Обращенная к ребенку речь взрослого и усвоение персональности
- Авторы: Казаковская В.В1
-
Учреждения:
- Институт лингвистических исследований РАН
- Выпуск: Том 84, № 5 (2025)
- Страницы: 25–51
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1605-7880/article/view/362826
- DOI: https://doi.org/10.7868/S2413771525050038
- ID: 362826
Аннотация
Об авторах
В. В Казаковская
Институт лингвистических исследований РАН
Email: victory805@mail.ru
доктор филологических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984. 134 с.
- Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка. М.: Языки славянской культуры, 2002. 736 с.
- Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. М.: Языки славянских культур, 2005. 624 с.
- Бондарко А.В. Категоризация в системе грамматики. М.: Языки славянских культур, 2011. 472 с.
- Воейкова М.Д., Казаковская В.В. Санкт-Петербургская Школа функциональной грамматики // Научные школы Института лингвистических исследований РАН / Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб.: ИЛИ РАН, 2024. С. 75–89.
- Бондарко А.В. Семантика лица // Теория функциональной грамматики: Персональность Залоговость / Отв. ред. А.В. Бондарко. Л.: Наука, 1991. С. 5–40.
- Лекант П.А. Структура синтаксической категории лица // Лекант П.А. Очерки по грамматике русского языка. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 133–138.
- Kazakovskaya V. First-Language Acquisition: Input/ Child-Directed Speech // Encyclopedia of Slavic Languages and Linguistics Online, Ed.-in-Chief Marc L. Greenberg. Brill, 2021. URL: http://dx.doi.org/10.1163/2589-6229_ESLO_COM_032173
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: В 2 ч. М.: Издательство АПН РСФСР, 1949.
- Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1990. 103 с.
- Казаковская В.В. Выражение качественности на ранних этапах речевого онтогенеза // Проблемы функциональной грамматики: Предикативные категории в высказывании и целoстном тексте / Отв. ред. А.В. Бондарко, В.В. Казаковская. М.: Изд. дом ЯСК, 2017. С. 332–359.
- Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М.: Издательство МГУ имени М.В. Ломоносова, 1997. 151 с.
- Доброва Г.Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 492 с.
- Краснощекова С.В. Местоименный дейксис в русской детской речи / Дисс. … канд. филол. н. СПб.: ИЛИ РАН, 2016. 273 c.
- Чиглова Е.И. Стратегии освоения категории лица в русском языке / Дисс. … канд. филол. наук. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2019. 199 c.
- Аврутин С. Понимание детьми местоимений в свете взаимодействия синтаксиса и дискурса // Проблемы детской речи – 1996: материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, 1996. С. 6–7.
- Головенкина Л.Х. Местоимения в речи детей // Проблемы детской речи – 1996: материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, 1996. С. 30–31.
- Гагарина Н.В. Резолюция личного местоимения мужского рода он в детской речи: экспериментальное исследование дошкольников // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 119–124.
- Воейкова М.Д. Личные местоимения в потоке речи и их вклад в становление языковой системы // Проблемы онтолингвистики – 2021: материалы ежегодной международной научной конференции. СПб.: ИЛИ РАН, 2021. С. 23–32.
- Воейкова М.Д. Употребление личных местоимений и координация подлежащего и сказуемого в раннем возрасте // Проблемы онтолингвистики – 2023: вариативность речевого онтогенеза: материалы ежегодной международной научной конференции. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2023. С. 13–20.
- Казаковская В.В. Конструкции с личными местоимениями в детской речи (по данным диалога «взрослый–ребенок») // Лекантовские чтения. 2021. М.: Изд-во МГОУ, 2021. С. 46–51.
- Казаковская В.В. От первого лица…: местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи // Acta Linguistica Petropolitana. 2024. № 20 (1). С. 98–142. URL: https://doi.org/10.30842/alp2306573720198142
- Казаковская В.В. Личные местоимения и их пропуск (pro-drop) на ранних этапах усвоения русского языка // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. 2024. № 2 (40). С. 133–149. URL: https://doi.org/10.31912/pvrli-2024.2.8
- Казаковская В.В. Грамматический аспект усвоения личных местоимений // Русский язык в школе. 2024. № 6 (86). С. 25–38. URL: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-5-25-38
- Gordishevsky G., Avrutin S. Subject and Object Omissions in Child Russian // Proceedings of IATL 19. Ben-Gurion University of the Negev, 2003. URL: http://linguistics.huji.ac.il/IATL/19/ GordishevskyAvrutin.pdf (дата обращения: 30.04.2025)
- Kiebzak-Mandera D. Speaker and hearer reference in Russian speaking children // The acquisition of verbs and their grammar / Eds. N. Gagarina, I. Guelzow. Dordrecht: Springer, 2006. P. 319–344.
- Gagarina N. The hare hugs the rabbit. He is white … Who is white? Anaphoric reference in Russian // ZAS Papers in Linguistics. 2007. Vol. 48. P. 133–149.
- Voeikova M.D., Krasnoshchekova S.V. The use of pronouns as a developmental factor in early Russian language acquisition // Referential and Relational Discourse Coherence in Adults and Children / Eds. N. Gagarina, R. Musan. Boston; Berlin: De Gruyter Mouton, 2020. P. 171–206.
- Gagarina N., Özsoj O., Argus R., Avram L., Hrzica G., Korecky-Kröll K., Kazakovskaya V., Rosenberg M., Stephany U., Stoicescu I., Voeikova M., Dressler W.U. Acquisition of pronouns in typologically different languages: morphological richness and pro-drop // 16th Congress of the International Association for the Study of Child Language. Prague, 2024. Book of abstract. P. 218.
- Hoff-Ginsberg E. Mother–child conversation in different social classes and communicative settings // Child Development. 1991. Vol. 62. Р. 782–796.
- Kloth S., Janssen P., Kraaimaat F., Brutten G.J. Communicative styles of mothers interacting with their preschool-age children: a factor analytic study // Journal of Child Language. 1998. Vol. 25. No. 1. P. 149–168.
- Taylor N., Donovan W., Wiles S., Leavitt L. Maternal control strategies, maternal language usage and children’s language usage at two years // Journal of Child Language. 2009. Vol. 36. P. 381–404.
- Kilani-Schoch M., Balčiūnienė I., Korecky-Kröll K., Laaha S., Dressler W.U. On the role of pragmatics in child-directed speech for the acquisition of verb morphology // Journal of Pragmatics. 2008. Vol. 41. No. 2. Р. 219–239.
- Гагарина Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб.: Наука, 2008. 352 с.
- Казаковская В.В. Реактивные реплики взрослого и усвоение ребенком грамматики родного языка // Вопросы языкознания. 2010. № 3. С. 3–29.
- Nelson К. Individual differences in language development: Implications for development and language // Developmental Psychology. 1981. Vol. 17. P. 170–187.
- Dominey P.F., Dodane C. Indeterminacy in language acquisition: the role of child directed speech and joint attention // Journal of Neurolinguistics. 2004. Vol. 17. No. 2–3. P. 121–145.
- Saxton M. The inevitability of child directed speech // Advances in language acquisition. Palgrave Macmillan, 2009. P. 62–86.
- Saxton M. Child language: Acquisition and development. Sage Publications Ltd., 2010. 344 p.
- Pinker S. The language instinct: The new science of language and mind. New York: W. Morrow and Co, 1994. 494 p.
- Cross T.G. Mothers’ speech adjustments: The contribution of selected child listener variables // Talking to children: Language input and acquisition / Eds. C. Snow, C. Ferguson. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. P. 151–188.
- Newport L., Gleitman H., Gleitman L.R. Mother, I’d rather do it myself: Some Effects and non-effects of maternal speech style // Talking to children / Eds. C. Snow, C. Ferguson. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. P. 109–149.
- Snow C.E. Understanding social interaction and language acquisition: Sentences are not enough // Interaction in Human Development / Eds. M.N. Bornstein, J.S. Bruner. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1989 P. 83–103.
- Sokolov J.L. A local contingency analysis of the finetuning hypothesis. Developmental Psychology. 1993. Vol. 29. No. 6. P. 1008–1023.
- Snow C.Е. Issues in the Study of Input: Finetuning, Universality, Individual and Developmental Differences, and Necessary Causes // The Handbook of Child language / Eds. P. Fletcher, B. MаcWhinney. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 179–193.
- Snow C.E., Perlmann R., Nathan D. Why routines are different: Toward a multiple-factors model of the relation between input and language acquisition // Children’s language. 1987. Vol. 6. P. 65–97.
- Kunert R., Fernа́ndez R., Zuidema W. Adaptation in child-directed speech: Evidence from corpora // SemDial 2011: Proceedings of the 15th Workshop on the Semantics and Pragmatics of Dialogue. Los Angeles, California, 2011. P. 112–119.
- Nominal Compound Acquisition. John Benjamins [Language Acquisition and Language Disorders 61] / Eds. W.U. Dressler, F.N. Ketrez, M. Kilani-Schoch. 2017. 310 p.
- Development of Modality in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective [Studies of Language Acquisition 54] / Eds. U. Stephany, A. Aksu-Koç. Mouton de Gruyter, 2021. 593 p.
- Huttenlocher J., Vasilyeva M., Shimpi P. Syntactic priming in young children // Journal of Memory and Language. 2004. Vol. 50. No. 2. P. 182–195.
- Dale R., Spivey M.J. Unraveling the dyad: Using recurrence analysis to explore patterns of syntactic coordination between children and caregivers in conversation // Language Learning. 2006. Vol. 56. No. 3. P. 391–430.
- Gerard J., Keller F., Palpanas Th. Corpus evidence for age effects on priming in child language // Proceedings of the 32nd Annual conference cognitive of the Cognitive Science Society. Portland, Oregon, 2010. P. 218–223.
- Evidentiality: A Window into Language and Cognitive Development [New Directions for child and Adolescent Development 125] / Eds. S. Fitneva, T. Matsui. San Francisco: Jossey-Bass, 2009. 96 p.
- Matsui T. Children’s understanding of linguistic expressions of certainty and evidentiality // Pragmatic Development in First Language Acquisition [Trends in Language Acquisition Research 10] / Ed. D. Matthews. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing company, 2014. P. 295–316. Kazakovskaya V. Epistemic modality in Russian child language // Development of Modality in First Language Acquisition: A Cross-Linguistic Perspective [Studies of Language Acquisition 54] / Eds. U. Stephany, A. Aksu-Koç. Mouton de Gruyter, 2021. P. 421–453. URL: https://doi.org/10.1515/9781501504457-012
- De Haan F. Encoding speaker perspective: Evidentials // Linguistic Diversity and Language Theories / Eds. Z. Frajzygner, A. Hodges, D.S. Rood. Amsterdam, Philadelphia, 2005. Р. 379–397.
- Эвиденциальность в языках Европы и Азии. Сборник статей памяти Наталии Андреевны Козинцевой / Отв. ред. В.С. Храковский. СПб.: Наука, 2007. 634 c.
- Якобсон Р.О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя / Pед. Б.А. Успенский. М.: Наука, 1972. C. 95–113.
- Козинцева Н.А. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. 1994. № 3. С. 92–104.
- Aikhenvald A. Evidentiality. New York: Oxford University Press, 2004. 452 p.
- Казаковская В.В. Вопрос и ответ в диалоге «взрослый–ребенок»: Психолингвистический аспект. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. 464 c.
- MаcWhinney B. The CHILDES project: tools for analyzing talk. 3rd edition. Mahwah–New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. 191 p.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 c.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. 162 c.
- Воейкова М.Д., Казаковская В.В., Сатюкова Д.Н. Семантика прилагательных в речи взрослых и детей // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. М.: Языки славянских культур, 2015. C. 488–540.
- Development of Nominal Inflection in First Language Acquisition. A Cross-Linguistic Perspective [Studies on Language Acquisition 30] / Eds. U. Stephany, M.D. Voeikova. Mouton de Gruyter, 2009. 459 p.
- Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.; Л.: Государственное издательство, 1926. 83 c.
- Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 172 c.


