СОЧИНЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СВОБОДНЫЕ ТЕМЫ: ФОРМАЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Письменная речь учащихся – тип речевой деятельности, проходящей в условиях внешней мотивации. Сочинения на свободные темы имеют разную степень привязки к возрастным запросам, жизни школьников, предполагают реализацию речемыслительных механизмов, направленных на актуализацию определенной части концептуальных систем авторов, уровня их речевой компетенции, стратегий образования актуальных смыслов и т. п. Данные тексты сочинений могут быть рассмотрены также в аспекте проявления в них текстовых категорий, выделяемых разными теоретиками текста.Цель – оценить структуру и содержание текстов сочинений школьников на свободные темы в аспекте проявления в них способов реализации коммуникативных и когнитивных моделей как способов речевых действий, присущих письменной речевой деятельности, а также способов выражения текстовых категорий.Материал и методы. Для данного исследования материалом послужили тексты сочинений-рассуждений на разные темы, написанные учащимися 7–9-х классов школ г. Омска с 2015 по 2021 г. Методология исследования охватывала два этапа: 1-й этап – определение среднего объема текстов, объема самого большого и самого маленького сочинения, речевых стратегий и тактик, типа коммуникации, способов актуализации когнитивных структур, отбора слов, распределения предметных признаков, выделение предикатов и пр.; 2-й этап – оценка формально-смысловой организации, представленности категорий текста.Результаты и обсуждение. Основные результаты с точки зрения объема текста показали соответствие уровню возрастного развития языковой способности, тенденции реализации неподготовленной письменной речи в текстах небольшого объема и простой структуры, зависимости величины текстов от качества темы, их конкретности/абстрактности, близости сознанию школьников; усложнения структуры и увеличения объема к 9-му классу. В аспекте содержания была выявлена взаимозависимость величины текстов, качества информационной, смысловой и структурной организации; концентрирование смыслового развития вокруг базового концепта, репрезентированного в заглавии; обусловленность выбора смысловой стратегии проблемной постановкой темы, уровнем абстрактности доминантного концепта, его соответствием возрастному развитию пишущих. В области коммуникативной и когнитивной организации было установлено наличие набора коммуникативных и когнитивных моделей как способов речевых действий, связанных с формированием субъективного начала письменной речи, освоением рамочных и нерамочных средств, выражение своего и чужого я, связанных с жанром рассуждения и стереотипами учебного дискурса.Выводы. Проанализированные тексты сочинений-рассуждений учащихся омских школ не отличаются значительностью объема и сложностью структуры, что связано с характером постановки темы, условиями порождения речевого произведения (в ситуации урока), актуализацией ценностных концептов (честь, совесть, счастье), уровнем возрастного развития языковой способности и речевой компетенции пишущих. Анализ текстовых категорий показал их разную представленность и значимость для пишущих.

Об авторах

Лариса Олеговна Бутакова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Email: lariabut@rambler.ru
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка, славянского и классического языкознания пр. Мира 55а, Омск, Россия, 644077

Список литературы

  1. Гельперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: URSS, 2007. 138 с.
  2. Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. 216 с.
  3. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения Z // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 4. С. 61–74. doi: 10.30515/0131-61412021-82-4-61-74
  4. Бутакова Л. О. «Когда я буду бабушкой – годов через десяточек…»: сочинения школьников о пожилом возрасте и старости // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 6. С. 32–41. doi: 10.30515/0131-6141-2020-81-6-32-41
  5. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Козловская Е. А. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. Омск: Наука, 2018. 446 с.
  6. Андрианова Ю. Г. Компликативный психолингвистический эксперимент как средство изучения клипового мышления // Межкультурная ↔ интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: материалы X Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 2–3 декабря 2021 г.) / отв. ред. Н. П. Пешкова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. 280 с. С. 27–33. doi: 10.33184/miktipoip-2021 -12-02.5
  7. Гольдин В. Е. Личная сфера школьника по данным ассоциативного словаря // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. С. 94–99.
  8. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I–XI классов: в 2 т. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2011.
  9. Гольдин В. Е. Возрастная динамика словесных ассоциаций школьников // Язык в движении: к 70-летию Л. П. Крысина. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 126–137.
  10. Гуц Е. Н. Ассоциативный словарь подростка. Омск: Вариант: Сибирь, 2004. 156 с.
  11. Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: Вариант: Сибирь, 2005. 260 с.
  12. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 264 с.
  13. Доценко Т. И. Активные процессы в лексиконе подростка // Русский язык сегодня: активные языковые процессы конца XX века. М.: Азбуковник, 2003. Вып. 2. С. 139–147.
  14. Доценко Т. И. Категориальность и ментальный лексикон // Социо- и психолингвистические исследования. 2011. № 15. С. 74–85.
  15. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции) / И. Г. Овчинникова, Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, Е. Б. Пенягина. Пермь, 2000. 312 с.
  16. Овчинникова И. Г. Входящие и исходящие связи слова в ментальном лексиконе младшего школьника // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 160–169.
  17. Орлова Н. В. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. Омск: Вариант-Омск, 2010. 97 с.
  18. Пищальникова В. А. Языковая личность: ментальные основания языковой способности // Филологический ежегодник. 2002. Вып. 4. Омск, 2002. С. 142–151.
  19. Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 248 с.
  20. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.
  21. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. 197 с.
  22. Гридина Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре. Екатеринбург, 2018. 272 с.
  23. Гридина Т. А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреативного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива – 4 / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: УрГПУ, 2018. С. 11–39.
  24. Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 492 с.
  25. Дресвянина С. Д. Опыты жанра: обучение эссе // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1. С. 41–48.
  26. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. Исследования по семиотике, психолингвистики, поэтике. М.: Лабиринт, 1998. С. 183–219.
  27. Казаковская В. В., Гаврилова М. В. «Мое мнение, что…»: субъективное начало в письменном дискурсе школьников // Русский язык в школе. 2021. № 82 (6). С. 31–43. URL: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-31-43 (дата обращения: 18.12.2021).
  28. Киркинская Т. И. Вариативность русских репродуцированных текстов (системно-функциональный и лингвоперсонологический аспекты): дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2004. 176 с.
  29. Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2000. 195 с.
  30. Краснощекова С. В. Ряды местоимений, организованные вокруг вопросительно-относительного центра: освоение и использование детьми // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 97–104. URL: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-196-97-104 (дата обращения: 18.12.2021).
  31. Лемяскина Н. А. Развитие языковой личности и ее коммуникативного сознания (на материале речевого поведения младшего школьника): дис… д-ра филол. наук. Воронеж, 2004. 469 с.
  32. Лингвистика креатива – 3 / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. 343 с.
  33. Седов К. Ф. Дискурс и личность. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.
  34. Фельдман А. Б. Клиповое мышление. URL: http:// ruskolan.com/tolpa/klip.htm. (дата обращения: 18.12.2021).
  35. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. URL: http://conpl.ru/ofirs/kf_clip.php (дата обращения: 18.12.2021).
  36. Цейтлин С. Н. К вопросу об онтогенезе детского текста // Проблемы функциональной грамматики. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. М., 2017. С. 360–381.
  37. Berman R. Language Development and Literacy // ed. R. Levesque. Encyclopedia of Adolescence. Springer, Cham, 2017. P. 1–11. doi: 10.1007/978-3-319-32132-5_19-2
  38. Tompkins V., Farrar M. J., Montgomery D. E. Speaking Your Mind: Language and Narrative in Young Children’s Theory of Mind Development // Advances in child development and behavior. JAI. 2019. № 56. P. 109–140. doi: 10.1016/bs.acdb.2018.11.003

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».