Эстетика идентичности и историческая тема в экранных искусствах
- Авторы: Андреев А.Л.1,2, Кузнецова Т.В.3
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Национальный исследовательский университет МЭИ
- МГУ им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: № 5 (2024)
- Страницы: 60-71
- Раздел: Медийные исследования
- URL: https://bakhtiniada.ru/0869-0499/article/view/281113
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869049924050051
- EDN: https://elibrary.ru/JUTARH
- ID: 281113
Цитировать
Аннотация
Статья посвящена роли искусства в формировании исторического самосознания как основы российской идентичности. В аналитический аппарат теории идентичности предложено ввести новое понятие – «эстетика идентичности», которое позволяет раскрыть неисследованные аспекты идентичности, связанные с эмоционально-образной стороной социального мышления. Под этим углом зрения рассмотрена тематика российской экранной продукции, отмечены как ее творческие достижения, так и определенная ограниченность диапазона. В частности, утверждается, что российское кино сравнительно мало сделало для художественного осмысления эпохи, завершившей существование императорской России. Дефицит качественной экранной продукции, представляющей зрителю эстетически содержательные образы России периода поздней империи, связан с инерцией некоторых идеологически тенденциозных стереотипов советского времени. Несмотря на немалые достижения пореформенной и предреволюционной России, несмотря на значительный эстетический потенциал российской жизни того времени, запечатленной в живописи и художественной фотографии, современный экран пока пребывает в поисках эстетического ключа к этому важному периоду. Обоснован вывод, согласно которому без всестороннего освоения художественным мышлением эпохи поздней империи сложно рассчитывать на возникновение эстетической эмпатии, необходимой для понимания внутренней связанности российской истории и формирования полноценного чувства безусловной сопричастности ей.
Полный текст

Об авторах
Андрей Леонидович Андреев
Институт социологии ФНИСЦ РАН; Национальный исследовательский университет МЭИ
Автор, ответственный за переписку.
Email: Sympathy_06@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1692-573X
доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, профессор НИУ МЭИ
Россия, Москва; МоскваТатьяна Викторовна Кузнецова
МГУ им. М.В. Ломоносова
Email: 89163805403@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8062-8495
доктор философских наук, профессор философского факультета
Россия, 119234, Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корпус 4Список литературы
- Андреев А.Л. (2015) Специализация цивилизаций и аттракторы мирового развития // Общественные науки и современность. № 1. С. 139–147. / Andreev A.L. (2015) Specialization of civilizations and attractors of world development. Obschestvennye nauki i sovremennost, no. 1, pp. 139–147.
- Андреев А.Л., Андреев И.А., Слободенюк Е.Д. (2022) Представления россиян о будущем России // Социологические исследования. № 10. C. 49–61. / Andreev A.L., Andreev I.A., Slobodenyuk E.D. (2022) Representations of Russians about the future of Russia. Socis, no. 10, pp. 49–61.
- Зябликов А.В. (2022) Формирование советской идентичности средствами отечественного кинематографа в 1920-е – 50-е гг.: к постановке проблемы // Вестник Костромского государственного университета. Т. 28. № 3. С. 52–62. / Zyablikov A.V. (2022) The formation of Soviet identity by means of domestic cinema in the 1920s – 50s: towards the formulation of the problem. Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo Universiteta, vol. 28, no. 3, pp. 52–62.
- Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (2022). М.: Весь мир. 248 с. / Istoricheskoe soznanie rossiyan: ocenki proshlogo, pamyat’, simvoly [The historical consciousness of Russians: assessments of the past, memory, symbols] (2022). M.: Ves mir. 248 p.
- Карамзин Н.М. (1984) Письма русского путешественника. Л.: Наука. 718 с. / Karamzin N.M. (1984) Pis’ma russkogo puteshestvennika [Letters of a Russian traveler]. Leningrad: Nauka. 718 p .
- Переписка Анджея Валицкого и М.А. Маслина (2022) // Историко-философский альманах. Вып. 7. М.: Изд. Воробьёв А.В. С. 159–200. / Perepiska Andzheya Valickogo i M.A. Maslina [Correspondence of Andrzej Walicki and M.A. Maslin] (2022). In: Historical and philosophical Almanah. Is. 7. Moscow: Ed. Vorobyov A.V. Pp. 159–200.
- Флигстин Н., Макадам Д. (2022) Теория полей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 462 с. / Fligstin N., Makadam D. (2022) Teoria poley [Theory of fields]. Moscow: Vysshaya Shkola ekonomiki. 462 p.
- Хантингтон С. (1994) Столкновение цивилизаций? // Полис. Политические исследования. № 1. С. 33–48. / Huntington S. (1994) Clash of Civilizations? Polis, no. 1, pp. 33–48.
- Цыркун С. (2009) «Очень приятно, царь». «Иван Грозный», режиссёр Андрей А. Эшпай // Искусство кино. № 5. (https://old.kinoart.ru/archive/2009/05/n5-article9). / Tsyrkun S. (2009) “Very nice, tsar”. “Ivan the Terrible”, directed by Andrey A. Eshpai. Iskusstvo kino, no. 5. (https://old.kinoart.ru/archive/2009/05/n5-article9).
- The Transformation of Higher Learning. 1860–1930 (1982) / Ed. by K. Jarausch. Stuttgart: Klett-Cotta. 375 р.
Дополнительные файлы
