Колебания жидкости в круговом цилиндре с возвышением на дне
- Авторы: Нестеров С.В.1, Калиниченко В.А.1
-
Учреждения:
- Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 91-98
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1024-7084/article/view/262493
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1024708424010063
- EDN: https://elibrary.ru/sdueaz
- ID: 262493
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В приближении длинных волн сформулирована и численно при использовании алгоритма ускоренной сходимости решена задача о стоячих волнах в круговом цилиндрическом сосуде с возвышением на дне. В результате проведенных расчетов с высокой точностью определена собственная частота основной волновой моды. Для сравнения теоретических результатов представлены новые экспериментальные данные по возбуждению стоячих поверхностных гравитационных волн в круговом цилиндрическом сосуде с параболическим и коническим возвышениями на дне. Показано совпадение рассчитанных и измеренных значений собственной частоты основной волновой моды в сосудах с профилированным дном.
Полный текст
При рассмотрении волновых движений жидкости со свободной поверхностью в сосудах произвольной формы одна из гидродинамических задач состоит в определении собственных частот колебаний. В классических работах [1, 2] рассмотрен случай колебаний жидкости в круговом цилиндрическом сосуде с горизонтальным дном.
В середине прошлого столетия было опубликовано большое количество работ, в которых определены собственные частоты и формы колебаний жидкости в круговом цилиндре с коническим, параболическим и сферическим дном — см., например [3–6]. Указанное направление исследований, проведенных в основном вариационными методами, связано с потребностями космической техники — расчет колебаний топлива в баках. Отметим, что особое значение авторы названных исследований придавали основной моде колебаний, имеющей одну диаметральную узловую линию.
В приближении теории длинных волн в работе [2] рассмотрена задача о стоячих волнах в круговом цилиндре при убывании глубины жидкости от оси сосуда к стенкам по параболическому закону. Указанная геометрия дна сосуда использована в работах [7, 8] для получения изохронных колебаний жидкости, при которых частота волн (аналогично маятнику Гюйгенса) не зависит от амплитуды.
В нашей работе рассмотрено влияние возвышения на дне кругового цилиндра на собственные частоты низших волновых мод на свободной поверхности жидкости. Все количественные оценки получены методом ускоренной сходимости в приближении мелкой воды. Проводится сравнение результатов теоретической модели и лабораторного эксперимента. Отметим, что метод ускоренной сходимости [9] был успешно апробирован авторами в работах [10–12] для стоячих волн в прямоугольных сосудах с переменной глубиной и шириной.
1. ВОЛНЫ В КРУГОВОМ ЦИЛИНДРИЧЕСКОМ СОСУДЕ
Решение задачи о гравитационных волнах на свободной поверхности идеальной несжимаемой жидкости в жестком круговом цилиндре радиуса R0 с горизонтальном дном приведено во многих публикациях (напр., [4–6]). Потенциал скоростей и смещение свободной поверхности определяются следующими выражениями:
(1.1)
где — цилиндрические координаты, причем z отсчитывается вертикально вверх от невозмущенной поверхности жидкости; h — глубина жидкости; — функция Бесселя; — зависящие от времени t коэффициенты, которые могут быть выражены через гармонические функции
Выражение для собственной частоты имеет вид
(1.2)
Используя граничное условие на стенках сосуда для первых двух осесимметричных мод, получаем k01R0 = 3.832 и k02R0 = 7.015, а для асимметричных мод — k11R0 = 1.841 и k12R0 = 5.335.
Рассчитанные по (1.1) профили волн максимального развития для осесимметричных (0,1), (0,2) и асимметричных мод (1,1) и (1,2) приведены на рис. 1. Расчет проведен для сосуда радиуса R0 = 9.8 см при глубине жидкости h = 4 см и Anm = 3 см, Bnm = 0.
Рис. 1. Профили волн максимального развития для осесимметричных и асимметричных мод при t = 0, p/w (Anm = 3 см, Bnm = 0; R0 = 9.8 см; h = 4 см): (а–г) — (0, 1), (0, 2), (1, 1) и (1, 2).
Рассмотрим случай, когда глубина бассейна зависит от расстояния, измеряемого от центра бассейна. Обозначим через возвышение свободной поверхности над уровнем покоящейся жидкости.
Согласно работе [2], смещение свободной поверхности отвечает дифференциальному уравнению
(1.3)
где g — ускорение свободного падения.
Поскольку стоячие волны представляют собой периодические во времени движения свободной поверхности, будем искать решение уравнения (1.3) в виде
(1.4)
После подстановки (1.4) в уравнение (1.3) получим
(1.5)
Так как предполагается, что глубина жидкости зависит только от , то, переходя к полярным координатам (r, j), получаем для (1.5)
В дальнейшем полагаем, что , где n — целое число. Функция U(r) подчиняется следующим краевым условиям:
Вводя безразмерную переменную z = r/R0, приходим к следующей задаче Штурма–Лиувилля:
(1.6)
где
Требуется найти такие значения ln,m, при которых существуют нетривиальные решения уравнения (1.6), удовлетворяющие краевым условиям
(1.7)
Искомые значения ln,m принято называть собственными числами, а соответствующие решения краевой задачи (1.6), (1.7) — собственными функциями, или формами (модами) колебаний.
Введем следующим образом регуляризирующий параметр a задачи:
(1.8)
Для нахождения собственных чисел применяется метод ускоренной сходимости, подробно описанный в работе [9]. Отметим, что с помощью этого метода при a = 10-7 удается получить собственные числа с точностью до 10-6.
Если найдены собственные числа ln,m, то размерные собственные частоты колебаний определяются формулой
Все вычисления проводятся в предположении, что глубина бассейна задается формулами
Указанные формы дна бассейна (параболоид или конус) достаточно просто реализовать в экспериментальных условиях. Описание проведенных опытов и сравнение измеренных и рассчитанных значений частоты приводятся далее.
На рис. 2а приведены зависимости безразмерной собственной частоты и от параметра b. Соответствующие формы свободной поверхности в случае волновых мод (0,1) и (0,2) при b = 0 (горизонтальное дно бассейна) представлены на рис. 1а и 1б.
Рис. 2. Зависимости безразмерных собственных частот от параметра b: (а) — осесимметричные волновые моды (1) и (2); (б) — асимметричные волновые моды (1) и (2).
На рис. 2б приведены зависимости безразмерной собственной частоты и от параметра b. Соответствующие формы свободной поверхности в случае волновых мод (1, 1) и (2, 2) при b = 0 (горизонтальное дно бассейна) представлены на рис. 1в, г.
Из рис. 2 следует, что с увеличением параметра b, характеризующего возвышение на дне сосуда, безразмерные собственные частоты симметричных и асимметричных волновых мод монотонно растут. Далее полученные результаты сравниваются с данными лабораторного эксперимента.
Отметим, что приведенные на рис. 2 численные значения проверялись с помощью метода Рэлея–Ритца для решения краевой задачи (1.6), (1.7). В качестве тестовых функций использовались функции Бесселя. Собственные частоты, полученные методом Рэлея–Ритца, несколько превышали приведенные на рис. 2 — совпадали первые три знака после запятой. Кроме того, вычисления по методу Рэлея–Ритца потребовали бо́льших временны́х затрат по сравнению с методом ускоренной сходимости.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ВЕРИФИКАЦИЯ ЧИСЛЕННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Для верификации численно-аналитической модели проведена серия экспериментов на электромеханическом вибростенде Динамики и структуры осциллирующих течений [13], входящем в состав Уникальных исследовательских установок ГФК ИПМех РАН.
Волновые движения жидкости исследовались в режиме основного и гармонического резонансов Фарадея [14, 15]. В первом случае для моды (1.1) частота вертикальных колебаний сосуда в два раза превышала частоту возбуждаемых волн (W ~ 2w); при гармоническом резонансе для моды (0.1) эти частоты совпадали (W ~ w). При фиксированной амплитуде сосуда s = 0.7 см вариации W обеспечивали возбуждение соответствующей волновой моды В качестве рабочей жидкости использовали воду.
Волновая картина регистрировалась цифровой камерой Canon PowerShot SX50HS (скорость видеосъемки 30 и 120 кадров в секунду). Разрешение видеоизображения составляло 0,15 мм/пиксель. Последующая обработка видеокадров производили при использовании программы ImageJ. Все эксперименты проводили при комнатной температуре 21–22 °C.
В опытах собственная частота гравитационных волн определялась следующим образом. На одной из резонансных частот W колебаний сосуда возбуждалась волновая мода . Затем вибростенд выключали и после полной остановки сосуда (время порядка периода волны) проводили видеосъемку затухания волновых движений воды. Поскольку частота волн существенно превосходит коэффициент затухания, предполагалось, что затухание волн проходит с собственной частотой. Это позволило по материалам видеосъемки затухающих волн оценить собственную частоту.
В экспериментах использовали два сосуда с радиусами R0 = 7 и 9.8 см при глубине воды h = 3.7 и 4 см соответственно. Оценивалась собственная частота волновых мод (0, 1) и (1, 1) в сосудах с горизонтальным и профилированным дном.
Профилированное дно представляло собой симметричное относительно оси сосуда возвышение, изготовленное из технического пластилина. На рис. 3а и 3б приведены фотографии дна сосудов с R0 = 7 и 9.8 см соответственно.
Для получения описывающих форму дна функций с помощью программы ImageJ проведена оцифровка профиля, данные которой позволили получить следующие аппроксимирующие зависимости:
при R0 = 7 см;
при R0 = 9.8 см,
графики которых приведены на рис. 3в и 3г. Таким образом, если для цилиндра с R0 = 7 см форма возвышения описывалась квадратичной функцией, то в случае R0 = 9.8 см имеем линейную зависимость от радиальной координаты r.
Рис. 3. Форма возвышения на дне сосуда (а, б) и графики аппроксимирующих профиль дна функций (в, г): (а, в), (б, г) — R0 = 7 и 9.8 см; точки — данные оцифровки фотографий (а, б).
Экспериментально проведены оценки собственных частот волновых мод (0,1) и (1,1) в сосудах с горизонтальным дном. Фотографии волновых профилей в случае сосуда радиуса R0 = 9.8 см представлены на рис. 4. Видно полное их соответствие формам рис. 1а и 1в.
Рис. 4. Профили волн максимального развития в круговом цилиндре радиуса R0 = 9.8 см с горизонтальным дном при глубине жидкости h = 4 см: (а, б) — осесимметричная (0, 1) и асимметричная (1, 1) волновые моды.
Измеренные по описанной методике собственные частоты волн в сосудах с горизонтальным дном приведены в табл. 1. Средняя частота и соответствующая погрешность оценивались по 15–20 экспериментальным значениям. В таблице также приведены частоты, рассчитанные по формуле (1.2) и полученные при решении краевой задачи (1.8).
Таблица 1. Собственные частоты волновых мод в сосудах с горизонтальным и профилированным дном
Горизонтальное дно | Профилированное дно | |||||
R0 = 7 см, h = 3.7 см | ||||||
Мода (n, m) | wnm (с–1), эксперимент | wnm (с–1), расчет | Мода (n, m) | wnm (с–1), эксперимент | wnm (с–1), расчет, краевая задача (1.8) | |
Формула (1.2) | Краевая задача (1.8) | |||||
(0, 1) | 22.60 ± 0.99 | 22.72 | 22.76 | (0, 1) | 20.92 ± 1.85 | 22.75 |
(1, 1) | 13.84 ± 0.23 | 13.96 | 13.90 | (1, 1) | 11.73 ± 0.72 | 11.43 |
R0 = 9.8 см, h = 4 см | ||||||
Мода (n, m) | wnm (с–1), эксперимент | wnm (с–1), расчет | Мода (n, m) | wnm (с–1) эксперимент | wnm (с–1), расчет, краевая задача (1.8) | |
Формула (1.2) | Краевая задача (1.8) | |||||
(0, 1) | 19.22 ± 0.65 | 18.82 | 18.74 | (0, 1) | 18.20 ± 0.35 | 22.21 |
(1, 1) | 11.03 ± 0.54 | 10.82 | 10.82 | (1, 1) | 10.20 ± 0.50 | 10.75 |
Видно, что классическая теория и метод ускоренной сходимости в случае сосудов указанных размеров с горизонтальным дном дают практически совпадающие значения собственных частот волновых мод на свободной поверхности воды малой глубины. Данные эксперимента с учетом погрешности измерений частоты неплохо соответствуют численно-аналитическим оценкам.
Перейдем к рассмотрению волновых движений жидкости в круговых цилиндрах с профилированным дном. Фотографии волновых мод (0, 1) и (1, 1) в случае сосуда радиуса R0 = 9.8 см представлены на рис. 5.
Рис. 5. Профили волн максимального развития в круговом цилиндре радиуса R0 = 9.8 см с коническим возвышением на дне при максимальной глубине жидкости h = 4 см: (а, б) — осесимметричная (0, 1) и асимметричная (1, 1) волновые моды.
Визуально эти профили не отличаются от показанных на рис. 4. Однако собственные частоты, как следует из табл. 1, существенно ниже значений, отвечающих сосуду с горизонтальным дном — уменьшение частоты порядка 10–15%.
Дадим интерпретацию экспериментальных результатов об уменьшении собственных частот волновой моды (1, 1) в сосудах с возвышением на дне в рамках модели мелкой воды — краевая задача (1.8).
Сосуд радиуса R0 = 7 см имел профиль дна y = 2.66 - 0.05r 2, которому соответствовала глубина жидкости Здесь , см.
Вычисленная безразмерная частота волновой моды (1, 1) = 2.54037. Соответствующая размерная частота
= 11.43 с–1.
Измеренная в эксперименте (см. табл. 1) собственная частота волновой моды (1, 1) w1.1 = 11.73 с–1.
Таким образом, различие между данными эксперимента и численными оценками составляет 2.6%.
Сосуд радиуса R0 = 9.8 см имел профиль дна y = 1.45 - 0.15r что соответствовало глубине жидкости H = 2.5488(1 + 0.4694z), H0 = 2.5488. Отметим, что глубина жидкости в этом эксперименте изменяется линейно, в отличие от первого сосуда.
Вычисленная безразмерная частота волновой моды (1, 1) = 2.1078. Соответствующая размерная частота = 10.75 с–1. Измеренная в эксперименте (см. табл. 1) собственная частота волновой моды (1, 1) = 10.20 с–1. Таким образом, различие между данными эксперимента и численными оценками составляет 5.3%.
Таким образом, представленная в разд. 1 численно-аналитическая модель неплохо описывает экспериментальные результаты по измерению собственных частот стоячих поверхностных гравитационных волн в том случае, когда возбуждается волна с одной узловой линией, проходящей через центр сосуда, — волновая мода (1, 1) — рис. 1в и 5б. Эта волна соответствует безразмерной собственной частоте Кроме того, для волновой моды (1, 1) достаточно хорошо выполняется требование теории длинных волн.
Отметим, что в проведенных экспериментах волны с частотами и т. п. уже не удовлетворяют длинноволновому приближению (knmh < 1). Поэтому измеренные и рассчитанные собственные частоты волн (0, 1) совпадают гораздо хуже по сравнению со случаем моды (1, 1) — см. табл. 1.
При формулировке краевой задачи (1.8) был введен безразмерный регуляризирующий параметр а, который в расчетах собственной частоты волновой моды (1, 1) для сосудов с R0 = 7 и 9.8 см принимал значения порядка 10–7. Физически это соответствует колебаниям жидкости в зазоре между двумя концентрическими цилидрами с внешним радиусом R0 и бесконечно малым внутренним R *. Значение R *= aR0 для использованных в эксперименте сосудов составляли величину порядка 10–6 см.
В эксперименте для оценки эффекта внутреннего цилиндра на частоту волновых мод в цилиндре с R0 = 9.8 см в центр донного возвышения помещалась стальная проволочка диаметром 2R * = 0.1 см, что соответствовало безразмерному параметру a = 0.005. Измеренные собственные частоты равны w0,1 = 18.30 ± 0.41 с–1 и w1,1 = 10.42 ± 0.63 с–1 и с учетом погрешности измерений совпали с частотой для кругового цилиндра радиуса R0 = 9.8 см (см. табл. 1). Этот экспериментальный факт подтверждает правомерность введения в краевую задачу (1.8) безразмерного регуляризирующего параметра а.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В приближении длинных волн сформулирована и численно решена задача о стоячих волнах в круговом цилиндрическом сосуде переменной глубины при использовании алгоритма ускоренной сходимости. В результате проведенных расчетов с высокой точностью определена собственная частота основной волновой моды.
Для сравнения теоретических результатов представлены новые экспериментальные данные по возбуждению стоячих поверхностных гравитационных волн в круговом цилиндрическом сосуде с параболическим и коническим возвышениями на дне. Показано совпадение рассчитанных и измеренных значений собственной частоты основной волновой моды в сосудах с профилированным дном.
Получено экспериментальное подтверждение эффекта влияния донного возвышения на частоту основной моды в круговом цилиндре.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Работа выполнена по темам государственных заданий № 123021700050-1 и 123021700044-1. Эксперименты проводились на стенде ДСО (уникальная научная установка Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН).
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы работы заявляют, что у них нет конфликта интересов.
Об авторах
С. В. Нестеров
Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН
Email: kalin@ipmnet.ru
Россия, Москва
В. А. Калиниченко
Институт проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: kalin@ipmnet.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Rayleigh L. On waves // Lond. Edinb. Dublin Philos. Mag. J. Sci. 1876. V. 1. No. 4. P. 257–279. doi: 10.1080/14786447608639037
- Ламб Г. Гидродинамика. М.-Л.: Гостехиздат, 1947. 928 с.
- Lawrence H.R., Wang C.J., Reddy R.B. Variational solution of fuel sloshing modes // J. Jet Propuls. 1958. V. 28. No. 11. P. 729–736. doi: 10.2514/8.7443
- Моисеев Н.Н., Петров А.А. Численные методы расчета собственных частот колебаний ограниченного объема жидкости. Серия «Математические методы в динамике космических аппаратов». Вып. 3. М.: ВЦ АН СССР, 1966. 269 с.
- Abramson H.N. The Dynamic Behavior of Liquids in Moving Containers // NASA SP-106. 1966.
- Ibrahim R.A. Liquid sloshing dynamics: theory and applications. Cambridge Univ. Press, 2005. 948 p.
- Калашник М.В., Кахиани В.О., Ломинадзе Дж.Г., Патарашвили К.И., Свиркунов П.Н., Цакадзе С.Д. Нелинейные изохронные колебания жидкости в параболоиде. Теория и эксперимент // Изв. РАН. МЖГ. 2004. № 5. С. 131–142.
- Weidman P. New axisymmetric containers for isochronous sloshing: a tribute to B. Andreas Troesch // Inverse Probl. Sci. Eng. 2016. V. 24. No. 7. P. 1240–1248. doi: 10.1080/17415977.2016.1160394
- Akulenko L.D., Nesterov S.V. High-precision methods in eigenvalue problems and their applications. Boca Raton: CRC Press, 2005. 255 p.
- Акуленко Л.Д., Калиниченко В.А., Нестеров С.В. Сейши в канале с резким изменением рельефа дна // Изв. РАН. МЖГ. 2012. № 3. С. 103–111.
- Калиниченко В.А., Нестеров С.В., Со А.Н. Стоячие поверхностные волны в прямоугольном сосуде с локальными нерегулярностями стенок и дна // Изв. РАН. МЖГ. 2017. № 2. С. 65–74. doi: 10.7868/S0568528117020104
- Нестеров С.В. Собственные частоты и формы сейш в канале переменной глубины // ПММ. 2022. T. 86. № 3. С. 365–369. https://doi.org/10.31857/S0032823522030080
- Стенд «Исследования динамики и структуры осциллирующих течений» (ДСО). УИУ ГФК ИПМех РАН. http://www.ipmnet.ru/uniqequip/gfk/#aboutDSO
- Калиниченко В.А., Нестеров С.В., Секерж-Зенькович С.Я., Чайковский А.А. Экспериментальное исследование поверхностных волн при резонансе Фарадея // Изв. РАН. МЖГ. 1995. № 1. С. 122–129.
- Калиниченко В.А., Кравцов А.В., Родригес-Мижангес Р., Секерж-Зенькович С.Я., Флорес-Эспиноза Р. Гармоническая неустойчивость поверхности маловязкой жидкости в вертикально колеблющемся сосуде // ПММ. 2000. Т. 64. Вып. 2. С. 285–292.
Дополнительные файлы
