В поисках «положительно прекрасного» героя: князь Мышкин Ф. М. Достоевского и Сегелиель В. Ф. Одоевского

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрена проблема поиска двумя писателями современниками — Ф. М. Достоевским и В. Ф. Одоевским — «положи тельно прекрасного» героя. Для этого сопоставлены образы князя Мышкина из романа «Идиот» и главного героя драматического отрывка

«Сегелиель, или Дон Кихот XIX столетия». Общность Мышкина и Сегелиеля прослеживается уже в истории создания образов: в статье выдвигается гипотеза, что за осознанным или подсознательным стремлением обоих писателей заменить мрачного и грешного героя «положительно прекрасным» проступает пасхальный архетип. Мышкина и Сегелиеля объединяет сострадательная, самоотверженная и деятельная любовь к людям, но оба они изначально чужды окружающим, инаковы по самой своей природе и осознают эту инаковость. Герои не принимают «земной» иерархии людей, непонятны другим и смешны с точки зрения «здравого смысла». В то же время у них немало различий. Сегелиель, хоть и дух, рационален и делает ставку на законы и науку; Мышкин, напротив, устремлен к мистическому переживанию жизни. Неудачи ведут Мышкина ко смирению, в Сегелиеле — порождают бунт. Герой Достоевского стремится бежать от мира, Одоевского — исполнен решимости вмешать ся в ход земных дел. Сегелиель хочет переделать мир без Бога, не имея упования на Творца и ропща на него — в его метаниях угадывается сложная диалектика добра и зла, выстраиваемая бунтарями из романов Достоевского. При этом важно различать позиции Сегелиеля и самого Одоевского, далеко не во всем согласного со своим героем. Произведения Одоевского и Достоевского объединяет не только схожесть главных ге роев, но и общие мотивы детства и юродства, соединившие Мышкина и Одоевского, персонажа и писателя. Множество пересечений между образом Сегелиеля, его автором и образом князя Мышкина позволяют выявить тот культурный код, который проступает в творчестве русских писателей, стремившихся в грубой телесной оболочке, неизбежно не свободной от первородного греха, найти земное воплощение правды, добра и красоты.

Об авторах

Юлия Н. Сытина

Московский государственный областной университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yulyasytina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6334-4722

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской классической литературы

Россия, Москва

Список литературы

  1. Вайскопф М. Я. Влюбленный демиург: метафизика и эротика русского романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 696 с.
  2. Викторович А. В. Нефантастичность «фантастичного “Идиота” // Неизвестный Достоевский. 2018. № 1. С. 3–19 [Электронный ресурс]. URL: http://unknowndostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1524745042.pdf (25.08.2020). doi: 10.15393/j10.art.2018.3401
  3. Гонсалес А. А. «Живой мертвец» и «Двойник», или еще раз о фантастике Достоевского (из наблюдений переводчика) // Проблемы исторической поэтики. 2016. Вып. 4. С. 170–183 [Электронный ресурс]. URL: https:// poetica.pro/files/redaktor_pdf/1482757961.pdf (25.08.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2016.3766
  4. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петроза водск: ПетрГУ, 1995. 288 с.
  5. Есаулов И. А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Про блемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 349–362 [Электронный ресурс]. URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2526 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.1998.2526
  6. саулов И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Круг, 2004. 560 с.
  7. Есаулов И. А. Русская классика: новое понимание. СПб.: Русская хри стианская гуманитарная академия, 2017. 550 с.
  8. Есаулов И. А. Объяснение, интерпретации, понимание (на материале романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура: Петербургский альманах. СПб.: Серебряный век, 2019. № 37. С. 38–50.
  9. Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. С. 37–49.
  10. Захаров В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Проблемы исторической поэтики. 1998. Вып. 5. С. 5–30 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2472 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.1998.2472
  11. Захаров В. Н. Ответ по существу // Проблемы исторической поэтики. 2005. Вып. 7. С. 5–16 [Электронный ресурс]. URL: http://poetica.pro/ journal/article.php?id=2564 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.2005.2564
  12. Захаров В. Н. Воскрес ли мертвый Христос? // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: канонические тексты. Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. Т. VIII: Идиот. С. 634–660.
  13. Измайлов Н. В. Пушкин и князь В. Ф. Одоевский // Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л.: Наука, 1975. С. 303–325.
  14. Итокава К. Владимир Федорович Одоевский и Федор Михайлович Дос тоевский: обзор истории сравнительного исследования их творчества и некоторые соображения по поводу еще одной творческой связи «Рус ских ночей» и «Преступления и наказания». Маэбаси: Государственный технологический институт Гунма, 1987. 50 с.
  15. Кунильский А. Е. О христианском контексте в романе Ф. М. Досто евского «Идиот» // Проблемы исторической поэтики. 1998. Вып. 5. С. 391–408 [Электронный ресурс]. URL: http://poetica.pro/journal/article. php?id=2532 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.1998.2532
  16. Левина Л. А. Два князя (Владимир Федорович Одоевский как прототип Льва Николаевича Мышкина) // Достоевский. Материалы и исследо вания. СПб.: Наука, 1997. Т. 14. С. 139–152.
  17. Мюллер Л. Образ Христа в романе Достоевского «Идиот» // Про блемы исторической поэтики. 1998. Вып. 5. С. 375–379 [Электронный ресурс]. URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2529 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.1998.2529
  18. Назиров Р. Г. Владимир Одоевский и Достоевский // Русская классиче ская литература: сравнительноисторический подход. Исследования разных лет: сб. ст. Уфа: РИО БашГУ, 2005. С. 37–41.
  19. Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель: в 2 т. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1913. Т. 1. Ч. 2. 479 с.
  20. Сытина Ю. Н. Икона в художественной прозе В. Ф. Одоевского // Про блемы исторической поэтики. 2015. Вып. 13. С. 161–173 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1449768369.pdf (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.2015.2921
  21. Сытина Ю. Н. Евангельский текст и подтекст в повестях И. И. Панаева
  22. «Дочь чиновного человека» и В. Ф. Одоевского «Живописец» // Про блемы исторической поэтики. 2017. Т. 15. № 4. С. 69–83 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1512470126.pdf (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.2017.4721
  23. Сытина Ю. Н. О бытовании формулы «2×2=4» в русской классике и о ее возможных истоках // Два века русской классики. 2019. Т. 1.
  24. № 1. С. 128–147 [Электронный ресурс]. URL: http://rusklassika.ru/ images/201912/05.pdf (25.08.2020). doi: 10.22455/2686749420191 1128147 (а)
  25. Сытина Ю. Н. Сочинения князя В. Ф. Одоевского в периодике 1830х годов. М.: Индрик, 2019. 392 с. (b)
  26. Сытина Ю. Н. Пасквиль П. В. Долгорукова на В. Ф. Одоевского как воз можный прототекст статьи Келлера в «Идиоте» Ф. М. Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2020. № 1. С. 84–106 [Электронный ресурс]. URL: https://unknowndostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1587666875.pdf (25.08.2020). doi: 10.15393/j10.art.2020.4381
  27. Тарасов Б. Н. Утопизм западного рационализма, позитивизма и ути литаризма в зеркале антропологической и историософской мысли Ф. М. Достоевского и В. Ф. Одоевского // Проблемы исторической по этики. 2019. Т. 17. № 2. С. 135–163 [Электронный ресурс]. URL: https:// poetica.pro/files/redaktor_pdf/1561975982.pdf (25.08.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2019.6302
  28. Тарасова Н. А. «Абадонны, от земли отставшие»: непрочитанная за пись Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2001. Т. 6. С. 369–382 [Электронный ресурс]. URL: http://poetica.pro/journal/article. php?id=2635 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.2001.2635
  29. Тарасова Н. А. «Воскресение» и «воскрешение» в романе Ф. М. Дос тоевского «Преступление и наказание» // Проблемы исторической по этики. 2020. Т. 18. № 2. С. 190–216 [Электронный ресурс]. URL: https:// poetica.pro/files/redaktor_pdf/1591724740.pdf (25.08.2020). DOI: 10.15393/ j9.art.2020.7962
  30. Турьян М. А. Об эпиграфе к «Бедным людям»: модификации рефлек тирующего / «разорванного» сознания // Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1997. Т. 14. С. 88–95.
  31. Удодов Б. Т. Очерки истории русской литературы 1820–1830х годов. Воронеж: Воронеж. гос. унт, 2004. 379 с.
  32. Фридлендер Г. М. О некоторых очередных задачах и проблемах из учения Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1980. T. 4. С. 7–26.
  33. Шешунова С. В. Национальный образ мира как категория этнопоэтики русской словесности // Проблемы исторической поэтики. 2008. Т. 8. С. 6–17 [Электронный ресурс]. URL: http://poetica.pro/journal/article. php?id=2589 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.2008.2589
  34. Шульц А. С. «Русские ночи» В. Ф. Одоевского и полифонические романы Ф. М. Достоевского // Филологические науки. М.: Грамота, 2009. № 6. С. 21–26.
  35. Шульц О. фон. Русский Христос // Проблемы исторической поэтики. 1998. Вып. 5. С. 31–41 [Электронный ресурс]. URL: http://poetica.pro/ journal/article.php?id=2473 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.1998.2473
  36. Янг С. Библейские архетипы в романе Достоевского «Идиот» // Про блемы исторической поэтики. 2001. Вып. 6. С. 382–390 [Электронный ресурс]. URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2636 (25.08.2020). doi: 10.15393/j9.art.2001.2636

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сытина Ю.Н., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».