The influence of mass media on the formation of attitudes towards the disease with COVID-19

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Relevance. To date, mass media, especially the internet, stands as the primary tool for informing, enlightening, educating, and entertaining the overwhelming majority of individuals. Media coverage, particularly on the internet, carries a “psychogenic” potential akin to that of a treating physician, especially in its publications regarding potential threats to human life and health. The immediacy of the internet, social networks, and mass media played a crucial role in transforming the COVID-19 pandemic into an extreme situation. Authors of media publications emphatically asserted the fatal nature of the new infection, the immediate threat to human life and health, thereby shaping dominants that contributed to aberrations in the perception of reality. Certainly, such information influenced people’s attitudes toward the emerging situation, shaping their perceptions of risk, motivation for daily behavior, and emotional background. This attitude could not help but manifest itself in the event of illness.

The aim is to study the features of the formation of attitudes towards the disease during COVID-19 with the iatrogenic impact of mass media on the psyche of patients.

Methodology. The study took place on the basis of St. Petersburg City Hospital No. 15, Russian State Pedagogical University named after. A. I. Herzen and using the Internet resource docs.google.com/forms. A total of 120 individuals, aged 16 to 65, were examined using the clinical-psychological method. Diagnosis of the attitude towards the disease was carried out using the TOBOL technique. To specify socio-demographic characteristics and respondents’ attitudes toward COVID-19, a questionnaire “Attitude to Coronavirus” was developed. The analysis of empirical data was performed using descriptive statistics and methods of mathematical-statistical data processing.

Results and their analysis. It has been established that the media have an iatrogenic effect on the formation of attitudes towards the disease during COVID-19.

Conclusion. The results obtained can be used to develop and plan psychoprophylactic measures in the system of anti-epidemic measures.

Full Text

Введение

Отношение к болезни – динамическое образование, способное трансформироваться в зависимости от характера болезни (тяжесть, длительность, прогноз и пр.) и непосредственно влиять как на развитие болезни, так и на выздоровление человека при формировании у него конструктивного типа поведения.

Факторы, влияющие на особенности формирования отношения к болезни:

  • клинический фактор (особенности и тяжесть самого заболевания);
  • индивидуально-психологический фактор (возрастно-половые и индивидуальнотипические свойства);
  • социальный фактор (социальные условия, образ жизни и труда) [5].

Пандемия COVID-19 явилась наиболее широко освещаемым в медийном поле заболеванием на протяжении всей истории. В сентябре 2020 года отмечалось более 2,7 миллионов упоминаний о пандемии COVID-19 в СМИ [3].

Главным образом именно под давлением СМИ пандемия COVID-19 приобрела характер экстремальной ситуации для огромного количества людей. СМИ систематически утрировали фатальный характер нового вируса, напоминали о непосредственной угрозе жизни и здоровью людей. Информация о количестве заражений, госпитализированных, больных, умерших и об ограничительных мерах с целью нераспространения COVID-19 интенсивно транслировалась. В этих условиях допустимо предполагать психогенное воздействие медиасреды на человека, предрасполагающее к сенсибилизации восприятия угрозы человеком, и формирование у большинства пациентов деструктивного типа отношения к болезни в случае заболевания [1, 2].

По результатам ряда исследований можно сделать вывод о том, что СМИ неоднократно прибегали к использованию агрессивных COVID-метафор, которые формируют отношение к болезни [4]. Так, в ходе анализа высказываний ведущих политических деятелей о ситуации с пандемией COVID-19 установлена доля военных метафор, которая составляет 72,25 %. Д. Кгейр (2020) в своем исследовании отмечает, что в метафорах о пандемии COVID-19 конструируется образ боевых действий, полномасштабной войны. Такие метафоры предрасполагают относиться к эпидемии COVID-19 как к военной ситуации со всеми ее опасностями [6].

По Л.С. Выготскому, знаковая система – один из наиболее важных признаков всех ВПФ, особенно мышления и восприятия. Информационное пространство, насыщенное особого рода знаками, побуждающими смыслы и значения опасности, формирует специфическую картину реальности, в которой у большинства людей неизбежно возникает тревожность и страх. Таким образом, у человека создается внеопытное представление о самой инфекции еще до самого заражения.

Характеристика выборки и методы

Для решения задач исследования было сформировано две выборки. Первая выборка состоит из 120 человек, в которую вошли 52 мужчины и 68 женщин. Большинство респондентов состоят в браке (52 %), имеют высшее образование (74 %), трудоустроены (87 %), принадлежат группе профессий «человек – человек» (по Е. А. Климову, 48 %), имеют средний доход (67 %). Во вторую, состоящую из 30 человек, –11 мужчин и 19 женщин. Большинство респондентов состоят в браке (33 %), имеют высшее образование (60 %), трудоустроены (80 %), принадлежат группе профессий «человек – человек» (по Е. А. Климову, 43 %), имеют средний доход (63 %).

Базой исследования выступили:

  • ГБУЗ «Городская больница № 15», г. Санкт-Петербург;
  • РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
  • интернет-ресурс Google Forms (URL: docs.google.com).

Испытуемым была предоставлена информация о целях исследования и времени, необходимом для участия в нем. Все испытуемые проинформированы о принципе сохранения анонимности данных. Все респонденты свое дали согласие на участие в исследовании в добровольном порядке.

В текущем исследовании были использованы следующие методики:

  1. Анкета «Отношение к COVID-19». Была разработана и применена с целью выявления особенностей отношения респондентов к коронавирусной инфекции. Опросник включает в себя 21 вопрос, часть из которых направлена на уточнение социально-демографических данных.
  2. Модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения» Д. Сакса (1950). Применен с целью изучения особенностей отношения к пандемии COVID-19. Состоит из трех блоков. Каждый блок представлен 10 вопросами.
  3. «Тип отношения к болезни» (ТОБОЛ). Была разработана А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым в 1980 году с целью диагностики типов отношения к болезни. Состоит из 12 блоков утверждений.
  4. Клинический опросник невротических состояний К.К. Яхина, Д.М. Менделевича, который состоит из 68 вопросов.

Математико-статистическая обработка эмпирических данных производилась с помощью программы STATISTICA и Microsoft Office Excel.

Результаты и их анализ

Обработка эмпирических данных осуществлялась при помощи контент-анализа дополнений незавершенных предложений. С опорой на теорию отношений, разработанную В.М. Мясищевым, были выделены такие категории, как «Отношение к COVID-19», «Отношение к ОРВИ» и «Отношение к новостям о COVID-19».

Результаты исследования, полученные при помощи модифицированной методики «Незаконченные предложения», приводятся ниже.

«Отношение к COVID-19»

У испытуемых из обеих выборок в отношении COVID-19 наблюдаются установки в большей степени негативного характера независимо от факта перенесенного заболевания, что свидетельствует об особом отношении к заболеванию (76 % – первая выборка; 69 % – вторая).

Оценка достоверности полученных различий проводилась с помощью F-критерия Фишера. Полученные данные свидетельствуют о том, что у обеих групп для признаков «Нейтральный характер установок к COVID-19» (F эмп. = 1,1; при F кр. = 1,64) и «Отрицательный характер установок к COVID-19» (F эмп. = 0,65; при F кр. = 1,64) достоверность различий показателей дисперсии отсутствует.

«Отношение к ОРВИ»

В отношении к ОРВИ у испытуемых из обеих групп прослеживаются установки преимущественно негативного характера независимо от факта перенесенного заболевания (80 % – первая выборка; 75 % – вторая).

Оценка достоверности полученных различий проводилась с помощью F-критерия Фишера. Полученные данные свидетельствуют о том, что у обеих групп для признаков «Нейтральный характер установок к COVID-19» (F эмп. = 1,14; при F кр. = 1,64) и «Отрицательный характер установок к COVID-19» (F эмп. = 0,76; при F кр. = 1,64) достоверность различий показателей дисперсии отсутствует.

«Отношение к новостям о пандемии COVID-19»

Полученные данные свидетельствуют, что в обеих выборках в отношении новостей о пандемии доминируют установки отрицательного характера (F эмп. = 0,95; при F кр. = 1,64). Испытуемые, имеющие положительные установки в отношении новостей о пандемии COVID-19, в исследовании отсутствуют.

В обеих группах преобладают отрицательные установки как к COVID-19, так и к новостям о пандемии. Однако представителями обеих групп демонстрируются различия в особенностях эмоционального реагирования. Так, для лиц, перенесших COVID-19, новости о пандемии изначально носили более фатальный характер, чем для лиц, перенесших ОРВИ, которые испытывали менее выраженные по интенсивности эмоции и чувства (табл. 1).

 

Таблица 1. Наиболее часто встречающиеся утверждения респондентов по категории «Отношение к новостям о COVID-19» модифицированного варианта методики «Незаконченные предложения»

Группа

Утверждения

1-я группа (COVID-19)

«страх/страшно», «тревога/тревожно», «паника», «пугают», «шок»

2-я группа (ОРВИ)

«негативно», «устал», «надоело», «напряжение», «не радуют», «чрезмерно»

 

На вышеуказанный факт указывают и полученные с помощью анкеты «Отношение к COVID-19» результаты исследования. Большая часть испытуемых отнеслась к первым новостям о появлении нового вируса SARS-CoV-2 сдержанно, без проявления эмоций (36 %). Это выражалось в суждениях «спокойно», «скептически», «нейтрально», «индифферентно», «никак» и т.д. Однако под влиянием СМИ бóльшая часть испытуемых стала избегать социальных контактов в начале пандемии (64 %) и придерживаться мер предосторожности (96 %). Это выражалось в соблюдении социальной дистанции и выполнении предписаний властей в виде ношения масок, обработки рук и т.д. («маска», «самоизоляция», «дистанция», «мытье рук», «перчатки» и т.д.).

Несмотря на то, что большинство респондентов считает, что информация о пандемии коронавирусной инфекции, транслируемая СМИ, являлась избыточной (64 %), они активно следили за новостями о пандемии (71 %). Это выражалось в таких суждениях, как «каждый день», «ежедневно», «постоянно», «регулярно», «часто», «очень часто» и т.д. Иными словами, большинство испытуемых, перенесших COVID-19, подвергалось систематической сенсибилизации со стороны СМИ путем многократно транслировавшейся информации о существовании непосредственной угрозы жизни и здоровью.

Представители обеих групп демонстрируют преимущественно негативное отношение как к COVID-19, так и к ОРВИ. Однако имеются отличия в особенностях эмоционального реагирования.

Так, в отношении COVID-19 в большей степени демонстрируются метафоры тревожно-фобического характера: «тревога/ тревожно», «страх/страшно», «недоверие», «беспокойство/обеспокоенность», «были опасения / было страшно», «пугает/испугало» и т.д., на фоне метафор, отражающих общее плохое самочувствие при перенесении ОРВИ («больно/болит», «недомогание/знобило/озноб», «плохое самочувствие», «плохое настроение / нет настроения», «апатия / нет сил / слабость» и др.), характерное для перенесения любого острого респираторного заболевания. Иными словами, в первую очередь внимание акцентируется не на самочувствии, а на беспокойстве по поводу прогноза и последствий лечения.

На это указывают результаты исследования, полученные с помощью анкеты «Отношение к COVID-19». Для большей части испытуемых был характерен эмоциональный отклик на новость об обнаружении у них COVID-19 с проявлением негативных и сильных по степени интенсивности эмоций и состояний (59 %). Это выражалось в следующих суждениях: «страх/страшно», «шок», «паника», «тревога/тревожно», «страх за других/ близких/коллег», «испуг» и др. Несмотря на то, что большинство испытуемых перенесли COVID-19 в легкой форме (68 %), COVID-19 с точки зрения переносимости воспринимался ими тяжелее, чем ОРВИ (87 %).

Этот факт подтверждается результатами исследования, полученными при помощи методики ТОБОЛ. Для большинства респондентов, вошедших в первую выборку, характерен тревожный тип отношения к болезни (22 %): пациенты демонстрировали недоверие к выбранным методам лечения, выражали опасения перед возможным неблагоприятным течением болезни и последствиями лечения. В то же время лица, перенесшие ОРВИ, демонстрировали анозогнозический тип (45 %): они отбрасывали мысли о возможных последствиях болезни и относились к своему состоянию несерьезно. Иными словами, лица, перенесшие COVID-19, относились к своему заболеванию более тревожно, чем лица, перенесшие ОРВИ, для которых поставленный диагноз не носил фатального характера.

Анализ наиболее популярных утверждений в двух сравниваемых выборках дал следующее результаты. Большинство лиц, перенесших COVID-19, характеризовалось плохим самочувствием (67 %), с признаками беспокойства о будущем (68 %) и опасениями по поводу потери трудоспособности (82,7 %) на фоне удовлетворительного самочувствия представителей из 2-й группы (65 %), которые считали, что не нуждаются в медицинском вмешательстве (63 %), и сохранили работоспособность (90 %). Настроение большинства испытуемых, вошедших в 1-ю выборку, находилось в зависимости от ожидания неудачи во время каких-либо событий (61 %) на фоне отбрасывания мыслей о своей болезни испытуемыми, переболевшими ОРВИ (51 %). Для большинства представителей группы с COVID-19 были характерны проблемы с аппетитом (54 %) и сном (56 %), что выражалось в нарушениях, связанных с функциональным состоянием организма, в то время как у большинства респондентов из группы ОРВИ подобных проблем отмечено не было. Для большей части испытуемых, перенесших COVID-19, были характерны признаки раздражительности из-за отсутствия позитивной динамики лечения, периодически проецировавшейся на лечащего врача и медицинский персонал (67 %). Пациенты считали свою болезнь необычной и требовали повышенного внимания к лечению, но при этом они демонстрировали отсутствие веры в успех при выбранной стратегии лечения (53 %).

Таблица 2 показывает, что для лиц, перенесших ОРВИ, нарушение психической и социальной адаптации не характерно. Большинство испытуемых из 1-й группы, напротив, характеризуется наличием нарушения психической и социальной адаптации.

 

Таблица 2. Различия долей выборки в соответствии с «блоками» отношения к болезни по методике ТОБОЛ

«Блоки» отношения к болезни

1‑я группа (COVID‑19), абс. ед.

2‑я группа (ОРВИ), абс. ед.

F эмп.

F кр.

I

11

20

6,346

2,28

II

47

0

6,625

2,28

III

20

0

4,12

2,28

Смешанный тип

20

6

0,422

1,64

Диффузный тип

22

4

2,393

2,28

 

Данный факт подтверждается результатами исследования, проведенного с помощью методики КОНС. У лиц, перенесших COVID-19, значения по шкалам «Тревога», «Астения» и «Вегетативные нарушения» соответствуют тестовой норме. Однако значения по шкалам «Невротическая депрессия», «Истерический тип реагирования» и «Обсессивно-фобические нарушения» свидетельствуют о тенденции к неустойчивой психической адаптации испытуемых, перенесших COVID-19. У испытуемых, перенесших ОРВИ, средние арифметические значения по всем представленным шкалам соответствуют тестовой норме, что служит показателем отсутствия у них основных синдромов невротических состояний. Средние арифметические значения по шкалам Клинического опросника невротических состояний (КОНС) представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Результаты исследования испытуемых по методике КОНС

Примечания: Т – тревога, НВ – невротическая депрессия, А – астения, ИТР – истерический тип реагирования, ОФН – обсессивно-фобические нарушения, ВН – вегетативные нарушения

 

Практические рекомендации

Полученные результаты исследования могут быть учтены при разработке программ психопрофилактической работы для населения в условиях ЧС, связанной с возникновением новых пандемий. Помимо этого, полученные результаты исследования могут быть полезными при разработке психокоррекционных программ для лиц, перенесших любые острые респираторные инфекции во время пандемии и массовых эпидемий.

Заключение

Таким образом, результаты исследования особенностей отношения к болезни при COVID-19 свидетельствуют о том, что при освещении пандемии коронавируса СМИ, используя агрессивные военные метафоры, посредством многократно транслируемой информации на протяжении продолжительного времени, могут оказывать психогенное воздействие на пациентов. Впоследствии это приводит к формированию деструктивного отношения к собственному заболеванию у лиц, перенесших COVID-19. У пациентов наблюдаются аффективные реакции на обстоятельство заражения коронавирусом. В отношении новостей, связанных с коронавирусной инфекцией, пациенты также демонстрируют эмоциональное реагирование. Они проявляют признаки раздражительности, плохого настроения и самочувствия; у них возникает чувство тревоги, сопровождающееся проблемами со сном и аппетитом, опасениями за собственное будущее и сужением социальных контактов, в том числе с родными и близкими людьми. В сравнении с больными ОРВИ, пациенты с COVID-19 демонстрируют недоверие к врачам и отсутствие веры в успешность лечения.

×

About the authors

Anatoly N. Alyokhin

Herzen State University

Email: termez59@mail.ru

Dr. Med Sci., Prof., Head, Department of Clinical Psychology and Psychological Help

Russian Federation, Saint Petersburg

Alexander E. Otsus

Herzen State University

Author for correspondence.
Email: susto111@yandex.ru

PhD Student, Department of Clinical Psychology and Psychological Help

Russian Federation, Saint Petersburg

References

  1. Alekhin A.N., Dubinina E.A. Pandemiya: kliniko-psikhologicheskij aspekt [Pandemic: clinical and psychological aspects]. Arterial’naya gipertenziya [Arterial hypertension]. 2020; (3) 312–316. (In Russ.)
  2. Alekhin A.N., Neberkulina EH.A. Psikhologicheskie aspekty reaktsii adaptatsii v izmenyonnykh usloviyakh zhiznedeyatel’nosti [Psychological aspects of the adaptation reaction in changed living conditions]. Vestnik psikhoterapii [Bulletin of Psychotherapy]. 2023; (85): 28–34. (In Russ.)
  3. Bocharova S., Ivanov M. SMI vse men’she zamechayut koronavirus [The media is paying less and less attention to the coronavirus]. Vedomosti [Statements]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/10/19/843826- zamechayut-koronavirus. (In Russ.)
  4. Vorobeva M.M. Zakharova D.S., Efimova A.V. Formirovanie diskursivnogo obraza pandemii COVID-19 v institutsional’nykh SMI (Obzor) [Formation of the discursive image of the COVID-19 pandemic in institutional media (Review)]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. [Social and human sciences. Domestic and foreign literature.]. YAzykoznanie: Referativnyj zhurnal [Linguistics: Abstract Journal]. 2022; (3): 80–95. (In Russ.)
  5. Elnikova O.E. Kontsept «otnoshenie k bolezni» kak nauchnaya problema. Obzor literatury [The concept of “attitude to illness” as a scientific problem. Literature review.]. Kompleksnye issledovaniya detstva [Integrated childhood studies.]. 2020; 2 (4): 292–304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-otnoshenie-k-bolezni- kak-nauchnaya-problema-obzor-literatury. (In Russ.)
  6. Craig D. Pandemic and its Metaphors: Sontag Revisited in the COVID-19 era. European Journal of Cultural Studies. 2020; 23 (6): 1025–1032. URL: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/1367549420938403

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Results of the study of subjects according to the Clinical Neuroticism Questionnaire methodology

Download (68KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».