ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Проблема профориентационной компетентности в условиях быстро меняющегося рынка труда объективирует потребность в научном поиске и определении действенных инструментов в формировании готовности выпускников вузов к осознанному построению своей профессиональной карьеры. Данная проблема является относительно новой для отечественной науки, что связано с изменившимися социально-экономическими условиями реализации трудовой деятельности. Если в советский период было целевое распределение выпускников вузов и основной акцент в профессиональном развитии делался на предметной подготовке, то в настоящее время при свободном распределении возросла личная ответственность выпускника, что требует от него сформированных личностных компетенций, в том числе в сфере профессионального развития в условиях неопределенности. В связи с этим обозначенная проблема все больше приобретает междисциплинарный характер.Цель – выявить особенности профориентационной компетентности студентов как готовности к осознанному построению своей профессиональной карьеры в нестабильных условиях рынка труда. Материал и методы. Эмпирическая база исследования представлена студентами старших курсов Тобольского педагогического института им. Д. И. Менделеева (филиала) ТюмГУ. В исследовании приняло участие 150 человек. Диагностика сформированности профориентационной компетентности выпускников вуза осуществлялась на основе оценки сформированности мотивационно-ценностного, когнитивно-эмоционального, деятельностного и рефлексивного компонентов. Основные методы: анализ, синтез, обобщение, анкетирование.Результаты и обсуждение. Выявлены сущность, структура и содержательные характеристики компонентов профориентационной компетентности. Подобраны методики диагностики уровня сформированности проф­ориентационной компетентности и ее отдельных компонентов. Полученные результаты свидетельствуют в целом о недостаточной зрелости студентов в определении своей профессиональной карьеры и возможных сложностях адаптации в сфере профессиональной деятельности. Заключение. В результате низкого уровня сформированности основных компонентов профориентационной компетентности часть студентов попадает в группу риска, будущие выпускники могут пополнить число профессионально неопределившихся молодых людей. Профориентационная компетентность, готовность к проектированию своей профессиональной карьеры требуют целенаправленной работы в вузе по поддержке и развитию осознанных профессиональных намерений выпускников.

Об авторах

Татьяна Анатольевна Яркова

Тюменский государственный университет

Email: t.a.yarkova@utmn.ru
доктор педагогических наук, профессор ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003

Андрей Владимирович Черкасов

Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента

Email: andreycherkasov00@gmail.com
студент ниу вшэ ул. Кантемировская, 3, корп. 1, лит. А, Санкт-Петербург, Россия, 194100

Владимир Валентинович Черкасов

Тюменский государственный университет

Email: v.v.cherkasov@utmn.ru
кандидат педагогических наук, доцент ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003

Список литературы

  1. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012. 208 с.
  2. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Издание 2-е доп. и перераб. М.: Ин-т психотерапии и клинич. психологии, 2018. С. 518–527.
  3. Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Ин-т психотерапии и клинич. психологии, 2018. 720 с.
  4. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Дополнительное образование. 2004. № 11. С. 8–13.
  5. Колесников А. А. Обучающая модель профессионально ориентированной ситуации как способ развития иноязычной проф­ориентационной компетенции (старшая профильная школа) // Вестник Рязанского гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2016. № 2 (51). С. 9–19.
  6. Файзрахманова А. Л. Проблема формирования профориентационно значимой компетентности у учащихся средних классов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. 18 с.
  7. Рудаков В. А. О профориентационной компетентности педагога профессионального образования. URL: https://proforientator.ru/publications/articles/proforientatsionnaya-kompetentnost-v-epokhu-tsifrovizatsii.html (дата обращения: 25.04.2022).
  8. Борисова Т. С. Формирование профориентационной компетентности у будущих учителей технологии и предпринимательства в образовательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008. 22 с.
  9. Корехова Е. В., Чуракова И. Ю. Профориентационная компетентность в эпоху цифровизации // Трансформация труда в (де)глобализирующемся обществе: сб. науч. ст. / под ред. Н. Г. Скворцова, Р. В. Карапетяна. СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 278–292. URL: https://proforientator.ru/publications/articles/proforientatsionnaya-kompetentnost-v-epokhu-tsifrovizatsii.html (дата обращения: 15.05.2022).
  10. McCarthy J., Borbély-Pecze T. (2020) Aims for, and access to, career development // Opus et Educatio. 2020. Vol 7, № 2. DOI: http://dx.doi.org/10.3311/ope.373
  11. McMahon M., Watson M. Group Work in Career Development – Post-School Age Populations // The Journal for Specialists in Group Work. 2021. Vol. 46, № 2. P. 143–145. DOI: https://doi.org/10.1080/01933922.2021.1910441
  12. Rodrigues R., Butler C. L., Guest D. Antecedents of protean and boundaryless career orientations: The role of core self-evaluations, perceived employability and social capital // Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 110, part A. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2018.11.003
  13. Hu Sh., Creed P. A., Hood M. Does socioeconomic status shape young people’s goal revision processes in the face of negative career feedback? // Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 110, part A. P. 89–101. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2018.11.011
  14. England // Career guidance and public policy: bridging the gap [France], 2004. P. 171. URL: http://www.oecd.org/edu/ innovationeducation/34050171.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
  15. Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 133‒149.
  16. Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии // Непрерывное образование: XXI век (научный электронный журнал). 2019. Вып. 2 (26).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».