Патриотизм как ценность (на материале учебно-методического комплекса «Восток» для китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Речь идет об углублении в сознании обучающихся представления о патриотизме средствами учебной дисциплины «Русский язык как иностранный». Данная проблематика рассматривается в ракурсе аксиологической лингвометодики: любовь к родине, родному языку и родной культуре определяются в качестве неоспоримых ценностей, которые составляют основу картины мира каждого человека – члена социума, принадлежащего какой-либо лингвокультуре. В качестве обоснования такого подхода в современной лингводидактике рассматривается идея о целесообразном распределении внимания в рамках образовательного процесса к фактам родного и изучаемого языка. Знакомство с иностранным языком на фоне сопоставления с реалиями исконной лингвокультуры позволяет обучающемуся увидеть уникальность и особенность родного языка и родной культуры, что способствует укреплению чувства привязанности к родной стране. В перечне инструментов, реализующих задачи гражданского воспитания на занятиях по русскому языку как иностранному, выделяются учебные издания. Материалом для рассмотрения в данной статье служат учебные материалы, входящие в учебно-методический комплекс «Восток», разработанный специально для китайских обучающихся. Анализируются содержательные особенности дидактических текстов, а также связанных с ними упражнений и заданий, демонстрируется их методический ресурс для реализации воспитательных и обучающих задач в их совокупности. Упражнения часто включают тексты, связанные с историей Китая, его культурой, традициями и праздниками, содержащие информацию об известных личностях. Это помогает иностранным обучающимся расширить знания о своей стране, ее ценностях и достижениях, что способствует укреплению чувства патриотизма. Одновременно формируется толерантное и уважительное отношение к чужим лингвокультурам и их представителям, иностранному языку, которым овладевают. Использование этих учебных материалов позволяет интегрировать изучение языка с воспитанием гражданственности и патриотизма, формируя не только языковые навыки, но и понимание культурного и социального контекста функционирования языка в жизни общества. В процессе изучения русского языка как иностранного обучающиеся понимают и воспринимают такие ценности, как дружба, уважение, любовь к Отечеству, что способствует формированию патриотических настроений.

Об авторах

Синхуа Ван

Муданьцзянский педагогический университет

Email: paveltgpu@yandex.ru
кандидат филологических наук, декан факультета русского языка Муданьцзян, Китайская Народная Республика

Кайдун Лю

Муданьцзянский педагогический университет

Email: mdjbluesky@163.com
заместитель директора института восточных языков Муданьцзян, Китайская Народная Республика

Чи Сюй

Муданьцзянский педагогический университет

Email: 2558647680@qq.com
магистрант Муданьцзян, Китайская Народная Республика

Список литературы

  1. Архипова Е.В. Аксиологический подход к обучению русскому языку в полиэтнической образовательной среде // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 19–21.Ван С., Курьянович А.В. Кросскультурный анализ в преподавании русского языка как иностранного в аспекте реализации задач патриотического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-3. С. 62–65.Борисенко Н.А. Может ли учебник воспитать патриота? (О воспитательном потенциале учебника русского языка) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 3. С. 7‒17.Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: Каро, 2004. 224 с.Дейкина А.Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. Москва; Оренбург: Пресса, 2009. 305 с.Закарьяева С.З., Алиева М.М. Воспитание учащихся в духе патриотизма и дружбы народов в процессе обучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2 (7). С. 61‒70.Шабдарова Н.Г. Организация воспитательного процесса на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13, № 2. С. 60‒65. doi: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-60-65Наливайченко И.В. Специфика патриотизма в условиях культурной глобализации: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2011. 24 с.Резникова К.В. К вопросу патриотического воспитания обучающихся средствами преподаваемого предмета в процессе изучения русского языка в школе // Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2021. С. 325‒329.Хэ С., Гао Ю. Специфика сочетания теории и методики обучения и воспитания при изучении русского языка как иностранного // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 5-1. С. 294–301.Восток: учебник по русскому языку: в 8 ч. / гл. ред. Ши Те Цян. Ч. 4. Пекин: Изд-во иностранных языков и исследований, 2010. 280 с. 史铁强. «东方:俄语教材 4» 共八册. – 北京:外语教学与研究出版社,2010. 280页.Восток: учебник по русскому языку: в 8 ч. / гл. ред. Ши Те Цян. Ч. 6. Пекин: Изд-во иностранных языков и исследований, 2012. 217 с. 史铁强. «东方:俄语教材 5» 共八册. – 北京:外语教学与研究出版社,2012. 217页.Тун Б. О патриотическом воспитании в России и Китае // Образование и право. 2020. № 9. С. 87–91.Гао Ч., Ду Я. Сравнительный анализ патриотического воспитания в Китае и России // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 7 (169). С. 93–98.Рожкова А.К., Факторович Т.В. К вопросу о патриотическом воспитании: опыт Китая // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 5. С. 80–86.Кобачевская С.М., Чжао С. Ключевые организационно-методические аспекты патриотического воспитания в учреждениях высшего образования Китая // Лучшая исследовательская статья 2024: сб. ст. II Междунар. науч.-исслед. конкурса. Петрозаводск: Новая наука, 2024. С. 93–101.Чжу Г. Исследования патриотического воспитания. Пекин: Китайское изд-во общественных наук, 2008. 273 с.Чжу Б. Исследование патриотизма Дэн Сяопина. Сучжоу: Изд-во Сучжоуского ун-та, 2000. 226 с.Ван С. Воспитательный ресурс занятий по русскому языку как иностранному в китайской аудитории // Миссия педагога в новой реальности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.А. Семенова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2023. С. 8–15.Курьянович А.В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 1 (7). С. 90–101.Voyant tools. URL: https://voyant-tools.org/?lang=ru (дата обращения: 03.12.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».