Образ собаки в современной литературе: этнические обертоны разных культур

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В мировой словесности написано множество текстов о собаке. Современные тексты отличны от древних – в одних случаях образ собаки утрачивает коннотации, которые закреплены за собакой архаикой, – происходит процесс демифологизации. В других – образ собаки амбивалентен: наряду с архаической символикой (особенно в повседневной речи) собака (в литературных текстах) изображается антропоморфно, несет нравственные коды, становится мерилом человеческой эмпатии. Рассмотрен образ собаки в разных этнокультурных и исторических контекстах – на материале произведений современных писателей. Взаимоотношения человека и собаки представлены в тувинском контексте Маадыр-оол Ховалыгом (в трех «Охотничьих рассказах» упомянута одна и та же традиция: обращение к «хозяину тайги» за помощью, однако в этой ситуации человек проявляет себя в отношении к собаке по-разному, собака играет роль нравственного камертона); в осетинском – писателем Мелитоном Казиты (повесть «Алмас» создана в жанре жизнеописания собаки – от ее рождения до смерти; исторические перипетии ХХ в. и поведение человека даны в несобственно-прямой рецептивной речи собаки, образ которой воплотил элементы осетинской мифологии и интертекстуальные литературные детали); в казахстанском – Ильей Одеговым (повесть, озаглавленная как «Овца», выстраивает провокационное ее прочтение, потому что главное животное в ней не овца, а собака Лелька, спасшая своего хозяина и погибшая); в европейском – писателем Эрик-Эмманюэлем Шмиттом (в новелле франкоязычного писателя контекст почти глобальный, сконцентрированный вокруг Холокоста: действие происходит в Бельгии, вспоминается плен в польском Освенциме, интенция концлагеря – антиеврейская, спасение приходит от советской Красной армии; все, что осталось в жизни героя Сэмуэла, чтобы продолжать ее дальше, – это собака Аргос, кличка которой – реминисценция из гомеровской «Одиссеи»); факультативно упоминаются другие этнические контексты: иудейский (связанный с мифологическим концептом, который отражен в топониме «Годовалая сука» из романа «Вот идет Мессия!» Дины Рубиной), крымско-татарский (субъект повествования в рассказе «Одиночество» Эрвина Умерова – собака; ей, беспристрастному нарратору, писатель доверил сообщить о травме своего народа – 1944-м годе).

Об авторах

Элеонора Федоровна Шафранская

Российский университет дружбы народов

Email: shafranskayaef@mail.ru
доктор филологических наук, профессор Москва, Россия

Шевкет Рустемович Кешфидинов

Московский городской педагогический университет

Email: keshfidinov-shevket@rambler.ru
магистр педагогического образования, аспирант Москва, Россия

Нурсулу Жамалбековна Шаймерденова

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Email: turkology.ri@gmail.com
доктор филологических наук, профессор Алматы, Республика Казахстан

Список литературы

  1. Топоров В.Н. Животные // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 440–449.Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / подгот. текста, справ.-информ. аппарат, предварение, послесл. Н.В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997. 448 сЗеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1934–1954 / вступ. ст., сост., подготов. текста и коммент. Т.Г. Ивановой. М.: Индрик, 2004. 368 с.Дюмезиль Ж. Скифы и нарты / пер. с фр. А.З. Алмазовой; послесл. В.И. Абаева. М.: Наука, 1990. 229 с.Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / пер. с англ. М.К. Рыклина. 2-е изд. М.: Политиздат, 1986. 703 с.Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-Пресс, 1999. 448 с.Тахо-Годи А.А. Кербер // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 640.Ховалыг М. Под созвездием Плеяды: охотничьи рассказы / пер. с тувинского М. Кыргыс, М. Ховалыга, В. Бузыкаева // Сибирские огни. 2006. № 8. С. 96–108.Казиты М. Алмас: повесть / пер. с осетинского автора // Дружба народов. 2022. № 12. С. 8–64.Одегов И. Овца: повесть // И. Одегов. Тимур и его лето. М.: Текст, 2014. С. 118–158.Шмитт Э.-Э. Пес: рассказ / пер. Н. Хотинской // Э.-Э. Шмитт. Два господина из Брюсселя: новеллы. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. С. 72–137.Рубина Д.И. Вот идет Мессия!: Роман, эссе. СПб.: Ретро, 2001. 429 с.Умеров Э. Одиночество // Э. Умеров. Черные поезда. М.: Текст, 2002. С. 11–33.Сайт «Собака и человек. Искусство. Религия. Общество». URL: https://dog-info.narod.ru/iuda.htm (дата обращения: 1.04.2025).Сансызбаева С.К. Казахско-русский словарь этнографических характеристик человека. Алматы: Казахский нац. ун-т им. аль-Фараби, 2000. 87 с.Aden, Zh.Sh., Akhmet, A.N., Shaimerdenova N.Zh., Sansyzbayeva S.K. The Role and Importance of Zoomorphisms in the Education and Development of Bilingual Children Ethnocultutral Self-Awareness. In: J. Sib. Fed. Univ // Humanit. soc. sci. 2025. № 18(2). Р. 356–366.Шафранская Э.Ф. Синдром голубки (Мифопоэтика прозы Дины Рубиной). СПб.: Свое изд-во, 2012. 470 с.Кешфидинов Ш.Р. Коммеморация: Эрвин Умеров о травматическом событии в истории крымских татар // Наука в мегаполисе. 2024. № 8(64). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-64/literaturovedenie-i-yazykoznanie/kommemoratsiya-ervin-umerov-o-travmaticheskom-sobytii-v-istorii-krymskikh-tatar.html (дата обращения: 1.04.2025).Кешфидинов Ш. Р. Война глазами животных в произведениях Павла Зальцмана и Эрвина Умерова // Вопросы филологии. 2022. № 2 (78). С. 87–91.Трубачев О.Н. Происхождение названий домашних животных в славянских языках: этимологическое исследование / отв. ред. Н.И. Толстой. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 116 с.Бахтикиреева У.М., Синячкин В.П. Социокультурные особенности современного тувинского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23, № 1. С. 188–195. doi: 10.22363/2313-2272-2023-23-1-188-195Менхен-Хельфен О. Путешествие в азиатскую Туву // Урянхай. Тыва дептер: aнтология: в 7 т. / сост. С.К. Шойгу. М.: Слово, 2014. Т. 6. С. 220–351.Шафранская Э.Ф., Гарипова Г.Т., Шаймерденова Н.Ж. Открытие Тувы в ориенталистской оптике (Сергей Минцлов и Отто Менхен-Хельфен) // Новые исследования Тувы. 2024. № 1. С. 121–134. doi: 10.25178/nit.2024.1.8Содномпилова М.М., Нанзатов Б.З. Образы Плеяд в представлениях тюрко-монгольских народов // Монголоведение. 2024. № 16 (3). С. 563–576. doi: 10.22162/2500-1523-2024-3-563-576Захаров И.А., Каштанова С.В. Тувинская овчарка – аборигенная пастушья собака Тувы // Новые исследования Тувы. 2009. № 4. С. 225–244.Бурыкин А.А., Болдырева И.М., Музраева Д.Н. Собака в калмыцком и тувинском фольклоре // Новые исследования Тувы. 2019. № 4. С. 119–132. doi: 10.25178/nit.2019.4.10Минцлов С.Р. Секретное поручение: Путешествие в Урянхай. Рига: Сибирское книгоиздательство, 1915. 277 с.Leighton R. Tuva or bust!: Richard Feynman’s last journey. New York; London: W.W. Norton & Company, 1991. 261 p.Цуциев А. Русские и кавказцы: по ту сторону дружбы народов // Дружба народов. 2005. № 10. С. 152–176.Калоев Б.А. Сослан // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992. Т. 2. 719 с.Левинас Э., Каспер Б. Заложник для другого / под ред. А. Фабриса. Пиза: ETS Editions, 2012. URL: https://ru.wikiital.com/wiki/Emmanuel_Levinas#CITEREFOstaggio (дата обращения: 1.04.2025).Матенова Ю.У., Шафранская Э.Ф. Современная франкоязычная литература. Межкультурное взаимодействие: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2023. 225 с.Шафранская Э.Ф., Гарипова Г.Т., Шаймерденова Н.Ж. Амбивалентный миф о Туве ХХ века // Новые исследования Тувы. 2024. № 4. С. 61–75. doi: https://doi.org/10.25178/nit.2024.4.5

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».