Обращенная к ребенку речь взрослого и усвоение персональности

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

На материале спонтанного диалога «взрослый–ребенок», представленного двумя лонгитюдными корпусами данных (объемом более 50 часов аудио- и видеозаписей, содержащих около 14 000 высказываний), освещается первый год усвоения персональности (категории лица) в русском языке. Глагольные высказывания с личными местоимениями и именами, занимающими субъектную позицию (им. п.), рассматриваются в инпуте – речи, обращенной к ребенку, и в его собственной речевой продукции. К анализу также привлекаются реплики, в которых личное местоимение опущено. Исследование показало, что частотность экспликации субъекта, вариативность средств его выражения и их распределение в диадах «взрослый–ребенок» имеют сходства и различия, тогда как частотность репрезентации лично-числовой семантики местоимений является сопоставимой, демонстрируя тем самым приоритет семантики над формой. Наличие / отсутствие связей между инпутом и детской речью соотносится с особенностями развития коммуникативной компетенции детей и местоименной плотностью корпусов.

Об авторах

В. В Казаковская

Институт лингвистических исследований РАН

Email: victory805@mail.ru
доктор филологических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984. 134 с.
  2. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка. М.: Языки славянской культуры, 2002. 736 с.
  3. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. М.: Языки славянских культур, 2005. 624 с.
  4. Бондарко А.В. Категоризация в системе грамматики. М.: Языки славянских культур, 2011. 472 с.
  5. Воейкова М.Д., Казаковская В.В. Санкт-Петербургская Школа функциональной грамматики // Научные школы Института лингвистических исследований РАН / Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб.: ИЛИ РАН, 2024. С. 75–89.
  6. Бондарко А.В. Семантика лица // Теория функциональной грамматики: Персональность Залоговость / Отв. ред. А.В. Бондарко. Л.: Наука, 1991. С. 5–40.
  7. Лекант П.А. Структура синтаксической категории лица // Лекант П.А. Очерки по грамматике русского языка. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 133–138.
  8. Kazakovskaya V. First-Language Acquisition: Input/ Child-Directed Speech // Encyclopedia of Slavic Languages and Linguistics Online, Ed.-in-Chief Marc L. Greenberg. Brill, 2021. URL: http://dx.doi.org/10.1163/2589-6229_ESLO_COM_032173
  9. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: В 2 ч. М.: Издательство АПН РСФСР, 1949.
  10. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1990. 103 с.
  11. Казаковская В.В. Выражение качественности на ранних этапах речевого онтогенеза // Проблемы функциональной грамматики: Предикативные категории в высказывании и целoстном тексте / Отв. ред. А.В. Бондарко, В.В. Казаковская. М.: Изд. дом ЯСК, 2017. С. 332–359.
  12. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М.: Издательство МГУ имени М.В. Ломоносова, 1997. 151 с.
  13. Доброва Г.Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 492 с.
  14. Краснощекова С.В. Местоименный дейксис в русской детской речи / Дисс. … канд. филол. н. СПб.: ИЛИ РАН, 2016. 273 c.
  15. Чиглова Е.И. Стратегии освоения категории лица в русском языке / Дисс. … канд. филол. наук. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. 199 c.
  16. Аврутин С. Понимание детьми местоимений в свете взаимодействия синтаксиса и дискурса // Проблемы детской речи – 1996: материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, 1996. С. 6–7.
  17. Головенкина Л.Х. Местоимения в речи детей // Проблемы детской речи – 1996: материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, 1996. С. 30–31.
  18. Гагарина Н.В. Резолюция личного местоимения мужского рода он в детской речи: экспериментальное исследование дошкольников // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 119–124.
  19. Воейкова М.Д. Личные местоимения в потоке речи и их вклад в становление языковой системы // Проблемы онтолингвистики – 2021: материалы ежегодной международной научной конференции. СПб.: ИЛИ РАН, 2021. С. 23–32.
  20. Воейкова М.Д. Употребление личных местоимений и координация подлежащего и сказуемого в раннем возрасте // Проблемы онтолингвистики – 2023: вариативность речевого онтогенеза: материалы ежегодной международной научной конференции. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2023. С. 13–20.
  21. Казаковская В.В. Конструкции с личными местоимениями в детской речи (по данным диалога «взрослый–ребенок») // Лекантовские чтения. 2021. М.: Изд-во МГОУ, 2021. С. 46–51.
  22. Казаковская В.В. От первого лица…: местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи // Acta Linguistica Petropolitana. 2024. № 20 (1). С. 98–142. URL: https://doi.org/10.30842/alp2306573720198142
  23. Казаковская В.В. Личные местоимения и их пропуск (pro-drop) на ранних этапах усвоения русского языка // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. 2024. № 2 (40). С. 133–149. URL: https://doi.org/10.31912/pvrli-2024.2.8
  24. Казаковская В.В. Грамматический аспект усвоения личных местоимений // Русский язык в школе. 2024. № 6 (86). С. 25–38. URL: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-25-38
  25. Gordishevsky G., Avrutin S. Subject and Object Omissions in Child Russian // Proceedings of IATL 19. Ben-Gurion University of the Negev, 2003. URL: http://linguistics.huji.ac.il/IATL/19/ GordishevskyAvrutin.pdf (дата обращения: 30.04.2025)
  26. Kiebzak-Mandera D. Speaker and hearer reference in Russian speaking children // The acquisition of verbs and their grammar / Eds. N. Gagarina, I. Guelzow. Dordrecht: Springer, 2006. P. 319–344.
  27. Gagarina N. The hare hugs the rabbit. He is white … Who is white? Anaphoric reference in Russian // ZAS Papers in Linguistics. 2007. Vol. 48. P. 133–149.
  28. Voeikova M.D., Krasnoshchekova S.V. The use of pronouns as a developmental factor in early Russian language acquisition // Referential and Relational Discourse Coherence in Adults and Children / Eds. N. Gagarina, R. Musan. Boston; Berlin: De Gruyter Mouton, 2020. P. 171–206.
  29. Gagarina N., Özsoj O., Argus R., Avram L., Hrzica G., Korecky-Kröll K., Kazakovskaya V., Rosenberg M., Stephany U., Stoicescu I., Voeikova M., Dressler W.U. Acquisition of pronouns in typologically different languages: morphological richness and pro-drop // 16th Congress of the International Association for the Study of Child Language. Prague, 2024. Book of abstract. P. 218.
  30. Hoff-Ginsberg E. Mother–child conversation in different social classes and communicative settings // Child Development. 1991. Vol. 62. Р. 782–796.
  31. Kloth S., Janssen P., Kraaimaat F., Brutten G.J. Communicative styles of mothers interacting with their preschool-age children: a factor analytic study // Journal of Child Language. 1998. Vol. 25. No. 1. P. 149–168.
  32. Taylor N., Donovan W., Wiles S., Leavitt L. Maternal control strategies, maternal language usage and children’s language usage at two years // Journal of Child Language. 2009. Vol. 36. P. 381–404.
  33. Kilani-Schoch M., Balčiūnienė I., Korecky-Kröll K., Laaha S., Dressler W.U. On the role of pragmatics in child-directed speech for the acquisition of verb morphology // Journal of Pragmatics. 2008. Vol. 41. No. 2. Р. 219–239.
  34. Гагарина Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб.: Наука, 2008. 352 с.
  35. Казаковская В.В. Реактивные реплики взрослого и усвоение ребенком грамматики родного языка // Вопросы языкознания. 2010. № 3. С. 3–29.
  36. Nelson К. Individual differences in language development: Implications for development and language // Developmental Psychology. 1981. Vol. 17. P. 170–187.
  37. Dominey P.F., Dodane C. Indeterminacy in language acquisition: the role of child directed speech and joint attention // Journal of Neurolinguistics. 2004. Vol. 17. No. 2–3. P. 121–145.
  38. Saxton M. The inevitability of child directed speech // Advances in language acquisition. Palgrave Macmillan, 2009. P. 62–86.
  39. Saxton M. Child language: Acquisition and development. Sage Publications Ltd., 2010. 344 p.
  40. Pinker S. The language instinct: The new science of language and mind. New York: W. Morrow and Co, 1994. 494 p.
  41. Cross T.G. Mothers’ speech adjustments: The contribution of selected child listener variables // Talking to children: Language input and acquisition / Eds. C. Snow, C. Ferguson. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. P. 151–188.
  42. Newport L., Gleitman H., Gleitman L.R. Mother, I’d rather do it myself: Some Effects and non-effects of maternal speech style // Talking to children / Eds. C. Snow, C. Ferguson. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. P. 109–149.
  43. Snow C.E. Understanding social interaction and language acquisition: Sentences are not enough // Interaction in Human Development / Eds. M.N. Bornstein, J.S. Bruner. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1989 P. 83–103.
  44. Sokolov J.L. A local contingency analysis of the finetuning hypothesis. Developmental Psychology. 1993. Vol. 29. No. 6. P. 1008–1023.
  45. Snow C.Е. Issues in the Study of Input: Finetuning, Universality, Individual and Developmental Differences, and Necessary Causes // The Handbook of Child language / Eds. P. Fletcher, B. MаcWhinney. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 179–193.
  46. Snow C.E., Perlmann R., Nathan D. Why routines are different: Toward a multiple-factors model of the relation between input and language acquisition // Children’s language. 1987. Vol. 6. P. 65–97.
  47. Kunert R., Fernа́ndez R., Zuidema W. Adaptation in child-directed speech: Evidence from corpora // SemDial 2011: Proceedings of the 15th Workshop on the Semantics and Pragmatics of Dialogue. Los Angeles, California, 2011. P. 112–119.
  48. Nominal Compound Acquisition. John Benjamins [Language Acquisition and Language Disorders 61] / Eds. W.U. Dressler, F.N. Ketrez, M. Kilani-Schoch. 2017. 310 p.
  49. Development of Modality in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective [Studies of Language Acquisition 54] / Eds. U. Stephany, A. Aksu-Koç. Mouton de Gruyter, 2021. 593 p.
  50. Huttenlocher J., Vasilyeva M., Shimpi P. Syntactic priming in young children // Journal of Memory and Language. 2004. Vol. 50. No. 2. P. 182–195.
  51. Dale R., Spivey M.J. Unraveling the dyad: Using recurrence analysis to explore patterns of syntactic coordination between children and caregivers in conversation // Language Learning. 2006. Vol. 56. No. 3. P. 391–430.
  52. Gerard J., Keller F., Palpanas Th. Corpus evidence for age effects on priming in child language // Proceedings of the 32nd Annual conference cognitive of the Cognitive Science Society. Portland, Oregon, 2010. P. 218–223.
  53. Evidentiality: A Window into Language and Cognitive Development [New Directions for child and Adolescent Development 125] / Eds. S. Fitneva, T. Matsui. San Francisco: Jossey-Bass, 2009. 96 p.
  54. Matsui T. Children’s understanding of linguistic expressions of certainty and evidentiality // Pragmatic Development in First Language Acquisition [Trends in Language Acquisition Research 10] / Ed. D. Matthews. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing company, 2014. P. 295–316. Kazakovskaya V. Epistemic modality in Russian child language // Development of Modality in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective [Studies of Language Acquisition 54] / Eds. U. Stephany, A. Aksu-Koç. Mouton de Gruyter, 2021. P. 421–453. URL: https://doi.org/10.1515/9781501504457-012
  55. De Haan F. Encoding speaker perspective: Evidentials // Linguistic Diversity and Language Theories / Eds. Z. Frajzygner, A. Hodges, D.S. Rood. Amsterdam, Philadelphia, 2005. Р. 379–397.
  56. Эвиденциальность в языках Европы и Азии. Сборник статей памяти Наталии Андреевны Козинцевой / Отв. ред. В.С. Храковский. СПб.: Наука, 2007. 634 c.
  57. Якобсон Р.О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя / Pед. Б.А. Успенский. М.: Наука, 1972. C. 95–113.
  58. Козинцева Н.А. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. 1994. № 3. С. 92–104.
  59. Aikhenvald A. Evidentiality. New York: Oxford University Press, 2004. 452 p.
  60. Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге «взрослый–ребенок»: Психолингвистический аспект. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. 464 c.
  61. MаcWhinney B. The CHILDES project: tools for analyzing talk. 3rd edition. Mahwah–New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. 191 p.
  62. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 c.
  63. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. 162 c.
  64. Воейкова М.Д., Казаковская В.В., Сатюкова Д.Н. Семантика прилагательных в речи взрослых и детей // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. М.: Языки славянских культур, 2015. C. 488–540.
  65. Development of Nominal Inflection in First Language Acquisition. A Cross-Linguistic Perspective [Studies on Language Acquisition 30] / Eds. U. Stephany, M.D. Voeikova. Mouton de Gruyter, 2009. 459 p.
  66. Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.; Л.: Государственное издательство, 1926. 83 c.
  67. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 172 c.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».