Сущность и педагогический базис формирования цифровой экосистемы активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов
- Авторы: Чванова М.С.1, Киселева И.А.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 29, № 5 (2024)
- Страницы: 1362-1378
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/297670
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1362-1378
- ID: 297670
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В настоящее время существует потребность в применении современных цифровых технологиях для сопровождения образовательного процесса подготовки молодых исследователей, ориентированных на генерацию новых идей, трансферт технологий. Актуальность проблемы обусловлена динамичным развития цифровых экосистем, широким применением в социально-экономической жизни и раскрытия их педагогического потенциала для обеспечения исследовательской и инновационной деятельности магистрантов в вузе. Разработка и использование цифровых экосистем опирается педагогический базис.Цель исследования –. выявить и обосновать педагогический базис для дальнейшего формирования на его основе цифровой экосистемы активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов в вузе.Методы исследования. Для анализа существующих точек зрения использовался метод анализа научных и информационных ресурсов сети Интернет. В качестве ИТ-инструментов выбраны инструменты Lens.org и VOSviewer. Анализ научных публикаций первоначально проводился по ключевым словам и сочетаниям. Метод сравнительного анализа позволил выявить общие черты и положительные особенности отдельных платформ, с целью дальнейшего обсуждения возможности преемственности позитивного опыта.Результаты исследования. Анализ научных источников позволил констатировать, что публикации по проблеме исследования именно в области педагогики носят фрагментарный характер, а педагогическое осмысление использования потенциала цифровых экосистем существенно отстает от динамики их развития в отрасли информационных технологий. Уточнена сущность и выстроен педагогический базис формирования цифровой экосистемы активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов: выявлены ключевые компоненты цифровой образовательной экосистемы с учетом развития цифровых экосистем в других сферах, выявлены функциональные образовательные возможности цифровой экосистемы и факторы успешности, выявлены фрагментарные положительные практики в разработке и использовании цифровых экосистем для поддержки магистрантов, обоснован педагогический потенциал цифровой экосистемы для основной исследовательской и инновационной деятельности магистрантов.Выводы. На основе проведенного исследования обосновано, что создаваемая на педагогическом базисе цифровая экосистема способствует формированию у магистрантов необходимых для исследовательской деятельности компетенции и представляет современную среду научного и профессионально общения молодых исследователей в условиях интернет-социализации.
Об авторах
М. С. Чванова
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
Email: ms12008@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2993-0194
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры цифровых технологий и информационных систем
125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4И. А. Киселева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: irinakiselyo@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3557-216X
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Каранатова Л.Г., Кулев А.Ю. Современные подходы к формированию инновационных экосистем в условиях становления экономики знаний // Управленческое консультирование. 2015. № 12(84). С. 39-46. https://elibrary.ru/item.asp?id=25147451
- Григорьев С.Г., Сабитов Р.А., Смирнова Г.С., Сабитов Ш.Р. Концепция формирования и развития цифровой интеллектуальной экосистемы смешанного университетского образования // Информатика и образование. 2020. №5. С. 15-23. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-5-15-23
- Скворцов А.А., Молчанов А.А. Анализ публикационной активности исследователей мира по проблеме формирования цифровой образовательной экосистемы для студентов университета // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 4. С. 770-782. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-770-782
- Sun J., Wu S., Yang K. An Ecosystemic Framework for Business Sustainability //Business Horizons. 2018. Vol. 61. Issue 1. P. 59–72. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2017.09.001
- Aaltonen A., Tempini N. Everything Counts in Large Amounts: a Critical Realist Case Study on Data - Based Production // Journal of Informational Technology. 2014. Vol. 29. Issue 1. P. 97–110. https://doi.org/10.1057/jit.2013.29
- Barykin S.Y., Kapustina I.V., Kirillova T.V., Yadykin V.K., Konnikov Y.A. Economics of Digital Ecosystems // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. Vol. 6. Issue 4. 124. https://doi.org/10.3390/joitmc6040124
- Uden L., Wangsa I.T., Damiani E. The future of E-learning: E-learning ecosystem // 2007 Inaugural IEEE-IES Digital EcoSystems and Technologies Conference. Cairns: Australia. 2007. P. 113-117. https://doi.org/10.1109/DEST.2007.371955
- Шамшович В.Ф., Фаткуллин Н.Ю., Сахарова Л.А., Глушкова Л.М. Цифровая трансформация образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. Т. 1. № 31. С. 136–146. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2020-1-31-136-146
- Бермус А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 1. С. 1–10. https://doi.org/10.30853/ped20220003
- Suleimankadieva A., Petrov M., Kuznetsov A. Digital educational ecosystem as a tool for the intellectual capital development // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 116. Article Number 00060. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111600060
- Апакина Т.А. Развитие цифровых экосистем и платформ в сфере образования // Научному прогрессу – творчество молодых. 2023. № 2. С. 276-278. https://elibrary.ru/item.asp?id=54740460&ysclid=m0vikac3mo609160934
- Неборский Е. В. Цифровая экосистема как средство цифровой трансформации университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т 9. №4. https://doi.org/10.15862/02PDMN421
- Сулейманкадиева А.Э. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 3. С. 1273-1288. https://doi.org/10.18334/vinec.11.3.113470
- Антонинкова М.С., Лукьянова Е.А. Практические аспекты внедрения модели цифровой экосистемы лицея // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2023. №2 (18). https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-aspekty-vnedreniya-modeli-tsifrovoy-ekosistemy-litseya
- Дранишникова Л.И. Цифровая экосистема образовательной организации (ПМО в цифровой экосистеме школы из опыта работы) // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2023. № 3. С. 37-44 https://elibrary.ru/item.asp?id=50758057&ysclid=m0vj0reh29399466720
- Шутова Т. Н., Немцева Е. В. Цифровая образовательная экосистема по физической культуре и спорту в вузе // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1(81). С. 52-56. https://doi.org/10.47438/1999-3455_2022_1_52
- Рабинович П.Д., Кушнир М.Э., Заведенский К.Е. Модель и цифровая платформа образовательной экосистемы преадаптации школьников к инновационной деятельности // Информатика и образование. 2023. №38(5). С. 16-30. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-5-16-30
- Аббасова Д.Э., Федорова А.Н., Хистяева Л.Э. Моделирование цифровой экосистемы в сфере образования // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. 2023. № 24(263). https://studvestnik.ru/journal/stud/herald/263
- Котов С.В., Жирякова А.В. Опыт реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3(106). С. 208-210. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-3106-208-210
- Wolff C., Reimann C., Mikhaylova E., Aldaghamin A., Pampus S., Hermann E. Digital Education Ecosystem (DEE) for a Virtual Master School // 2021 IEEE International Conference on Smart Information Systems and Technologies (SIST). Nur-Sultan: Kazakhstan. 2021. P. 1-7. https://doi.org/10.1109/SIST50301.2021.9465914
- Тихомирова В. Д. Цифровой университет как основа построения цифровой экосистемы образования // Моделирование нелинейных процессов и систем: Материалы шестой международной конференции. Москва. 2023. С. 300-304. https://elibrary.ru/item.asp?id=54975016&ysclid=m0vjic1avp448375871
- Essaid H., Abdellah A. Proposal of a Digital Ecosystem Based on Big Data and Artificial Intelligence to Support Educational and Vocational Guidance // International Journal of Modern Education and Computer Science (IJMECS). 2020. Vol. 12. No. 4. P. 1-11. https://doi.org/10.5815/ijmecs.2020.04
- Чванова М. С. Цифровая экосистема активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 659-676. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.37
- Чванова М.С. Функциональные возможности цифровой образовательной экосистемы для активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1043-1062. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1043-1062
Дополнительные файлы
