№ 85 (2023)
Психотерапия
Сравнение клинико-психологических характеристик пациентов с невротическими расстройствами, выбравших активную и пассивную позицию в психотерапии. Часть 2
Аннотация
Актуальность определяется необходимостью решения одной из самых сложных методологических задач в доказательной психотерапии – оценкой клинических, медикои клиникопсихологических изменений пациента в процессе психотерапии для повышения ее эффективности с одновременным снижением продолжительности.
Цель – сравнительный анализ клинико-психологических характеристик больных с невротическими расстройствами, активно выбирающих психотерапевтическое лечение и принимающих участие в психотерапии пассивно.
Методология. Использованы клинический и клинико-психологический методы. Представлена динамика клинико-психологических характеристик 82 пациентов с невротическими расстройствами в возрасте от 18 до 55 лет. Пациентов 1-й группы, которые активно выбрали психотерапию, было 45 человек (54,9 %), 2-й группы – с пассивным участием – 37 (45,1 %). В данной статье приведены материалы 2-й части исследования, раскрывающие эффективность лечения пациентов, выбравших психотерапию пассивно.
Результаты и их анализ. Результаты исследования показали, что бóльшая эффективность психотерапии проявилась у пациентов 1-й группы. У пациентов 2-й группы, несмотря на снижение невротической симптоматики и улучшение ряда клинико-психологических характеристик, отмечалось уменьшение уровня «конструктивной агрессии», что способствовало снижению желания открыто проявлять свои эмоциональные переживания, формировать и реализовывать свои жизненные цели, отмечалось усиление невротической симптоматики, усиливающей межличностную изоляцию, а также снизился уровень интернальности в области отношений к здоровью и болезни.
Заключение. Полученные данные указывают на специфичность динамики клинических и клинико-психологических характеристик и дают основания предполагать позитивное влияние активного выбора психотерапии на ее эффективность, а также большее адаптационное значение невротической симптоматики, направленной на управление межличностной дистанцией у пациентов, пассивно выбирающих психотерапию.



Великие российские ученые-медики академики И.П. Павлов и В.М. Бехтерев и их вклад в развитие исследований и практик отечественного гипноза, гипнотерапии, психотерапии
Аннотация
Введение. Представлен краткий историко-аналитический обзор трудов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева в областях теории, методологии, практики гипноза и гипнотерапии, психотерапии, оценено влияние ученых на последующее развитие отечественных теорий гипноза, методологии и практик гипнотерапии, психотерапии, бихевиоризма в XX веке.
Цель – ретроспективный анализ трудов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева в развитии теории, методологии, практики гипноза, гипнотерапии и психотерапии.
Методология. Проанализированы прижизненные издания И.П. Павлова и В.М. Бехтерева и публикации с оценкой их вклада в историю российской гипнологии и психотерапии конца XIX – начала XX веков.
Результаты и их анализ. Проанализирован вклад И.П. Павлова и его школы в разработку теорий и практик суггестии, гипноза и гипнотерапии в ходе развития учения о высшей нервной деятельности. Описаны: павловская логика понимания суггестивных и гипнотических феноменов на основе рефлексологии, сочетаний корковых процессов торможения и возбуждения; связывание результативности гипнотических и внегипнотических суггестий с (павловской) типологией высшей нервной деятельности; последовательный переход от исследования экспериментальных неврозов животных и их терапии, в том числе с применением гипноза, к клинико-терапевтическим исследованиям гипнотерапии и суггестивной психотерапии при неврозах у человека. Отмечена роль павловского учения о высшей нервной деятельности, учений о гипнозе и суггестиях в развитии отечественной гипнотерапии и, шире, медицинской модели психотерапии советского периода. Подчеркнут вклад И.П. Павлова в развитие бихевиоризма. Анализ теоретического, методического, клинического наследия В.М. Бехтерева в областях гипнотерапии, психотерапии проведен в сопоставлении с его этапным, многогранным научном развитием, включившим нейроморфологию, нейрофизиологию, неврологию, психиатрию, психологию (в том числе психологию развития), педагогику, социологию. Развитие В.М. Бехтеревым теории гипноза, методологии и практик гипнотерапии, психотерапии было основано на комплексном развитии им спектра наук о человеке (с позиции нейроморфологии, нейрофизиологии, психиатрии, объективной (поведенческой) психологии, коллективной рефлексологии (социологии)), с опорой не только на обширный опыт собственных исследований, но и на творческое преобразование современных ему достижений в областях отечественной рефлексологии, мировых гипнологии, гипнотерапии, психотерапии, психоанализа, психиатрии, психологии, социологии. Неповторимый бехтеревский стиль научно-методической и практической деятельности заложил глубинный фундамент для последующего развития отечественных гипнологии и психотерапии XX в., стал стимулом развития бихевиоризма.



Медицинская психология
Психологические реакции адаптации в условиях самоизоляции
Аннотация
Актуальность. В начале 2020 г. в связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии COVID-19 население многих стран впервые за долгое время столкнулось с необходимостью серьёзных изменений привычного уклада жизни. Режим самоизоляции был объявлен основной мерой профилактики распространения инфекции, и значительное количество людей, в том числе учащаяся молодежь, оказалось в условиях ограничения привычных форм деятельности и общения. Ситуация усугублялась постоянным освещением неблагоприятной эпидемической ситуации в источниках информации. Оно очевидно носило психотравмирующий характер. Трансформация сложившихся ранее личностных отношений из-за изменений привычных условий жизнедеятельности определяется как ситуация психологического кризиса, который проявляется в том числе нарушениями психического состояния донозологического уровня. В клинико-психологическом аспекте процессы перестройки привычных форм деятельности отражают психическую адаптацию, а состояния, возникающие при этом, – психологические реакции адаптации.
Цель – анализ изменения психического состояния у студентов вузов в процессе адаптации к условиям самоизоляции и дистанционного обучения.
Методология. В исследовании приняли участие 132 студента вузов Санкт-Петербурга в возрасте от 17 до 26 лет. Для уточнения сведений социально-демографического характера им предлагалось заполнить специально разработанную анкету, включающую сведения о половой принадлежности, возрасте, условиях проживания, форме занятности студентов и т.п. Для самооценки функционального состояния использовалась методика «САН», а для оценки субъективного переживания собственного «Я» в условиях самоизоляции – методика семантического дифференциала в ее оригинальной версии. Анализ эмпирических данных проводился с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты и их анализ. Установлено, что в процессе самоизоляции у студентов отмечаются ухудшение самочувствия, настроения, снижение активности, которые сопровождаются чувством изменeнности себя. Такие проявления связаны с рядом условий переживания самоизоляции, а также с полом и возрастом обследованных.
Заключение. Полученные данные могут быть использованы для разработки и планирования психопрофилактических мер в системе противоэпидемических мероприятий.



Стратегии и личностные ресурсы копинга в системе психической адаптации женщин с косметологическими проблемами кожи лица
Аннотация
Актуальность. Косметологические проблемы кожи лица обладают высокой стрессогенностью. Копинг-стратегии и личностные копинг-ресурсы представляют механизмы психологической адаптации к стрессу в общей системе психической (биологической, психологической, социальной) адаптации человека. В отечественной литературе отсутствуют скрининговые данные об уровне психической адаптации/дезадаптации пациенток косметологической клиники и об особенностях их стресс-преодолевающего поведения.
Цель – изучить стратегии и личностные ресурсы копинга пациенток косметологической клиники с различным уровнем психической адаптации.
Методология. Обследовали 161 пациентку косметологической клиники, средний возраст – (39,5 ± 0,9) года. Пациенток разделили на две группы: в 1-й группе (n = 74, или 45,9 %) нарушений психической адаптации не выявили, во 2-й (n = 87, или 54,1 %) обнаружен сниженный уровень психической адаптации. Группы практически не отличались по социальнодемографическим и клиническим характеристикам. При помощи психологических методик группы сопоставили по показателям воспринимаемого стресса, социальной фрустрированности, частоте психотравмирующих ситуаций, копинг-стратегиям и личностным копингресурсам. Использованы статистические методы анализа данных (χ2 Пирсона и ANOVA, включенные в статистический пакет SPSS 25.0).
Результаты и их анализ. Показатели воспринимаемого стресса и социальной фрустрированности, частоты встречаемости психотравмирующих ситуаций оказались значительно больше во 2-й группе, по сравнению с 1-й. Показатели стратегий «Бегство-избегание» (p = 0,001), «Дистанцирование» (p = 0,014), «Самоконтроль» (p = 0,061) и «Принятие ответственности» (p = 0,006) были значимо выше во 2-й группе, по сравнению с 1-й. Личностные ресурсы копинга – смысложизненные ориентации, связанные с оценкой своего прошлого, настоящего и будущего, а также уровень интернальности оказались значительно больше (p = 0,001) в 1-й группе, по сравнению со 2-й.
Заключение. Снижение уровня психической адаптации пациенток косметологической клиники связано с эмоционально ориентированными копинг-стратегиями ухода (уклонения) и со стратегиями, обусловленными тревогой, чувством вины или собственной несостоятельности, а также с экстернальным локусом контроля. Указаны ограничения и перспективы исследования психологических характеристик пациенток косметологической клиники.



Применение тематически ориентированного тренинга в процессе восстановительного лечения больных с последствиями инсульта
Аннотация
Актуальность. После перенесенного инсульта наряду с проблемами в адаптации к условиям жизни и самообслуживанию возникает необходимость принятия новой социальной роли, изменения ценностных ориентаций и смысла жизни, что делает актуальной разработку программы психологической помощи, направленной на формирование совладающего поведения.
Цель – изучение динамики самоотношения, а также отношения к болезни, к лечению у больных после инсульта в процессе применения тематически ориентированного группового тренинга.
Методология. Исследовано 110 больных с последствиями инсульта (50 мужчин и 60 женщин), в возрасте от 40 до 75 лет, с легкими когнитивными нарушениями в процессе комплексного восстановительного лечения в условиях реабилитационного стационара до и после группового тренинга. Применялась шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера – Ханина, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS); Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE), шкала самообслуживания Бартел, шкала качества жизни, шкала отношения к болезни и к лечению.
Результаты и их анализ. В процессе психологической коррекции больные осознавали необходимость включения своих собственных усилий в лечебный процесс, принятия новой социальной роли; повысился контроль за эмоциями, уменьшились боязнь повтора заболевания, депрессия, обида; увеличились забота о себе, дозированность физической и нервнопсихической нагрузки. После тренинга отмечалось значимое снижение реактивной и личностной тревожности, снижение тревоги и депрессии по HADS, повышение качества жизни, повышение по шкале самообслуживания Бартел, по шкале MMSE. Результаты кластерного анализа свидетельствуют о перемещении акцента самооценки с позиции социальной фрустрированности больных до тренинга на позицию эгоцентрированности, целостного самовосприятия и самодостаточности, осознания ценности здоровья (заботы о самом себе) и перестройки иерархии ценностей жизни после тренинга.
Заключение. Проведение тематически ориентированного тренинга с больными после инсульта на этапе позднего реабилитационного периода может способствовать укреплению комплаенса и позитивного самоотношения.



Физическое, сексуальное, эмоциональное насилие в детстве – предпосылки развития пограничного расстройства личности в подростковом возрасте (по материалам зарубежных исследований)
Аннотация
Актуальность. Согласно исследованию Манчестерского университета, люди с пограничным расстройством личности в 13 раз чаще сообщают о детских травмах, чем люди без каких-либо проблем с психическим здоровьем. Анализ данных 42 международных исследований с участием более 5000 человек показал, что 71,1 % людей, у которых было диагностировано расстройство личности, сообщили как минимум об одном травматическом опыте в детстве. Цель – изучение физического, сексуального и эмоционального насилия в детском возрас-
те как возможного фактора развития пограничной симптоматики в подростковом возрасте. Методология. Объект исследования составили научные статьи и мета-обзоры по проблеме, представленные в реферативно-библиографических базах данных MEDLINE, PubMed
и eLibrary.ru за последние 5 лет.
Результаты и их анализ. На основании проведенного анализа можно с уверенностью сказать, что существует множество данных, подтверждающих, что травматические переживания в раннем периоде развития повышают вероятность развития пограничного психического расстройства. Исследования о влиянии детской травмы на психическое здоровье подростков показывают, что она гораздо чаще связана с пограничным расстройством личности, чем с расстройствами настроения, психозами и другими расстройствами личности. Распространенной формой неблагоприятного опыта, о которой чаще всего сообщают люди с пограничным расстройством личности, как правило, было физическое пренебрежение, эмоциональное, физическое и сексуальное насилие и, в последнюю очередь, эмоциональное пренебрежение.
Заключение. Результаты показали, что травматические переживания в детском возрасте могут быть предиктором формирования симптомов пограничного расстройства личности в более позднем возрастном периоде. При этом необходимо отметить, что эмоциональное насилие и пренебрежение в детском возрасте оказывает наиболее значительное влияние на формирование пограничного расстройства личности у подростков.



Индивидуально-личностные особенности пациентов, принимавших синтетические катиноны, на этапе становления ремиссии
Аннотация
Актуальность. Систематический прием любого психоактивного вещества, как правило, способствует личностным изменениям и ухудшению социального функционирования. Исследований по изучению влияния синтетических катинонов (СК) на психическое здоровье их потребителей в настоящее время сравнительно мало, а их результаты порой противоречат друг другу. Особенно важным представляется изучение этапа становления ремиссии у пациентов с зависимостью, так как в этот момент происходит формирование установки на воздержание от приема наркотического вещества.
Цель – изучить индивидуально-личностные особенности пациентов, принимавших синтетические катиноны, на этапе становления ремиссии.
Методология. В исследовании приняли участие 186 пациентов, находившихся на реабилитации вследствие приема ПАВ. 1-ю группу составили 109 пациентов с зависимостью от синтетических катинонов, 2-ю – 37 пациентов, эпизодически принимавших СК, 3-ю – 40 пациентов, зависимых от алкоголя. Основным методом исследования был клинико-психопатологический, помимо которого использовались экспериментально-психологический (сокращенный метод обследования личности СМОЛ, методика «Личностная агрессивность и конфликтность») и психометрический (шкала самооценки социальной адаптации, SASS) методы.
Результаты и их анализ. Исследование показало, что у пациентов 1-й группы (зависимых от СК) чаще выявлялись характерологические изменения, чем у лиц из других групп. В 1-й и 3-й группе со сформированной зависимостью превалировала акцентуация возбудимого типа, она встречалась достоверно чаще, чем у пациентов 2-й группы. Исследованы проявления ведущих акцентуаций у пациентов 1-й группы. Также установлено, что у пациентов 1-й группы, в сравнении с пациентами из 2-й группы, чаще наблюдались расстройства личности. Установлено, что средний уровень оценки социальной адаптации у пациентов в 1-й группе оказался значимо ниже, чем у пациентов в 2-й и 3-й группе.
Заключение. Выявленные индивидуально-личностные особенности пациентов с зависимостью от СК позволят дифференцированно подойти к их лечению и ресоциализации путем разработки персонифицированных реабилитационных программ.



Страх рецидива и психическая травматизация родителей в ситуации онкологического заболевания ребенка
Аннотация
Актуальность. Страх рецидива, с одной стороны, является следствием психической травматизации родителя в связи с болезнью ребенка, а с другой стороны, он сам может быть психотравмирующим фактором.
Цель – изучение переживания страха рецидива у родителей в ситуации онкологического заболевания ребенка.
Методология. Обследовано 29 родителей, дети которых имеют диагноз онкологического заболевания. 1-ю группу составили 14 (48 %) родителей, дети которых проходили лечение в стационаре, 2-ю – 15 (52 %) родителей, дети которых находились в стадии ремиссии заболевания. Использовались клинико-психологический метод и экспериментальнопсихологические методики: Госпитальная шкала депрессии и тревоги (HADS), Шкала толерантности к неопределенности (MSTAT-1), Особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия.
Результаты и их анализ. Родительский страх рецидива заболевания ребенка является характерным и на этапе ремиссии, и на этапе лечения, но триггеры его возникновения различны. На выраженность страха рецидива оказывают влияние личностные особенности родителя: тревожность и толерантность к неопределенности. У родителей в ситуации онкологического заболевания ребенка снижается самооценка, особенно по показателю «Принятие себя как родителя».
Заключение. Психологическую помощь нужно оказывать не только больному ребенку, но и его родителю. Профессиональная психологическая помощь родителям требуется в процессе лечения ребенка и после его завершения.



Факторы риска развития тревожных расстройств
Аннотация
Актуальность. Значимость темы исследования обусловливается необходимостью сохранения знаний, накопленных в рамках уходящей клинико-психологической парадигмы знаний (в связи с переходом на МКБ-11), обобщения и систематизации результатов, полученных ранее, а также дополнения их трендами, обнаруживающими себя в переходе к обновленному пониманию пограничных расстройств личности.
Цель – уточнение совокупностей (групп) факторов риска тревожных расстройств, связанных и не связанных с социальными событиями глобального масштаба. Новизна исследования заключается в попытке выявления факторов риска формирования тревожных расстройств в связи с такими социальными событиями, как пандемия COVID-19 и геополитический конфликт, обусловленный началом военной спецоперации России в Украине.
Методология. В качестве приоритетных методов исследования избраны общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, сравнения и аналогии, аннотирование, конспектирование и реферирование), специальные (системный, сравнительного анализа и пр.), исследовательские (анализ российской и иностранной литературы по проблеме исследования, результатов эмпирических исследований, социальных опросов и пр.).
Результаты и их анализ. В результате исследования автор пришел к следующим выводам: во-первых, к группам риска формирования тревожных расстройств, определяемых как в связи с социальными событиями глобального масштаба, так и вне этой связи, можно отнести: интрасоциальную, экстрасоциальную, экономическую, политическую; во-вторых, к группам риска формирования тревожных расстройств, доминирующих непосредственно в связи с социальными событиями глобального масштаба, можно отнести: эпидемиологическую и геополитическую; в-третьих, в контексте указанных событий происходит смещение акцента на конкретные составляющие перечисленных групп, образуется ситуативный «комплекс» факторов риска формирования тревожных расстройств, наиболее явно приводящих к различного рода пограничным расстройствам личности и антисоциальному поведению в микрои макросоциуме.
Заключение. В результате исследования определены группы риска формирования тревожных расстройств, в т.ч. пограничных расстройств личности.


