Влияние воды на смеси на основе полилактида и полибутиленадипинаттерефталата
- Авторы: Селезнева Л.Д.1,2, Подзорова М.В.1,2, Тертышная Ю.В.1,2, Романов Р.Р.2, Попов А.А.1,2
-
Учреждения:
- Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля Российской академии наук
- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
- Выпуск: Том 43, № 3 (2024)
- Страницы: 103-111
- Раздел: Химическая физика полимерных материалов
- URL: https://bakhtiniada.ru/0207-401X/article/view/263299
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0207401X24030116
- EDN: https://elibrary.ru/VFPQFC
- ID: 263299
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе изучали воздействие воды на композиции полилактида и полибутиленадипинаттерефталата, смешение которых проводили в расплаве с последующим прессованием. Приготовлены смеси, в которых содержание полибутиленадипинаттерефталата составило 10, 20 и 30 мас. %. Исследовано влияние воздействия дистиллированной воды на пленочные образцы смесей при температуре (22 ± 2)°C в течение 270 сут. После воздействия обнаружены визуальные изменения: помутнение образцов и появление дефектов. Методом дифференциальной сканирующей калориметрии определены теплофизические характеристики до и после гидролитической деградации. Показано снижение температуры холодной кристаллизации в чистом полилактиде и в образце с малым содержанием полибутиленадипинаттерефталата (10%), а также исчезновение пика холодной кристаллизации при содержании полибутиленадипинаттерефталата 20 и 30 мас. %. Степень кристалличности полилактида после воздействия воды имеет тенденцию к увеличению от 0 до 16%. Изменение химической структуры смесевых образцов контролировали методом ИК-спектроскопии.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Одним из процессов разрушения полимеров является гидролитическая деструкция, которая вызывается водой. Водная среда может оказывать значительное воздействие на полимерные материалы [1]. Во время этого типа деструкции молекулы воды диффундируют в полимер и протекает гидролиз сложноэфирных связей [2, 3]. В процессе гидролитической деструкции меняется химический состав, структура и, как следствие, механические, теплофизические и другие свойства материалов.
Важные факторы, влияющие на гидролиз, – это степень кристалличности, молекулярная масса, наличие пластификаторов, стабилизирующих агентов, компатибилизаторов и нанодисперсных наполнителей, а также особые свойства образца, такие как шероховатость поверхности, толщина и пористость. Температура и рН среды являются наиболее важными внешними факторами [4].
Полилактид (ПЛА) и полибутиленадипинаттерефталат (ПБАТ) заявлены производителями как биоразлагаемые материалы. Поскольку предполагается их самопроизвольное разложение в почве после, как правило, краткосрочного использования, выбраны условия, близкие к стандартным: атмосферное давление и температура (22 ± 2)°C. Биоразложение в почве – комплексный процесс. Вода является одним из факторов воздействия на материал. Поэтому цель данного исследования – оценка действия воды как фактора окружающей среды на ПЛА, ПБАТ и их смеси.
Говоря про материалы на основе полилактида, стоит отметить, что несмотря на свою гидрофобность, этот полимер подвержен гидролизу. В работе [5] исследовали гидролитическую деградацию смесей полилактид–поликапролактон (ПЛА : ПКЛ) в буферном растворе при рН 4, 7, 10 в течение 50 дней. Максимальная скорость потери массы наблюдалась при рН 10 для обоих полимеров и их смесей.
Не менее важным фактором гидролиза ПЛА является температура. Сначала гидролитическое расщепление сложноэфирных связей протекает в аморфных областях. Деструкция начинается с поверхности и переходит в объем полимера [6]. Гидролитическую деструкцию композитов на основе ПЛА и глины с содержанием последней 5, 10, 15% проводили в течение 6 недель при Т = 25, 37 и 80°C [7]. Необходимо отметить, что композиты представляют собой гетерогенные системы, в которых всегда имеется граница раздела или межфазный слой [8]. Межфазный слой и приграничные области характеризуются пониженной плотностью по сравнению с составляющими фазами. Материалы с такой структурой более активно подвергаются воздействию агрессивных сред, поэтому композиты больше подвержены разрушению, чем чистые полимеры [9].
Скорость биодеградации и гидролиза как неотъемлемых частей биодеструкции ПБАТ измеряли в фосфатном буферном растворе (рН 8.0) при 58°C. Для имитации гидролиза в процессе компостирования был также добавлен вермикулит ввиду схожей с компостом текстуры и способности удерживать влагу. Сложноэфирная группа в алифатическом звене бутиленадипината более восприимчива к гидролизу, чем в бутилентерефталате [10].
Исследование композиций ПЛА : ПБАТ важно с точки зрения перспективности использования таких материалов. Композиты ПЛА : ПБАТ обладают улучшенными механическими характеристиками и способностью к биоразрушению по сравнению с чистым ПЛА [11, 12]. Наличие границы раздела фаз влияет на структуру и свойства полимерных смесей. Так, авторы [13] в своем обзоре исследовали смеси ПЛА : ПБАТ и пришли к выводу, что они проявляют многофазное поведение из-за несовместимости характеристик каждого компонента. Показано, что высокая разница в значениях параметрах растворимости между ПЛА и ПБАТ указывает на несовместимость этой пары полимеров [14–16]. Признаки межфазного расслоения в смесях, наблюдаемые авторами методом сканирующей электронной микроскопии (СЭМ), указывали на слабую межфазную адгезию в смесях ПЛА : ПБАТ (рис. 1) [16]. В составах, близких к составам с инверсией фаз, как правило, образуется межфазный слой, который влияет на поведение образцов при воздействии агрессивных факторов окружающей среды.
Рис. 1. Полученная методом СЭМ фотография образца пленки ПЛА90 : ПБАТ10 [16].
В процессе гидролиза ПБАТ происходит разрыв цепи, что приводит к охрупчиванию материала, т.е. материал меняет свои пластичные свойства на хрупкие при старении [17–19]. Процесс гидролитической деструкции ПЛА происходит в несколько стадий [20]: 1) диффузия воды в материал; 2) гидролиз цепей в аморфной фазе; 3) снижение молекулярной массы за счет гидролитического расщепления сложноэфирных связей и образования водорастворимых соединений; 4) гидролиз кристаллической фазы, который может происходить с помощью автокаталитического механизма при увеличении кислотности среды.
В данной работе исследован процесс воздействия водной среды на смеси ПЛА : ПБАТ при температуре (22 ± 2)°C в течение 270 сут. Изменение морфологии было изучено оптическим методом, а изменение структурных характеристик зафиксировано с помощью дифференциальной сканирующей калориметрии (ДСК) и ИК-спектроскопии.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В качестве образцов использовали пленочные материалы на основе полилактида марки 2003D производства компании Nature Works, (USA) и полибутиленадипинаттерефталата марки TH801T (Shanghai Hengsi New Material Science, China). Полимеры смешивали при температуре 175°C в смесительной камере компании Brabender (Germany) в течение 10 мин. Затем смеси измельчали на роторно-ножевой мельнице (Вибротехника, Россия).
Пленочные образцы были получены на лабораторном прессе ОПА (Биолент, Россия) при температуре прессования (170 ± 5)°C. Время прессования составляло 1 мин при давлении 50 МПа. Пленки охлаждали в воде при температуре (15 ± 2)°C. Толщина полученных пленок находилась в пределах 300–350 мкм.
Для определения теплофизических характеристик полученных смесей использовался калориметр DSC 214 Polyma производства компании NETZSCH (Germany). Основной температурный диапазон – 20–200°С, скорость сканирования – 10°С/мин. Навеска образца составляла (10 ± 0.3) мг.
Величину степени кристалличности (χкр) рассчитывали по формуле
где ∆Нпл – теплота плавления согласно ДСК-кривой, ∆Нхк – энтальпия холодной кристаллизации, ∆Нпл* = 93.1 Дж/г – теплота плавления идеального кристаллита [16], х – доля ПЛА.
Кинетику поглощения дистиллированной воды исследовали в течение 240 ч до достижения материалами равновесия. Испытание проводили в соответствии с ГОСТ 4650-2014. Анализ гидролитической деструкции проводили после 270 дней нахождения образцов в дистиллированной воде.
После достижения равновесного количества воды в образце его вынимали из воды, просушивали фильтровальной бумагой и не более чем через 1 мин взвешивали на электронных аналитических весах марки ATL-220d4-I производства компании Acculab (Germany).
Степень водопоглощения (αв) рассчитывали по формуле
где m1 – исходная масса образца, m2 – масса образца после воздействия воды.
Метод инфракрасной спектроскопии используют для химического анализа состава смесей. С его помощью можно идентифицировать состав смеси, а также зафиксировать изменения в составе после воздействия влаги, кислорода, ультрафиолета, экспонирования в почве.
Эксперимент проводили на ИК-фурье-спектрометре Lumos производства компании Bruker (Germany). Спектры снимали при температуре (22 ± 2)°C в диапазоне длин волн 4000 ≤ λ ≤ ≤ 600 см−1 методом нарушенного полного внутреннего отражения (МНПВО).
Морфологию материалов исследовали с помощью оптического микроскопа BX 3 MPS LED производства компании Olympus (Japan) с разрешением 200× в отраженном свете.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
При изучении смесей ПЛА : ПБАТ установлено, что водная среда способствует разрушению материала. Из рис. 2 видно, что есть визуальные изменения. Это отмечается и на микрофотографиях: образуются дефекты, темные пятна (рис. 3). Процесс деструкции полимеров начинается с поверхности. Когда в структуре поверхностных слоев образуются значительные повреждения, дефекты проникают в основную массу материала и дальше продолжаются реакции разрыва молекулярных цепей в полимерной матрице [21, 22].
Рис. 2. Фотография исходного ПЛА и после его выдержки в воде в течение 270 дней.
Рис. 3. Микрофотографии исходного ПЛА и состава ПЛА80 : ПБАТ20 до (а, в) и после 270 дней гидролиза (б, г).
Теплофизические характеристики исходных образцов и после гидролитической деградации были изучены методом ДСК (табл. 1). В исходных композициях температура стеклования (Тст) и плавления (Тпл) ПЛА при добавлении ПБАТ практически не изменяется. При добавлении ПБАТ в ПЛА до 30 мас. % пик, характеризующий температуру стеклования, становится более ярко выраженным по сравнению с пиком, соответствующим чистому ПЛА. На само значение температуры стеклования Тст = (55 ± 3)°C введение ПБАТ практически не влияет. Температура холодной кристаллизации с добавлением ПБАТ смещается в сторону больших температур: с 98 до 112°C. На значение температуры плавления полилактида Тпл ПЛА ≈ 145°C введение ПБАТ практически не влияет.
Таблица 1. Теплофизические характеристики смесей ПЛА : ПБАТ до и после действия воды в течение 270 сут
Состав смеси, мас. % | Тст, °С (±0.5°C) | Тх.к., °С (±0.5°C) | Тпл, °С (±0.5°C) | χкр*, (±1%) |
Исходные | ||||
ПЛА | 52 | 99 | 144 | 0 |
ПЛА90 : ПБАТ10 | 53 | 105 | 146 | 10.77 |
ПЛА80 : ПБАТ20 | 58 | 95 | 147 | 24.79 |
ПЛА70 : ПБАТ30 | 56 | 109 | 145 | 8.79 |
После воздействия воды в течение 270 сут | ||||
ПЛА | – | 89 | 148 | 16.32 |
ПЛА90 : ПБАТ10 | 63 | 95 | 151 | 22.72 |
ПЛА80 : ПБАТ20 | 62 | – | 149 | 25.79 |
ПЛА70 : ПБАТ30 | 66 | – | 149 | 20.95 |
После воздействия водной среды в течение 270 дней величины теплофизических характеристик меняются (рис. 4). Температура стеклования смещается в сторону больших температур: с (55 ± 3) до (64 ± 2)°C. Холодная кристаллизация ПЛА и смеси состава ПЛА90 : ПБАТ10 смещается в сторону меньших температур, с 92.2 до 89.0°C и с 104.9 до 95.2°C соответственно, и становится менее выраженной, а в смесях состава ПЛА80 : ПБАТ20 и ПЛА70 : ПБАТ30 полностью отсутствует, что может свидетельствовать о релаксации и докристаллизации ПЛА ниже температуры стеклования во время выдержки образцов в воде.
Рис. 4. Термограммы ДСК образцов чистого ПЛА и составов ПЛА90 : ПБАТ10, ПЛА80 : ПБАТ20, ПЛА70 : ПБАТ30 (снизу вверх) до (черные линии) и после их выдержки в воде (пурпурные линии) в течение 270 дней.
Для всех составов наблюдается смещение плавления в сторону больших температур на 3–5°C (табл. 1), что связано с совершенствованием кристаллической структуры. Степень кристалличности после выдержки в воде увеличивается на 12–16% для ПЛА и составов ПЛА90 : ПБАТ10, ПЛА70 : ПБАТ30. Данный эффект может быть результатом частичной деструкции макроцепей в аморфной фазе ПЛА с дальнейшим вымыванием низкомолекулярных фрагментов. Лишь для состава ПЛА80 : ПБАТ20 не наблюдалось изменение кристаллической структуры, что представляет интерес и будет предметом дальнейших исследований.
Изменение химической структуры смесевых композиций ПЛА : ПБАТ после воздействия воды исследовалось методом ИК-спектроскопии. Существенных изменений в спектрах ПЛА и состава ПЛА90 : ПБАТ10 не произошло. На ИК-спектрах смесей ПЛА80 : ПБАТ20 и ПЛА60 : ПБАТ40 заметны изменения интенсивностей характеристических полос ПЛА и ПБАТ, а также появление пиков, характерных для гидролитического распада полимеров (рис. 5–7).
Рис. 5. ИК-спектры (МНПВО) исходного ПЛА (1) и после его выдержки в воде в течение 270 дней (2).
Рис. 6. ИК-спектры (МНПВО) образца состава ПЛА80 : ПБАТ20 – исходного (1) и после его выдержки в воде (2) в течение 270 дней.
Рис. 7. ИК-спектры (МНПВО) образца состава ПЛА60 : ПБАТ40 – исходного (1) и после его выдержки в воде (2) в течение 270 дней.
На ИК-спектрах наблюдается смещение интенсивной полосы при 1740 см−1 до 1760 см−1. С одной стороны, это, видимо, связано с гидролизом в основном алифатической сложноэфирной связи между остатком бутандиола и адипиновой кислоты (1740 см−1), а с другой – появлением свободной гидроксильной алифатической карбоксильной группы (1760 см−1). Что касается полосы поглощения, соответствующей ароматическому сложному эфиру (1720 см−1), то ее наличие обнаруживается и после выдержки в воде в виде плеча при той же частоте. На качественном уровне полученный результат указывает на преимущественный гидролиз алифатического эфира с образованием концевой карбоксильной группы адипинового фрагмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования влияния дистиллированной воды на смесевые композиции ПЛА : : ПБАТ различных составов при Т = (22 ± 2)°C было показано, что изменяются теплофизические характеристики образцов и их химическая структура. После гидролитической деградации в течение 270 суток на ДСК-кривых образцов с содержанием ПБАТ 20 и 30 мас. % исчезает пик холодной кристаллизации полилактида, при этом возрастает степень кристалличности ПЛА. Визуально наблюдается характерное изменение образцов в результате выдержки в воде.
Методом ИК (МНПВО) продемонстрированы изменения химической структуры исследуемых образцов. Показано, что пик, соответствующий карбонильным группам, сместился в сторону пика карбоксильных групп, что, по-видимому, отражает протекание гидролиза.
Авторы выражают благодарность Центру коллективного пользования РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также Центру коллективного пользования “Новые материалы и технологии” (ЦКП ИБХФ РАН) за предоставленное оборудование. Работа выполнена при финансовой поддержке РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Об авторах
Л. Д. Селезнева
Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля Российской академии наук; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Автор, ответственный за переписку.
Email: mariapdz@mail.ru
Россия, Москва; Москва
М. В. Подзорова
Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля Российской академии наук; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Email: mariapdz@mail.ru
Россия, Москва; Москва
Ю. В. Тертышная
Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля Российской академии наук; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Email: mariapdz@mail.ru
Россия, Москва; Москва
Р. Р. Романов
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Email: mariapdz@mail.ru
Россия, Москва
А. А. Попов
Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля Российской академии наук; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Email: mariapdz@mail.ru
Россия, Москва; Москва
Список литературы
- Тертышная Ю.В., Подзорова М.В. // ЖПХ. 2021. Т. 94. № 5. С. 638; https://doi.org/10.31857/S0044461821050121
- Zhou Q., Xanthos M. // Polym. Eng. Sci. 2010. V. 50. №2. P. 320e330; https://doi.org/10.1002/pen.21520
- Тертышная Ю.В., Подзорова М.В, Храмкова А.В. // Хим. физика. 2023. Т. 42. №1. С. 35; https://doi.org/10.31857/S0207401X23010090
- Olewnik-Kruszkowska E. // Polym. Degrad. Stab. 2016. V. 129. P. 87; https://doi.org/10.1016/j.polymdegradstab.2016.04.009
- Scaffaro R., Lopresti F., Botta L. // Eur. Polym. J. 2017. V. 96. P. 266; https://doi.org/10.1016/j.eurpolymj.2017.09.016
- Elsawya M.A., Kimc K.-H., Parkc J.-W., Deepb A. // Renew.Sust. Energ. Rev. 2017. Vol. 79. P. 1346; https://doi.org/10.1016/j.rser.2017.05.143
- Rapacz-Kmita A., Stodolak-Zych E., Szaraniec B., Gajek M., Dudek P. // Mater. Lett. 2015. V. 146. P. 73; https://doi.org/10.1515/adms-2016-0002
- Karpova S.G., Tertyshnaya Y.V., Podzorova M.V., Popov A.A. // Polym Sci Ser A. 2021. V. 63. P. 515; https://doi.org/10.31857/S2308112021050060
- Варьян И.А., Колесникова Н.Н., Попов А.А. // Хим. физика. 2021. Т. 40. № 12. С. 42; https://doi.org/10.31857/S0207401X21120153
- Kijchavengkul T., Auras R., Rubino M. et al. // Polym. Degrad. Stab. 2010. V. 95. P. 2641; https://doi.org/10.1016/j.polymdegradstab.2010.07.018
- Zhang M., Jia H., Weng Y., Lia C. // Int. Biodeterior Biodegradation. 2019. V. 145. P. 104817; https://doi.org/10.1016/j.ibiod.2019.104817
- Nofar M., Heuzey M.C., Carreau P.J., Kamal M.R., Randall J. // J. Rheol. 2016. V. 60. P. 637; https://doi.org/10.1122/1.4953446
- Jian J., Xiangbin Z., Xianbo H. // Adv. Ind. Eng. Polym. Res. 2020. V. 3. № 1. P. 19; https://doi.org/10.1016/j.aiepr.2020.01.001
- Meaurio E., Zuza E., Sarasua J.R. // Macromolecules 2005. V. 38. № 22. P. 9221; https://doi.org/10.1021/ma051591m
- Kumara P.H.S., Nagasawa N., Yagi T., Tamada M. // J. Appl. Polym. Sci. 2008. V. 109. № 5. P. 3321; https://doi.org/10.1002/app.28402
- Zhao X., Hu H., Wang X. et al. // RSC Adv. 2020. V. 10. № 22. P. 13316; https://doi.org/10.1039/D0RA01801E
- Boudaoud N., Benali S., Mincheva R. et al. // Polym Int. 2018. V. 67. № 10. P. 1393; https://doi.org/10.1002/pi.5659
- Hocker S.J., Kim W.T., Schniepp H.C., Kranbuehl D.E. // Polymer. 2018. V. 158. P. 72; https://doi.org/10.1016/j.polymer.2018.10.031
- Bardin A., Gac P.Y. Le, Cérantola S. et al. // Polym. Degrad. Stab. 2020. V. 171. P. 109002; https://doi.org/10.1016/j.polymdegradstab.2019.109002
- Gorassi G., Pantani R. // Adv. Polym. Sci. 2016. P. 119; https://doi.org/10.1007/12_2016_12
- Tertyshnaya Y.V., Podzorova M.V., Varyan I.A. et al. // Polymers 2023. V. 15. P. 1029; https://doi.org/10.3390/polym15041029
- Kale B.G., Auras R., Singh S.P. // Packag. Technol. Sci. 2007. V. 20. P. 49; https://doi.org/10.1002/pts.742
Дополнительные файлы
