Private higher education in China: evolution, role, and prospects

Cover Page

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

The article presents the author’s analysis of key trends, prospects, and problems in the development of private higher education (PHE) in China, in the context of the state strategy of turning the country into a world leader in the field of education. Having revived in the 1980s after a long break and having received legislative formalization, the PHE sector has been rapidly developing thanks to consistent state support (subsidies, benefits, reduction of administrative barriers). By 2024, private universities accounted for more than a quarter of all higher education institutions, enrolling about 9.94 million people and significantly expanding the availability of higher education. Their competitive advantages - management flexibility, the ability to quickly respond to labor market demands, and a focus on practical specialties - contribute to improving the quality of personnel training. PHE is financed mainly through tuition fees and private investment, including the active participation of large corporations creating research universities to support technological sovereignty. The latest trend is internationalization, attracting foreign students and partnerships. Despite impressive growth and optimistic forecasts, the sector faces challenges such as shortages and high turnover of skilled personnel, limited research funding, competition, and the need to adapt to demographic shifts. The successful future of private higher education and its contribution to achieving government goals depends on addressing these challenges through revenue diversification, cooperating with businesses, and further adjustment of regulatory policies.

About the authors

M. Guleva

Lomonosov Moscow State University

Email: guleva.m@gmail.com
Moscow, Russian Federation

References

  1. Временные положения о создании частных высших учебных заведений [民办高等学校设置暂行规定]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A02/s5911/moe_621/199308/t19930817_81912.html (дата обращения: 01.06.2025) (на кит. яз.).
  2. Рут Хейхо, Цзин Линь. Социальная трансформация и частное образование в Китае [Ruth Hayhoe, Jing Lin. Social transformation and private education in China] // The Journal of Asian Studies, 2000. URL: https://www.researchgate.net/publication/248654132_Social_Transformation_and_Private_Education_in_China (дата обращения: 01.06.2025) (на кит. яз.).
  3. Закон Китайской Народной Республики о содействии частному образованию [中华人民共和国民办教育促进法]. URL: https://www.gov.cn/gongbao/content/2003/content_62224.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  4. «Уведомление о бюджете на 2023 год для поддержки реформы и развития местных колледжей и университетов» [《关于下达2023年支持地方高校改革发展资金预算的通知》]. URL: https://m.mof.gov.cn/czxw/202304/t20230427_3881549.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  5. Уведомление Государственного совета об издании Общего плана координации и содействия строительству университетов мирового класса и первоклассных дисциплин [国务院关于印发统筹推进世界一流大学和一流学科建设总体方案的通知]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2015-11/05/content_10269.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  6. «Уведомление о выпуске Национального плана экономического и социального развития провинции Чжэцзян на 2024 год» [浙江省人民政府关于下达2024年浙江省国民经济和社会发展计划的通知]. URL: https://www.pj.gov.cn/art/2024/2/18/art_1229196896_1801715.html (дата обращения: 01.06.2025) (на кит. яз.).
  7. Ицковиц Х., Лейдесдорф Л.. Тройная спираль. Отношения университетов, промышленности и государства: лаборатория развития экономики, основанной на знаниях [H. Etzkowitz, L. Leydesdorff. The Triple Helix - -University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge Based Economic Development] // URL: https://www.leydesdorff.net/th12/th12.pdf (дата обращения: 07.06.2025) (на англ. яз.).
  8. Анализ развития рынка частных колледжей и университетов Китая в 2024–2030 гг., тенденции развития и исследовательская стратегия инвестиций [2024–2030年中国民办高校行业市场发展分析及发展趋势与投资战略研究报告]. URL: https://max.book118.com/html/2024/1011/7036162020006161.shtm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  9. Статистический бюллетень развития национального образования в 2023 году [2023年全国教育事业发展统计公报]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/202410/t20241024_1159002.html (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  10. Анализ рынка частного образования Китая и исследовательский отчет о перспективах инвестиций в 2024–2030 гг. [2024-2030年中国民办教育市场分析与投资前景研究报告]. URL: https://www.bosidata.com/news/U25104N5KF.html (дата обращения: 02.06.2025) (на кит. яз.).
  11. Рейтинг конкурентоспособности 100 лучших частных колледжей и университетов Китая «Цзиньпинго» 2022 года [“金平果”2022中国民办普通本科院校竞争力排行榜100强]. URL: https://casee.hdu.edu.cn/2022/0324/c6382a152339/page.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  12. Масштаб и форма государственной финансовой поддержки частного высшего образования [政府财政资助民办高等教育的范畴及模式]. URL: https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=432fc8481ed15735dcba08b33f77f8ce&site=xueshu_se (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  13. Центральный комитет КПК и Государственный совет опубликовали «Основы плана создания сильной державы посредством образования (2024–2035 гг.)» [中共中央 国务院印发《教育强国建设规划纲要(2024-2035年)》]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/202501/content_6999914.htm (дата обращения: 02.06.2025) (на кит. яз.).
  14. Почему богатые люди Китая спешат тратить деньги на создание школ? Что стоит за 46 миллиардами – настроения или бизнес? [中国富豪为何争相砸钱办学?460亿背后,是情怀还是生意?]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1826711774634549200&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  15. Извлекая уроки из прошлого и глядя в будущее – Изучаем историю от Генерального секретаря: Какое просветление оставил нам Чжан Цзянь [鉴往知来——跟着总书记学历史:张謇留给我们哪些启示?]. URL: https://www.12371.cn/2020/11/13/ARTI1605224338680129.shtml (дата обращения: 03.06.2025) (на кит. яз.).
  16. «Десятилетний план развития высшего образования провинции Фуцзянь (2021–2030)» [《福建省高等教育十年发展规划(2021-2030年)》印发]. URL: https://jyt.fujian.gov.cn/jyyw/ttxw/202211/t20221124_6061814.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  17. Почему предприниматели строят университеты один за другим? Стоит ли подавать документы в эти университеты? [企业家纷纷建大学,背后究竟为何?这些大学值得报考吗?]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1826989428535510143&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 03.06.2025) (на кит. яз.).
  18. Разве профессия учителя не привлекательна? Почему «утрата преподавателей из частных университетов» стала социальным явлением? [教师岗位不香吗?为何“民办高校教师流失”却成为了社会现象]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1743685440520229663&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  19. Реальные проблемы и выбор пути для качественного развития частного бакалавриата [民办本科教育高质量发展的现实问题与路径选择]. URL: https://goo.su/hfKz3xS (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).

Copyright (c) 2025 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».