Цифровой детокс от социальных сетей среди студенческой молодежи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Исследован цифровой детокс от социальных сетей среди студенческой молодежи. На основе 30 полуструктурированных интервью со студентами гуманитарных специальностей в возрасте 18–24 лет в логике «обоснованной теории» проведено открытое и осевое кодирование. Определены условия, способствующие цифровому детоксу, мотивы непосредственного цифрового детокса от соцсетей, мотивы, препятствующие цифровому детоксу, его последствия для жизни информантов и их планы на будущее в отношении детокса. Среди условий, способствующих детоксу, выделены положительное отношение к цифровым технологиям в семьях информантов и активная невиртуальная жизнь, наполненная хобби. Цифровой детокс происходит в периоды, требующие максимальной концентрации внимания, например, во время сессии, при возвращении к родным иногородних студентов; отказ от соцсетей возможен также вследствие переоценки жизненных ценностей и стремления к более осознанной жизни. Среди мотивов цифрового детокса выделены: цифровое выгорание, цифровое потребление, конфиденциальность в сети и нонконформизм. Исследование показало, что информанты не удаляют полностью свои аккаунты из всех соцсетей, поскольку социальные сети предоставляют удобный доступ к информации и возможность коммуникации с теми людьми, общение с которыми происходит только в онлайн-пространстве. Последствия цифрового детокса связаны с улучшением разных аспектов качества жизни: отношений с ближайшим окружением, увеличением времени для саморазвития и досуга, нормализацией эмоционального состояния. Предложены направления для изучения данной темы в рамках количественной методологии.

Об авторах

Н. С. Воронина

Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН

Email: navor@bk.ru
Москва, Россия

Ю. А. Королева

Государственный академический университет гуманитарных наук

Email: julialove7412@gmail.com
Королев, Россия

Список литературы

  1. Бауман З. (2005) Индивидуализированное общество. М.: Логос. 390 с.
  2. Bauman Z. (2005) Individualizirovannoe obshchestvo [Individualized society]. Moscow: Logos. 390 p. (In Russ.)
  3. Гофман И. (2000) Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле. 304 с.
  4. Gofman I. (2000) Predstavlenie sebya drugim v povsednevnoj zhizni [Introducing yourself to others in everyday life]. Moscow: KANON-press-C, Kuchkovo pole. 304 p. (In Russ.)
  5. Грановеттер М. (2009) Сила слабых связей // Экономическая социология. № 4. С. 31–50.
  6. Granovetter M. (2009) The strength of weak ties. Ekonomicheskaya sociologiya, no. 4, pp. 31–50. (In Russ.)
  7. Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. (2020) Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей) // Вестник РУДН. Серия Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 572–581. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581
  8. Efimova G.Z., Semenov M.Yu. (2020) Digital Detox for Youth (Based on the Use of Social Networks). Vestnik RUDN. Seriya Sociologiya, no. 20 (3), pp. 572–581. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581 (In Russ.)
  9. Кастельс М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ. 608 c.
  10. Kastel’s M. (2000) Informacionnaya epoha: ekonomika, obshchestvo i kul’tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moscow: GU VSHE. 608 p. (In Russ.)
  11. Маклюэн М. (2001) Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр. 432 c.
  12. Maklyuen M. (2001) Galaktika Gutenberga: Sotvorenie cheloveka pechatnoj kul’tury [The Gutenberg Galaxy: The Making of Print Culture Man]. Kiev: Nika-Centr. 432 p. (In Russ.)
  13. Мельникова М.С., Яковлев И.П. (2014) Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. Т. 9. № 1. С. 254–257.
  14. Mel’nikova M.S., Yakovlev I.P. (2014) The concept of “Social network” in sociological theories and Internet practices. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literature, no. 9 (1), pp. 254–257. (In Russ.)
  15. Страусс А., Корбин Дж. (2001) Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС. 256 с.
  16. Strauss A., Korbin Dzh. (2001) Osnovy kachestvennogo issledovaniya: obosnovannaya teoriya, procedury i tekhniki [Fundamentals of Qualitative Research: Grounded Theory, Procedures, and Techniques]. Moscow: Editorial URSS. 256 p. (In Russ.)
  17. Тоффлер Э. (1999) Третья волна. М.: Издательство ACT. 261 c.
  18. Toffler E. (1999) Tret’ya volna [Third wave]. Moscow: Izdatel’stvo ACT. 261 p. (In Russ.)
  19. Baker K.R. White K.M. (2011) In their Own Words: Why Teenagers don’t Use Social Networking Sites. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, vol. 14, is. 6, pp. 395–398. https://doi.org/10.1089/cyber.2010.0016
  20. Billedo C.J., Kerkhof P., Finkenauer C. (2015) The Use of Social Networking Sites for Relationship Maintenance in Long-Distance and Geographically Close Romantic Relationships // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, vol. 18, is. 3, pp. 152–157. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0469
  21. Dabbagh N., Kitsantas A. (2012) Personal Learning Environments, Social Media, and Self-Regulated Learning: A Natural Formula for Connecting Formal and Informal Learning. Internet and Higher Education, vol. 15, is. 1, pp. 3–8. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2011.06.002
  22. Felix L., Dean B. (2012) Our story, 2 decades in the making. Digital detox. https://www.digitaldetox.com/ our-story (accessed July 09, 2024).
  23. Mccown J.A., Fischer D., Page R., Homant M. (2001) Internet Relationships: People who Meet People. Cyber Psychology & Behavior, vol. 4, is. 5, pp. 593–596. https://doi.org/10.1089/109493101753235188
  24. Miller D., Costa E., Haynes N. et al. (2016) How the World Changed Social Media. UCL Press. 263 p. https://doi.org/10.14324/111.9781910634493
  25. Przybylski A.K. Murayama K., De Haan C.R., Gladwell V. (2013) Motivational, Emotional, and Behavioral Correlates of Facebook Use. Computers in Human Behavior, vol. 29, is. 3, pp. 1847–1855. https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.02.014
  26. Radtke T., Apel T., Schenkel K. et al. (2022) Digital Detox: An Effective Solution in the Smartphone Era? A Systematic Literature Review. Mobile Media & Communication, vol. 10, is. 2, pp. 190–215. https://doi.org/10.1177/20501579211028647
  27. Schmuck D. (2020) Does Digital Detox Work? Exploring the Role of Digital Detox Applications for Problematic Smartphone Use and Well-Being of Young Adults Using Multigroup Analysis. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, vol. 23, is. 8, pp. 526–532. https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0578
  28. Tufekci Z. (2008) Grooming, Gossip, Facebook and MySpace: What Can we Learn About these Sites from those Who Won’t Assimilate? Information, Communication & Society, vol. 11, is. 4, pp. 544–640. https://doi.org/10.1080/13691180801999050
  29. Ugur N.G., Koc T. (2015) Time for Digital Detox: Misuse of Mobile Technology and Phubbing. Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 195, pp. 1022–1031. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.06.491
  30. Wyatt S., Thomas G., Terranova T. (2002) They Came, They Surfed, They Went Back to the Beach: Conceptualizing Use and Non-use of the Internet. In: Virtual Society? Technology, Cyberbole, Reality. Ed. S. Woolgar. Oxford: Oxford University Press. Pp. 23–40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».