МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В связи с тем что современный мир меняется практически молниеносно, многие исследователи, сопоставляя формируемые в учебных заведениях компетенции и необходимые позже на практике, видя увеличивающийся между ними разрыв, пытаются заранее спрогнозировать профессии и соответствующие им компетенции будущего. Список компетенций модифицируется, уточняется и дополняется постоянно. Для формирования и развития компетенций возможно адаптировать образовательный процесс к нуждам и запросам каждого обучающегося посредством совершенствования существующей информационной системы сопровождения образовательного процесса.Цель – выявление особенностей информационной системы сопровождения образовательного процесса вуза, направленной на формирование у студентов компетенций будущего.Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ существующих систем E-Learning (Moodle, WebTutor, Sakai, IBM, Competentum, Прометей, Mirapolis), моделирование, обоб­щение и конкретизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности студентов); математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы. Исследование проводилось в 2019–2021 учебном году на базе Тюменского государственного университета. В опытно-экспериментальной работе приняли участие студенты из Института социально-гуманитарных наук, Института государства и права, Института психологии и педагогики, обучающиеся по индивидуальным образовательным траекториям.Результаты и обсуждение. Результатом работы стало определение основных требований к информационной системе сопровождения образовательного процесса: возможность изучения дисциплин по нескольким уровням освоения, что принципиально для реализации концепции индивидуальных образовательных технологий; наполнение системы целостным образовательным контентом, учитывающим междисциплинарные связи и логическую последовательность подачи материала, его практическую направленность; широкий набор механизмов (индикаторов), определяющих качество усвоения образовательного материала и динамику формирования компетенций, на основе импульсной (клиповой, фрагментированной) передачи знаний; присутствие постоянной максимально информативной обратной связи, позволяющей преподавателю оперативно реагировать на процесс и результаты работы студентов путем изменения способов подачи материала и его содержания; возможность коммуникации между всеми участниками образовательного процесса; повышение мотивации и вовлеченности студентов за счет обеспечения комплексного механизма погружения в образовательный процесс с использованием элементов геймификации, активации рефлексивных процессов, социального взаимодействия, пересечения с «живой практикой».Заключение. Проведенная работа позволила выявить некоторые пути развития потенциала действующих информационных систем сопровождения образовательного процесса вуза для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов и формирования «компетенций будущего».

Об авторах

Софья Николаевна Панарина

Тюменский государственный университет

Email: s.n.panarina@utmn.ru
кандидат педагогических наук, доцент ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003

Анастасия Валерьевна Сапожникова

Тюменский государственный университет

Email: a.v.sapozhnikova@utmn.ru
кандидат технических наук, доцент ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003

Надежда Леонидовна Яковлева

Тюменский государственный университет

Email: n.l.yakovleva@utmn.ru
старший преподаватель ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003

Список литературы

  1. Атлас новых профессий // Сколковo. Москва. 2014. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
  2. World Economic Forum. System Initiatives. URL: https://www.weforum.org/ (дата обращения: 06.07.2021).
  3. Мартынова М. Д. Современные требования к модели компетенций выпускников вузов: Soft skills – психолого-педагогические основания и ценностный потенциал // Primo aspectu. 2019. № 4 (36). С. 107–112. URL: http://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/primo_aspectu_no_4%20(35)%20-%202018.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
  4. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 14–21. doi: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.14
  5. Шилова С. А. Использование интерактивных технологий для формирования компетенции командной работы в условиях преподавания иностранного языка в высшей школе // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып. 1. С. 106–110. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-1-106-110
  6. Архипова Т. Г. Компетентностный подход к подготовке современного специалиста государственной и муниципальной службы в условиях цифровой экономики // Primo aspectu. 2018. № 4 (36). С. 113–116. URL: http://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/primo_aspectu_no_4%20(35)%20-%202018.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
  7. Чекалина Т. А. Создание электронных образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 66–69. URL:http://www.prof-obr42.ru/Archives/3(15)2014.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
  8. Бутко Е. Я. Информационная поддержка образовательных технологий // Перспективы науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 53–57. URL: https: /pnojournal.files.wordpress.com/2017/07/pdf_170410.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
  9. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 77–105. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-77-105 (дата обращения: 06.07.2021).
  10. Ксенофонтова А. Н., Леденева А. В. Концепция проектирования персональной образовательной среды // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2016. № 8 (196). C. 27–32 URL: http://vestnik.osu.ru/2016_8/5.pdf (дата обращения 06.07.2021).
  11. Белоглазов А. А., Белоглазова Л. Б. Использование массовых открытых онлайн-курсов как способ повышения качества преподавания в сфере информационных технологий // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15, № 2. С. 206–214. URL: http://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/19152 (дата обращения: 06.07.2021).
  12. Yanxia Pang, Yuanyuan Jin, Wenyan Liu, Hongwei Peng, Tian Xia, Yonghe Wu. Adaptive recommendation for MOOC with collaborative filtering and time series // Computer Applications in Engineering Education. 2018. Vol. 26, Issue 6. P. 2071–2083. DOI: 10.1002 / cae.21995
  13. Кондратенко А. Б., Кондратенко Б. А. Обоснования персонализации обучения студентов в информационном обществе // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология 2016. № 3. С. 83–89. URL: https://journals.kantiana.ru/vestnik/3328/9429/ (дата обращения: 06.07.2021).
  14. Korp H., Sjoberg L. Individual Development Plans in the Swedish Comprehensive School: Supporting High Quality Learning and Equity, or Rote Learning and Social Reproduction? // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 63, Issue 2. P. 229–244. DOI: https://doi.org/full/10.1080/00313831.2017.1336478
  15. Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ // Союз ДПО. Москва. 2015. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 06.07.2021).
  16. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
  17. Жданов Э. Р., Баринова Н. А., Магсумов И. Р., Яфизова Р. А. Построение индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов на основе СМАРТ-технологий в условиях модернизации образования // Казанский пед. журнал. 2015. № 3. С. 34–39. URL: http://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/3_2015.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
  18. Вайнштейн Ю. В., Есин Р. В. Персонализация образовательного процесса в электронной среде // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С. 54–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29120644 (дата обращения: 06.07.2021).
  19. Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. № 3. С. 77–93. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-77-93 (дата обращения: 06.07.2021).
  20. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 25–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-instrumenty-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-sravnitelnyy-analiz-rossiyskogo-i-evropeyskogo-opyta/viewer (дата обращения: 06.07.2021).
  21. Mandic D., Jauševac G., Jotanović G., Bešić C., Vilotijević N., Ješić D. Educational Innovations in the Function of Improving Students’ ICT Competences // Croatian Journal of Education : Hrvatski časopis za odgoj i obrazovanje. 2017. Vol. 19, Issue Sp. Ed. 3. P. 61–74. DOI: https://doi.org/10.15516/cje.v19i0.2739
  22. Norqvist L., Leffler E. Learning in non-formal education: Is it “youthful” for youth in action? // International Review of Education. 2017. Vol. 63, Issue 2. P. 235–256. doi: 10.1007/s11159-017-9631-8
  23. Tang S. Y. F., Wong A. K. Y., Li D. D. Y., Cheng M. M. H. The contribution of non-formal learning in higher education to student teachers’ professional competence // Journal of Education for Teaching. 2017. Vol. 43, Issue 5. P. 550–565. doi: 10.1080/02607476.2017.1342052
  24. Dabbagh N., Kitsantas A. Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning // The Internet and higher education. 2012. Vol. 15, Issue 1. P. 3–8. doi: 10.1016/j.iheduc.2011.06.002
  25. Четвертнова В. В. Проблемы мотивации студентов в высшей школе // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. 2018. № 5 (47). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5860 (дата обращения: 06.07.2021).
  26. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2017. № 1. C. 67–87. URL: http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2017_1/vestnik_2017-1_5.pdf (дата обращения 06.07.2021).
  27. Есин Р. В., Вайнштейн Ю. В. Геймификация в электронной среде как средство вовлечения студентов в образовательный процесс // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2 (66). C. 26–32. doi: 10.17223/16095944/66/3
  28. Дубровский В. В., Климов В. И. Выявление и анализ уровня сформированности познавательной мотивации студентов вуза средствами игровых технологий // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 7. С. 102–106. doi: 10.20339/AM.07-19.102
  29. Welber K., Elly A Konijn, Burgers C., Anna Bij de Vaate, Eden A, Britta C Brugman. Gamification as a tool for engaging student learning: A field experiment with a gamified app // E-learning and Digital Media. 2019. Vol. 16, Issue 2. P. 92–109. DOI: https://doi.org/10.1177/2042753018818342
  30. Lee Joey J., Hammer J. Gamification in Education: What, How, Why Bother? // Academic Exchange Quarterly. 2011. Vol. 15, Issue 2. P. 146–150. DOI:https://www.academia.edu/570970/Gamification_in_Education_What_How_Why_Bother
  31. Варенина Л. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6-2 (28). С. 314–317. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii/viewer (дата обращения: 06.07.2021).
  32. Елагина О. Б., Писклаков П. В. Геймификация дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 4 (56). С. 22–28. URL: http://journals.tsu.ru/ou/&journal_page=archive&id=1121&article_id=18000 (дата обращения: 06.07.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».