ESSAYS BY PUPILS ON FREE TOPICS: FORMAL AND SEMANTIC ORGANIZATION OF THE TEXT

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. Written speech of students is a type of speech activity that takes place under conditions of external motivation. Essays on free topics have varying degrees of “attachment” to age-related needs, the life of schoolchildren, imply the implementation of speech-thinking mechanisms, which are aimed at updating a certain part of the authors’ conceptual systems, the level of their speech competence, strategies for the formation of actual meanings, etc. Consideration of the texts of essays in the aspect of the manifestation of textual categories in them, highlighted by different theorists of the text, is also relevant. The purpose of the article is to evaluate the structure and content of the texts of essays-reasoning of schoolchildren on free topics in terms of the manifestation in them of ways of implementing communicative and cognitive models as types of speech actions inherent in written speech activity, as well as ways of expressing text categories. The material for this study is the texts of essays – discussions on various topics written by students of grades 7–9 of schools in Omsk from 2015 to 2021. The research methodology covered two stages. The first stage consisted in determining the average volume of texts, the largest and smallest essay, speech strategies and tactics, the type of communication, methods of updating cognitive structures, selecting words, distributing subject attributes, highlighting predicates, etc. At the second stage, the formal semantic organization was assessed, representation of categories of text. Results and discussion in the field of text volume showed compliance with the level of age-related development of language ability, the tendency for the implementation of unprepared written speech in texts of a small volume and simple structure, the dependence of the size of texts on the quality of the topic, their concreteness / abstractness, proximity to the consciousness of schoolchildren; complication of the structure and increase in volume by the 9th grade. In the field of content, the interdependence of the size of the texts, the quality of the informational, semantic and structural organization was revealed; concentration of semantic development around the basic concept represented in the title; the determination of the choice of a semantic strategy by the problematic formulation of the topic, the level of abstractness of the dominant concept, its correspondence to the age development of the writers. In the field of communicative and cognitive organization, it was established that there is a set of communicative and cognitive models as methods of speech actions associated with the formation of the subjective beginning of written speech, the development of framework and non-framework means of expressing one’s own and someone else’s I, associated with the genre of reasoning and stereotypes of educational discourse. Conclusion. The analyzed texts of reasoning essays of students of Omsk schools do not differ in the significance of the volume and complexity of the structure, which is associated with the nature of the presentation of the topic, the conditions for the generation of a speech work (in a lesson situation), the actualization of value concepts (honor, conscience, happiness), the level of age development of language ability and speech competence of writers. The analysis of text categories showed their different representation and significance for writers.

About the authors

Larisa Olegovna Butakova

Dostoevsky Omsk State University

Email: lariabut@rambler.ru
pr. Mira, 55A, Omsk, Russian Federation, 644077

References

  1. Гельперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: URSS, 2007. 138 с.
  2. Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. 216 с.
  3. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения Z // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 4. С. 61–74. doi: 10.30515/0131-61412021-82-4-61-74
  4. Бутакова Л. О. «Когда я буду бабушкой – годов через десяточек…»: сочинения школьников о пожилом возрасте и старости // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 6. С. 32–41. doi: 10.30515/0131-6141-2020-81-6-32-41
  5. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Козловская Е. А. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. Омск: Наука, 2018. 446 с.
  6. Андрианова Ю. Г. Компликативный психолингвистический эксперимент как средство изучения клипового мышления // Межкультурная ↔ интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: материалы X Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 2–3 декабря 2021 г.) / отв. ред. Н. П. Пешкова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. 280 с. С. 27–33. doi: 10.33184/miktipoip-2021 -12-02.5
  7. Гольдин В. Е. Личная сфера школьника по данным ассоциативного словаря // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. С. 94–99.
  8. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I–XI классов: в 2 т. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2011.
  9. Гольдин В. Е. Возрастная динамика словесных ассоциаций школьников // Язык в движении: к 70-летию Л. П. Крысина. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 126–137.
  10. Гуц Е. Н. Ассоциативный словарь подростка. Омск: Вариант: Сибирь, 2004. 156 с.
  11. Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: Вариант: Сибирь, 2005. 260 с.
  12. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 264 с.
  13. Доценко Т. И. Активные процессы в лексиконе подростка // Русский язык сегодня: активные языковые процессы конца XX века. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2. С. 139–147.
  14. Доценко Т. И. Категориальность и ментальный лексикон // Социо- и психолингвистические исследования. 2011. № 15. С. 74–85.
  15. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции) / И. Г. Овчинникова, Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, Е. Б. Пенягина. Пермь, 2000. 312 с.
  16. Овчинникова И. Г. Входящие и исходящие связи слова в ментальном лексиконе младшего школьника // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 160–169.
  17. Орлова Н. В. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. Омск: Вариант-Омск, 2010. 97 с.
  18. Пищальникова В. А. Языковая личность: ментальные основания языковой способности // Филологический ежегодник. 2002. Вып. 4. Омск, 2002. С. 142–151.
  19. Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 248 с.
  20. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.
  21. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. 197 с.
  22. Гридина Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре. Екатеринбург, 2018. 272 с.
  23. Гридина Т. А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреативного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива – 4 / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: УрГПУ, 2018. С. 11–39.
  24. Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 492 с.
  25. Дресвянина С. Д. Опыты жанра: обучение эссе // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1. С. 41–48.
  26. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. Исследования по семиотике, психолингвистики, поэтике. М.: Лабиринт, 1998. С. 183–219.
  27. Казаковская В. В., Гаврилова М. В. «Мое мнение, что…»: субъективное начало в письменном дискурсе школьников // Русский язык в школе. 2021. № 82 (6). С. 31–43. URL: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-31-43 (дата обращения: 18.12.2021).
  28. Киркинская Т. И. Вариативность русских репродуцированных текстов (системно-функциональный и лингвоперсонологический аспекты): дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2004. 176 с.
  29. Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2000. 195 с.
  30. Краснощекова С. В. Ряды местоимений, организованные вокруг вопросительно-относительного центра: освоение и использование детьми // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 97–104. URL: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-97-104 (дата обращения: 18.12.2021).
  31. Лемяскина Н. А. Развитие языковой личности и ее коммуникативного сознания (на материале речевого поведения младшего школьника): дис… д-ра филол. наук. Воронеж, 2004. 469 с.
  32. Лингвистика креатива – 3 / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. 343 с.
  33. Седов К. Ф. Дискурс и личность. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
  34. Фельдман А. Б. Клиповое мышление. URL: http:// ruskolan.com/tolpa/klip.htm. (дата обращения: 18.12.2021).
  35. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. URL: http://conpl.ru/ofirs/kf_clip.php (дата обращения: 18.12.2021).
  36. Цейтлин С. Н. К вопросу об онтогенезе детского текста // Проблемы функциональной грамматики. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. М., 2017. С. 360–381.
  37. Berman R. Language Development and Literacy // ed. R. Levesque. Encyclopedia of Adolescence. Springer, Cham, 2017. P. 1–11. doi: 10.1007/978-3-319-32132-5_19-2
  38. Tompkins V., Farrar M. J., Montgomery D. E. Speaking Your Mind: Language and Narrative in Young Children’s Theory of Mind Development // Advances in child development and behavior. JAI. 2019. № 56. P. 109–140. doi: 10.1016/bs.acdb.2018.11.003

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».