Частное высшее образование в Китае: эволюция, роль и перспективы

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Данная статья представляет авторский анализ ключевых тенденций, перспектив и проблем развития частного высшего образования (ЧВО) в Китае в контексте государственной стратегии превращения страны в мирового лидера в сфере образования. Возродившись в 1980-х годах после долгого перерыва и получив законодательное оформление, сектор ЧВО бурно развивается благодаря последовательной государственной поддержке (субсидии, льготы, снижение административных барьеров). К 2024 г. частные вузы составили более четверти всех высших учебных заведений, обучая около 9,94 млн человек и существенно расширив доступность высшего образования. Их конкурентные преимущества – гибкость управления, способность быстро отреагировать на запросы рынка труда и сосредоточенность на практических специальностях – способствуют повышению качества подготовки кадров. Финансируется ЧВО, в основном, за счет платы за обучение и частных инвестиций, включая активное участие крупных корпораций, создающих исследовательские университеты для поддержки технологического суверенитета. Новейшая тенденция – интернационализация, привлечение иностранных студентов и партнерств. Несмотря на впечатляющий рост и оптимистичные прогнозы, в данном секторе существуют такие проблемы, как нехватка и высокая текучесть квалифицированных кадров, ограниченное финансирование исследований, конкуренция и необходимость приспосабливаться к демографическим сдвигам. Успешное будущее ЧВО и его вклад в достижение заданных государством целей зависят от решения этих проблем посредством диверсификации доходов, взаимодействия с бизнесом и дальнейшей адаптации регуляторной политики.

Об авторах

М. Гулева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: guleva.m@gmail.com
г. Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Временные положения о создании частных высших учебных заведений [民办高等学校设置暂行规定]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A02/s5911/moe_621/199308/t19930817_81912.html (дата обращения: 01.06.2025) (на кит. яз.).
  2. Рут Хейхо, Цзин Линь. Социальная трансформация и частное образование в Китае [Ruth Hayhoe, Jing Lin. Social transformation and private education in China] // The Journal of Asian Studies, 2000. URL: https://www.researchgate.net/publication/248654132_Social_Transformation_and_Private_Education_in_China (дата обращения: 01.06.2025) (на кит. яз.).
  3. Закон Китайской Народной Республики о содействии частному образованию [中华人民共和国民办教育促进法]. URL: https://www.gov.cn/gongbao/content/2003/content_62224.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  4. «Уведомление о бюджете на 2023 год для поддержки реформы и развития местных колледжей и университетов» [《关于下达2023年支持地方高校改革发展资金预算的通知》]. URL: https://m.mof.gov.cn/czxw/202304/t20230427_3881549.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  5. Уведомление Государственного совета об издании Общего плана координации и содействия строительству университетов мирового класса и первоклассных дисциплин [国务院关于印发统筹推进世界一流大学和一流学科建设总体方案的通知]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2015-11/05/content_10269.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  6. «Уведомление о выпуске Национального плана экономического и социального развития провинции Чжэцзян на 2024 год» [浙江省人民政府关于下达2024年浙江省国民经济和社会发展计划的通知]. URL: https://www.pj.gov.cn/art/2024/2/18/art_1229196896_1801715.html (дата обращения: 01.06.2025) (на кит. яз.).
  7. Ицковиц Х., Лейдесдорф Л.. Тройная спираль. Отношения университетов, промышленности и государства: лаборатория развития экономики, основанной на знаниях [H. Etzkowitz, L. Leydesdorff. The Triple Helix - -University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge Based Economic Development] // URL: https://www.leydesdorff.net/th12/th12.pdf (дата обращения: 07.06.2025) (на англ. яз.).
  8. Анализ развития рынка частных колледжей и университетов Китая в 2024–2030 гг., тенденции развития и исследовательская стратегия инвестиций [2024–2030年中国民办高校行业市场发展分析及发展趋势与投资战略研究报告]. URL: https://max.book118.com/html/2024/1011/7036162020006161.shtm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  9. Статистический бюллетень развития национального образования в 2023 году [2023年全国教育事业发展统计公报]. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/sjzl_fztjgb/202410/t20241024_1159002.html (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  10. Анализ рынка частного образования Китая и исследовательский отчет о перспективах инвестиций в 2024–2030 гг. [2024-2030年中国民办教育市场分析与投资前景研究报告]. URL: https://www.bosidata.com/news/U25104N5KF.html (дата обращения: 02.06.2025) (на кит. яз.).
  11. Рейтинг конкурентоспособности 100 лучших частных колледжей и университетов Китая «Цзиньпинго» 2022 года [“金平果”2022中国民办普通本科院校竞争力排行榜100强]. URL: https://casee.hdu.edu.cn/2022/0324/c6382a152339/page.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  12. Масштаб и форма государственной финансовой поддержки частного высшего образования [政府财政资助民办高等教育的范畴及模式]. URL: https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=432fc8481ed15735dcba08b33f77f8ce&site=xueshu_se (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  13. Центральный комитет КПК и Государственный совет опубликовали «Основы плана создания сильной державы посредством образования (2024–2035 гг.)» [中共中央 国务院印发《教育强国建设规划纲要(2024-2035年)》]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/202501/content_6999914.htm (дата обращения: 02.06.2025) (на кит. яз.).
  14. Почему богатые люди Китая спешат тратить деньги на создание школ? Что стоит за 46 миллиардами – настроения или бизнес? [中国富豪为何争相砸钱办学?460亿背后,是情怀还是生意?]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1826711774634549200&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  15. Извлекая уроки из прошлого и глядя в будущее – Изучаем историю от Генерального секретаря: Какое просветление оставил нам Чжан Цзянь [鉴往知来——跟着总书记学历史:张謇留给我们哪些启示?]. URL: https://www.12371.cn/2020/11/13/ARTI1605224338680129.shtml (дата обращения: 03.06.2025) (на кит. яз.).
  16. «Десятилетний план развития высшего образования провинции Фуцзянь (2021–2030)» [《福建省高等教育十年发展规划(2021-2030年)》印发]. URL: https://jyt.fujian.gov.cn/jyyw/ttxw/202211/t20221124_6061814.htm (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  17. Почему предприниматели строят университеты один за другим? Стоит ли подавать документы в эти университеты? [企业家纷纷建大学,背后究竟为何?这些大学值得报考吗?]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1826989428535510143&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 03.06.2025) (на кит. яз.).
  18. Разве профессия учителя не привлекательна? Почему «утрата преподавателей из частных университетов» стала социальным явлением? [教师岗位不香吗?为何“民办高校教师流失”却成为了社会现象]. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1743685440520229663&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).
  19. Реальные проблемы и выбор пути для качественного развития частного бакалавриата [民办本科教育高质量发展的现实问题与路径选择]. URL: https://goo.su/hfKz3xS (дата обращения: 05.06.2025) (на кит. яз.).

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».