Жанровые формы профессиональной интернет-коммуникации преподавателей русского языка как иностранного: запрос, совет, возражение

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализирован письменный неформальный профессиональный дискурс преподавателей русского языка как иностранного в аспекте жанровых форм. Материалом для исследования стали сообщения преподавателей русского языка как иностранного, взятые из закрытого профессионального чата РКИ Talks Методика (https://t.me/rkitoday), созданного в мессенджере Telegram в 2020 г. В работе рассмотрены жанровые формы запроса, совета и возражения. Приводится авторская типология запроса совета на основании наличия/ отсутствия предыстории. Представлены такие разновидности запросов с предысторий, как запрос совета с исходными данными об ученике, запрос совета, инициируемый вопросом от ученика, запрос о помощи с жалобой на тщетность усилий. Показано, что в запросах с предысторией все варианты непосредственно или опосредованно связаны с фигурой ученика. Обобщены результаты анализа типов совета и сделан вывод о значении компонента «студент» для модальной рамки совета: это субъект пользы. Выявлены и описаны тактики и приемы в возражениях, сосредоточенные вокруг личности студента либо направленные на личность спрашивающего. Одна из тактик в возражениях первого типа заключается в указании на несоответствие утверждаемого/предлагаемого чему-либо, например, целям и задачам обучения, уровню владения языком, языковым нормам, лингвокультурным реалиям. В тактике предупреждения о рисках эксплицируется риск приведения студентов в заблуждение, возникновения путаницы и ошибок вследствие некорректных действий преподавателя. В возражениях против коллег оппоненты прибегают к наклеиванию ярлыков, апелляции к личности, перефразированиям. Доказано, что сформированные компетенции иностранного ученика используются как показатель профессиональной компетентности преподавателя, то есть во всех рассмотренных случаях в высказываниях упоминается личность студента. Регулярность включения фигуры ученика в сообщения позволяет назвать такое поведение коммуникативной стратегией. Сделан вывод о том, что профессиональная коммуникация в чат-взаимодействии отличается высокой оценочностью, преимущественно отрицательной: жанровые формы запроса и ответа сопровождаются модальностью жалобы, иронии, предупреждения, критики и др.

Об авторах

Ирина Сергеевна Харитонова

Южно-Уральский государственный университет

Email: kislovais@susu.ru
преподаватель Челябинск, Россия

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 428–472.Голованова Е.И. Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1. C. 32–35.Алешинская Е.В. Теоретико-методологические основы разграничения жанров профессионального дискурса // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 5. С. 5–23.Ахтаева Л.А. Система жанров англоязычного электронного математического дискурса // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 13–21.Кучинская Е.А., Ларченкова Е.В. К вопросу о жанрах военного англоязычного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5. С. 113–117.Халина Е. Е. Жанровая дифференциация политического дискурса: критерии выделения и градация типов // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2022. № 4. С. 137–141.Косицкая Ф.Л. Жанровая палитра французского парфюмерного дискурса // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 6 (171). С. 71–75.Косицкая Ф.Л., Матюхина М.В. К вопросу о жанровой дифференциации французского научного медицинского дискурса // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 4 (193). С. 133–137.Галичкина E.H. Прагмалингвистические характеристики жанра «Чат» в компьютерном общении // Аксиологическая лингвистика: проблемы коммуникативного поведения: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2003. С. 161–167.Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках: дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2004. 222 с.Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 19 с.Дементьев В.В. О некоторых актуальных вопросах теории вторичных речевых жанров // Медиалингвистика. 2015. № 3. С. 35–45.Кубракова Н.А. Принцип коммуникативного гедонизма в жанре чата интернет-коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 4. С. 60–64.Колокольцева Т.Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. 2016. № 2. С. 96–104.Подгорная Е.А., Демиденко К.А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации // Концепт. 2014. № 9.Чучкова Г.С. О проблеме общения в виртуальной коммуникативной среде // Омский науч. вестник. 2007. № 1. С. 90–93.Яблокова А.С. Дискурсивные стратегии запроса/совета в рамках формата рубрики «Аgony Аunt» в американских глянцевых СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. С. 86–95.Арутюнова Н.Д. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. С. 52–79.Харитонова И.С. Речевой жанр «совет» в профессиональной интернет-коммуникации (на материале профессионального сообщества преподавателей РКИ) // Шкатовские чтения: материалы Междунар. науч. конф. (Челябинск, 1 ноября 2024 года). Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2024. С. 143–149.Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. 2-е изд., доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.Соловьёва А.А. Речевой жанр «совет» в разных типах дискурса: на материале современного английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2007. 16 с.Кунаева Н.В. Дискурсивный анализ высказываний в ситуации возражения (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2009.23 с.Павлюковская Н.С. Коммуникативная ситуация несогласия: общие понятия // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 2. С. 293–297.Неклюдов В.Д. Искусство спора // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 2. С. 314–321.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».