антропологических эффектов влияния / В. В. Кулишов // Kant. – 2019. – № 3(32). – С. 66-72. – EDN XNFRHS.
  11. Dennett D. From Bacteria to Back and Back. The Evolution of Minds. New York: Notron and Company, 2017. 476 р.
  12. Калинин А. С. Потребление как образ жизни / А. С. Калинин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2006. – № 12. – С. 147.
  13. Бойко С.В., Магомедова А.М. Общество потребления в россии и тенденции развития российского социума // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8577 (дата обращения: 17.07.2023).
  14. Овруцкий, А. В. Импульсивное потребление в психологии и экономике: дифференциация подходов и их интеграция в рамках экономической психологии / А. В. Овруцкий // Психолог. – 2018. – № 6. – С. 62-79. – doi: 10.25136/2409-8701.2018.6.27780. – EDN NFVVDG.
  15. Мамкаев Ю. В. Проблема систематизации элементарных процессов макроэволюции (на примере морфологических адаптаций к паразитизму / Ю. В. Мамкаев // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Естественные науки. – 2007. – Т. 149, № 3. – С. 69-73.
  16. Стожко Д. К. Как рождается ценность: конструирование социальной реальности / Д. К. Стожко // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – Т. 18, № 3(43). – С. 303-315. – doi: 10.15507/2078-9823.043.018.201803.303-315. – EDN YBLSRV.
  17. Sewertzoff A.N. Morphologische Gesetzmäassigkeiten der Evolution. - Iena: G. Fischer Verl., 1931. – 371 р.
  18. Медова А.А. О значении понятия modus в логической, лингвистической и музыкальной культуре / А. А. Медова // Философия и культура. – 2015. – № 2(86). – С. 220-229. – doi: 10.7256/1999-2793.2015.2.10664. – EDN TMPXXR.
  19. Campello F. Between Affects and Norms on the Emotive Limits of Constitutional Patriotism // Comparative Sociology. 2020. Vol. 19, no. 6. P. 805–815. doi: http://doi.org/10.1163/15691330-12341526
  20. Sumino T. My Country, Right or Wrong: Education, Accumulated Democratic Experience, and Political Socialization of Blind Patriotism // Political Psychology. 2021. Vol. 42, issue 6. P. 923–940. doi: http://doi.org/10.1111/pops.12723
  21. Erez L., Laborde C. Cosmopolitan Patriotism as a Civic Ideal // American Journal of Political Science. 2020. Vol. 64, issue 1. P. 191–203. doi: http://doi.org/10.1111/ajps.12483
  22. Granic I., Morita H., Scholten H. Beyond Screen Time: Identity Development in the Digital Age // Psychological Inquiry. 2020. № 31 Issue 3. P. 195-223. 10.1080/10 47840X.2020.1820214.
  23. Мосина О. А. Цифровизация и логоцентризм образования: проблемы и перспективы / О. А. Мосина // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты : материалы III ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 25 марта 2022 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство "Мир науки"», 2022. – С. 6. – EDN HBTQWQ.
  24. Фромм Э. Иметь или быть.. – Москва : Изд-во АСТ, 2022. – 320 c.
  25. Fromm Е. Die Furcht vor der Freiheit Ungekürzte Ausgabe Oktober 2000 Deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG, München. www.dtv.deder deutschsprachigen Ausgabe Deutsche Verlags-Anstalt. – Stuttgart, 1980. – 296 с.
  26. Anderson V. A Digital Pedagogy Pivot: Re-Thinking Higher Education Practice from an HRD Perspective // Human Resource Development International. 2020. Vol. 23, issue 4. P. 452–467. https://doi.org/10.1080/13678868.2020.1778999
  27. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня. – Москва : Изд-во Прогресс, Прогресс – Академия. 1992. – 458 c.
  28. Ортега-и-Гассет, Хосе. Восстание масс. – Москва : Изд-во АСТ, 2016. – 253 с.
  29. Rezer Т. М. Social Values of Students in Conditions of Digitalization of Education and COVID-19 // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 226–243. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243 (дата обращения 12.01.2023)
  30. Выготский Л.С. Moral insanity. 1934 http://az.lib.ru/w/wygotskij_l_s/text_1934_moral_insanity.shtml (дата обращения: 14.07.2023).
  31. Jenkins H. The cultural logic of media convergence // International Journal of Cultural Studies. – 2004. – № 7(1). – Рp. 33-43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».