ИССЛЕДОВАНИЕ КОНВЕРГЕНТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Современный уровень конвергенции наук и технологий приводит к изменениям в содержании школьных предметов и их новому синтезу в учебном процессе. В региональной школьной практике возникают новые межпредметные связи и интегрированные курсы, частично обеспеченные методическими материалами. Условия и результаты развития конвергентного образования в регионе необходимо учитывать при подготовке будущих учителей. Открытие на базе организаций высшего педагогического образования педагогических кванториумов и технопарков как условия материально-технического обеспечения учебного процесса способствует формированию широкого естественно-научного мировоззрения студентов-педагогов. Анализ исследований в области конвергентного образования позволит сформировать представление о новой образовательной парадигме, определить пути преобразования процесса подготовки школьного учителя.Цель – изучить практики внедрения конвергентного обучения в общеобразовательном процессе, а также запросы на подготовку учителей с новыми качествами, позволяющими учителю внедрять указанные технологии в учебный процесс.Материал и методы. Методами исследования выступили: опрос, содержащий вопросы как с выбором одного или множественных ответов, так и со свободными ответами; группировка ответов; кластеризация мнений, суждений и оценок; обобщение и анализ.Результаты и обсуждение. На основе проведенного исследования в 19 школах установлен рейтинг профильного образования и интегрированных курсов. Установлена преемственность интеграционного обучения между основной и старшей школами, возможности и дефициты для развития. Лучшую возможность реализации конвергентного образования респонденты видят в реализации проектного обучения. Одинаково оцениваются проведение курсов и мероприятий.Заключение. Выводы, полученные на основе анализа результатов исследования, позволяют утверждать, что существуют дефициты экспериментальной деятельности в имеющихся конвергентных школьных курсах, носителей междисциплинарного знания, интеграции таких школьных предметов, как «технология – робототехника», «физика – биология», оснащения учебно-методическими материалами. В то же время положительная тенденция, наметившаяся в регионе, по отображению в школьном и вузовском образовании конвергенции естественных и точных наук, раскрытия взаимосвязи этих наук с технологиями на примере мегапроектов позволяет утверждать о возможности решения проблем. Полученные результаты позволят обогатить дополнительными знаниями и универсальными компетенциями будущих учителей.

Об авторах

Михаил Александрович Червонный

Томский государственный педагогический университет

Email: mach@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, директор центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061

Анна Алексеевна Власова

Томский государственный педагогический университет

Email: aav@tspu.edu.ru
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Ковальчук М. В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6, №1–2. С. 13–23.
  2. Рамбиди Н. Г. Нанотехнологии и молекулярные компьютеры. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. 256 с.
  3. Гвоздев А. В Сибири началась сборка синхротрона для источника фотонов «СКИФ» // Газета.ru 17.05.2022 URL: https://www.gazeta.ru/science/news/2022/05/17/17755358.shtml (дата обращения: 19.05.2022).
  4. Казанцев А. К., Киселев В. Н., Рубвальтер Д. А., Руденский О. В. NBIC-технологии: Инновационная цивилизация ХХI века / под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. М.: ИНФРА-М, 2019. 384 с.
  5. Аматова Н. Е. Социальные последствия внедрения NBIC-технологий: риски и ожидания // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. 2014. № 8 (9). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/1549 (дата обращения: 16.05.2022).
  6. Багдасарьян Н. Г., Кошик В. С. НБИК-технологии как вызов образованию // Гуманитарный вестник. 2018. № 1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nbik-tehnologii-kak-vyzov-obrazovaniyu (дата обращения: 23.05.2022). doi: 10.18698/2306-8477-2018-1-500
  7. Свечкарёв В. П., Олишевский Д. П. Организационные и образовательные аспекты НБИКС-конвергенции // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона». 2017. №1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-i-obrazovatelnye-aspekty-nbiks-konvergentsii (дата обращения: 23.05.2022).
  8. Баксанский О. Е. Конвергенция знаний, технологий и общества: стратегические цели NBICS-конвергенции // Педагогика и просвещение. 2014. Вып. 1 (13). С. 46–62. doi: 10.7256/2306-434X.2014.1.11927
  9. Крысанова О. А. NBIC-конвергенция наук: готовы ли мы к ней? // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского гос. ун-та. 2014. № 2 (5). С. 61–65.
  10. Борзова З. В. Интеграция предметов естественного цикла – требование времени // Вестник Тюменского областного гос. ин-та развития регионального образования. 2020. № 1 (44). С. 58–59.
  11. Червонный М. А., Швалёва Т. В., Власова А. А. Исследование запросов учителей на подготовку студентов педагогического вуза по образовательным технологиям (на примере физики) // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 471. С. 197–204. doi: 10.17223/15617793/471/23
  12. Червонный М. А., Швалёва Т. В., Власова А. А. Исследование готовности учителей физики к реализации STEM-образования // Russian Journal of Education and Psychology2020. Vol. 11, № 5. С. 93–108. doi: 10.12731/2658-4034-2020-5-93-108
  13. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С. В. Третьякова, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
  14. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод. пособие / А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова и др. М.: Владос, 2018. 119 с.
  15. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы. 3-е изд. М.: Вако, 2018. 160 с.
  16. Инженеры будущего. Физика. 7 класс: учебное пособие для общеобр. организаций: углубл. уровень: в 2 ч. / Ю. А. Панебратцев, В. В. Белага, Н. И. Воронцова, И. А. Ломаченков; под ред. Ю. А. Панебратцева. М.: Просвещение, 2021. Ч. 1. 160 с.
  17. Инженеры будущего. Физика. 7 класс: учебное пособие для общеобр. организаций: углубл. уровень: в 2 ч. / Ю. А. Панебратцев, В. В. Белага, Н. И. Воронцова, И. А. Ломаченков; под ред. Ю. А. Панебратцева. М.: Просвещение, 2021. Ч. 2. 160 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».