Techniques for Creating the Image of a Child Character in the Stories of V. Astafyev’s Book “The Last Bow”

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the autobiographical book “The Last Bow” V. Astafiev artistically comprehends the theme of childhood, which has already been noted by researchers. However, literary scholars, as a rule, concentrate on the analysis of the image of the central character and his grandmother. In our opinion, the writer’s ideas about childhood are also manifested through the images of secondary characters-children, relations with which reveal the originality of the autobiographical hero.The purpose of the study is to analyze the techniques for creating images of children (Vitya and Sanka) in the book “The Last Bow”.Material and methodology of the study. The material of the study is the stories of the book “The Last Bow”, which tell us about the relationship between two characters – Vitya and Sanka. The methodological basis of the study is the works on psychologism poetics, autobiographical prose by M. M. Bakhtin, L. Ya. Ginzburg, A. P. Skaftymov, A. B. Esin. A structural-semiotic approach is used to analyze the image of a character.The creation of images of Vitya and Sanka is based on psychologism techniques (portraiting, behavioral reactions in conflict or crisis situations, the transfer of an internal state through dialogic speech and internal monologues). At the same time, V. Astafiev uses elements of intertextuality, which make it possible to combine the social and everyday specifics of an autobiographical narrative with a conditionally symbolic generalization in the characters’ poetics (in the story “The Horse with a Pink Mane” the biblical motif of temptation is used, in the story “Dark Dark Night” - robinsonade plot, which implies self-determination in the conditions of being on an island).In the book “The Last Bow”, the stories about Vitya and Sanka represent a certain meta-plot in which the dynamics of the images of boys is determined by the process of their growing up, of formation of their personalities. The changes are especially showed in the image of Sanka. If in “The Pink-Maned Horse” he acts as a trickster-tempter in relation to the autobiographical hero; then in “The Photo I’m Not In” he is able to give up his interests in order to support a school friend.

About the authors

Anna Vladimirovna Nasonova

Tomsk State Pedagogical University

Email: sturova@tspu.edu.ru
ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061

Elena Aleksandrovna Poleva

Tomsk State Pedagogical University

Email: polevaea@sibmail.com; poleva@tspu.edu.ru
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061

References

  1. Рыбальченко Т. Л. История литературы ХХ века как история литературных течений // Вестник Томского государственного университета. 1999. № 268. С. 68–73.
  2. Чжэн Я. «Последний поклон» В. П. Астафьева: история создания. Жанр // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledniy-poklon-v-p-astafieva-istoriya-sozdaniya-zhanr (дата обращения: 23.02.2022).
  3. Поззорова Н. Корни и побеги. Проза 60–70 гг. Литературные портреты, статьи, полемика. М.: Московский рабочий, 1979. 216 с.
  4. Астафьев В. П. Последний поклон. М.: Современник, 1985. 543 с.
  5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  6. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого // Нравственные искания русских писателей. М.: Худ. лит., 1972. С. 165–182.
  7. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Худ. лит., 1977. 448 с.
  8. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М.: Просвещение, 1988. 176 с.
  9. Полева Е. А. «Уроки французского» В. Распутина в контексте традиций литературы второй половины XIX века о детях // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сб. науч. тр. / под ред. И. И. Плехановой. Иркутск, 2015. С. 212–220.
  10. Полева Е. А., Писаренко А. Е. Приемы психологизма в рассказе В. Распутина «Уроки французского» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 11 (176). С. 131–136.
  11. Полева Е. А., Ломакина М. И. Методика межпредметного изучения художественного своеобразия рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» в современной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 6 (195). С. 120–127.
  12. Полева Е. А. Приемы визуализации в формировании мотива искушения в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» // ПРAΞHMA. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 182–196.
  13. Им Ен Им. Автобиографические мотивы в творчестве В. П. Астафьева, 60–70-е годы: дис. … канд. филол. наук. М., 1999. URL: https://www.dissercat.com/content/avtobiograficheskie-motivy-v-tvorchestve-v-p-astafeva-60-e-70-e-gody (дата обращения: 12.03.2022).
  14. Бедрикова М. Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: творчество В. Астафьева и В. Распутина: дис. … канд. филол. наук. М., 1995. URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-psikhologizma-russkoi-prozy-vtoroi-poloviny-1980-kh-godov-tvorchestvo-v-astafeva#ixzz4I2hJQACR (дата обращения: 12.05.2022).
  15. Мешалкин А. Н. Своеобразие художественно-философского воплощения темы детства в повести В. Астафьева «Последний поклон» // Вестник Костромского государственного университета. 2001. № 4. С. 60–61.
  16. Мешалкин А. Н. Заветная книга В. П. Астафьева: мир детства, добра и красоты в повести «Последний поклон» // Литература в школе. 2007. № 3. С. 18–21.
  17. Жукова Н. Д., Витык Ю. И. Художественная реализация темы детства в книге Виктора Астафьева «Последний поклон»: к постановке проблемы // Филология, социология и культурология. Актуальные научные проблемы. Рассмотрение, решение, практика: сб. науч. докл. Гданьск: Диаманд Трейдинг тур, 2015. С. 94–98.
  18. Уминова Н. В. Мотив детской лжи в произведениях сибирских писателей // Феномен В. П. Астафьева как регионально-национальное самосознание эпохи. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2017. С. 95–96.
  19. Мелетинский Е. М. Культурный герой // Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1982. Т. 2. С. 25–28.
  20. Липовецкий М. Н. Шалуны, враги, другие... Трикстер в советской и постсоветской детской литературе // Детские чтения. 2014. № 2 (6). С. 7–22. URL: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/123/117 (дата обращения: 23.02.2022).
  21. Козьмина Е. Ю. Робинзонада как разновидность географического романа приключений // Вестник БГУ. 2016. № 4 (30). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/robinzonada-kak-raznovidnost-geograficheskogo-romana-priklyucheniy (дата обращения: 16.09.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».