ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ КУРАТОРОВ И ТЬЮТОРОВ В ВУЗАХ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в образовательных программах бакалавриата и специалитета. Следовательно, активная фаза воспитания молодежи должна быть продолжена сегодня за пределы школьного образования в высшую школу. Это требует реанимации воспитательного потенциала университетов и обновления системы воспитания студентов в них. Основная задача реализации календарных планов воспитательных мероприятий ложится на плечи вузовских кураторов и тьюторов. Цель – сопоставление воспитательных ролей кураторов и тьюторов в высшем образовании. Материал и методы. Материалом исследования послужили диссертационные работы и статьи в педагогической периодике, посвященные исследованию деятельности кураторов и тьюторов вузов, а также результаты практической организации работы коллектива кураторов в техническом вузе. В исследовании использован метод контекстного анализа публикаций и постановки педагогического эксперимента по выявлению эффективности воспитательной работы кураторов студенческих групп. Результаты и обсуждение. Установлено, что в отличие от тьюторов профессиограмма кураторов в вузах законодательно не определена, их должностные обязанности регламентируются местными актами, устанавливаемыми вузами самостоятельно. В деятельности куратора выделен ряд функций, сопутствующих воспитанию. Сопоставление функциональных обязанностей тьюторов и кураторов показывает общность их воспитательных ролей, обе категории являются наставниками молодежи, реализующими неформальную передачу знаний и социального опыта, оказывающими помощь в личностном и профессионально развитии, адаптации, гармоничном развитии. Рассмотрена организация деятельности кураторов в Томском политехническом университете. Данная деятельность основывается на педагогике сотрудничества и направлена на создание оптимальных условий для саморазвития студентов. Определено, что куратором академической группы является сотрудник образовательного учреждения, входящий в профессорско-преподавательский состав, осуществляющий тьюторское сопровождение и академическое руководство группой студентов, организующий образовательную и внеучебную деятельность обучающихся.Заключение. Сделан вывод, что для полноценной реализации деятельности кураторов академических групп в техническом университете требуется создание соответствующей системы организационно-методического сопровождения данной деятельности, включающей психолого-педагогическую подготовку кураторов.

Об авторах

Вячеслав Алексеевич Стародубцев

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: starslava@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор учебно-научного центра «организация и технологии высшего профессионального образования» пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050

Ольга Николаевна Игна

Томский государственный педагогический университет

Email: onigna@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Rоссия, 634061

Елена Якубовна Бельская

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: belpen@tpu.ru
кандидат педагогических наук, ведущий эксперт управления проректора по образовательной деятельности пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050

Список литературы

  1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения 25.06.2021).
  2. Трушников Д. Ю. Система воспитания инженерных кадров в условиях университетского комплекса. Тюмень. 2009. URL: http://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/sistemawospitanijainzhenernyhkadrowhtm.shtml (дата обращения 25.06.2021).
  3. Шрамко Н. В. Основы тьюторства: курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; Уральский гос. пед. ун‑т. Екатеринбург: 2018. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10144/1/uch00274.pdf (дата обращения 25.06.2021).
  4. Ковалева Т.  М., Кобыща Е.  И., Попова (Смолик) С.  Ю. Профессия «тьютор». Москва; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.
  5. Гедгафова Л. М. Тьюторское сопровождение студентов высших учебных заведений: сравнительный анализ зарубежной и российской практики: автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2014. 22 с.
  6. Гафурова Н. В., Бугаева Т. П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102–106.
  7. Резниченко М. Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 151–154.
  8. Макарова В. Н. Воспитательный процесс в современном вузе: проблемы и пути их решения // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2015. № 2 (65). С. 280–285.
  9. Рогалева Г. И. Опыт работы вузов в организации воспитательной деятельности // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2012. № 1. С. 228–234.
  10. Зимина Е. В., Могутнов В. П., Смирнова В. М. Институт кураторства в инновационном вузе: учебное пособие. Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2015. 194 с.
  11. Бугаева Т. П. Деятельность куратора в современном вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 26 с.
  12. Ерошенкова Е. И. Формирование профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2008. 26 с.
  13. Акутина С. П., Щелина Т. Т. Современные модели кураторства в высшем образовании // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. М. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1 (41). С. 173–178.
  14. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования // Наука. Теория. Практика. 2015. № 2. С. 14–18.
  15. Стародубцев В. А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 75–87.
  16. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. URL: https://studme.org/47018/psihologiya/vospitanie_vuze (дата обращения: 25.06.2021).
  17. Жук О. Л., Богомазов А. П. Теоретико-методические основы воспитания студентов в современном университете // Вышэйшая школа. 2014. № 6. С. 3–8.
  18. Богданова Р. У. Инновации в воспитании студентов высших учебных заведений: метод. пособие. СПб.: Центр информатизации образования КИО, 2008. Вып. 9. 87 с.
  19. Платова Е. Э., Сафин Ф. Ю., Фортунатов В. В. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения / под ред. проф. А. А. Оводенко; ГУАП. СПб., 2006. 112 с.
  20. Бельская Е. Я. Система организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в техническом университете: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2021. 214 с.
  21. Belskaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University Smart Guidance Counselling // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Vol. 59. P. 39–49. URL: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3_4 (дата обращения 25.06.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».